Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цель:

показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.


Ход урока


I. Проверка домашнего задания
Перед тем как перейти к анализу произведения, обязательно прочитаем заключительные страницы рассказа со слов «...Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете».
II. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени
— В какое время происходит действие рассказа? Назовите приметы этого времени в рассказе.
— Когда и как началась самостоятельная жизнь героя? Какие испытания ожидали его? (3-й вопрос учебника)
Самостоятельная жизнь героя началась в 11 лет, когда он отправился в райцентр на учебу в пятый класс. Его ждали тяжелые испытания: голод и одиночество.
— Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Рассказчик говорит: самым страшным была тоска по родной деревне, по родным людям и душевной теплоте, тоска, которая наваливалась после уроков на одинокого ребенка.
      

III. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою
      

Эвристическая беседа
— Чем интересен для вас герой рассказа?
В самых трудных обстоятельствах герой не терял чувства собственного достоинства, у него был сильный характер.
— Как вы понимаете слово характер?


      * Характер — совокупность психических и духовных свойств человека, которые обнаруживаются в его поведении.


Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? «Бесхарактерными» мы называем слабовольных людей, которые не умеют принимать решения или исполнять их.
— Какие еще выражения со словом характер вы знаете? Выдержать характер — сохранить твердость, не уступить в чем-либо; человек с характером — человек с сильным характером.
— Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?
— Как мы об этом узнаем?
Подведем учеников к мысли о том, что автор дает своему герою литературную характеристику, т. е. с помощью художественных приемов описывает отличительные качества, свойства и черты героя.
— С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя?
Приемы характеристики литературного героя:
— портрет (Настя и Митраша в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»);
— рассказ о поступках (Ассоль и Грэй в феерии А. С. Грина «Алые паруса», Маттео Фальконе в одноименной новелле Проспера Мериме);
— речевая характеристика (Санька Левонтьев в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»).
— Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?
«Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки».
Эпитеты живо помогают представить себе героя.
— Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
— Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
Этот вопрос сложен для детей. Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке. Здесь можно обратиться к эпиграфу: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», — писал Л. Н. Толстой. Человек с чувством собственного достоинства не будет оскорблять это чувство в других людях.
— Почему герой начал играть в «чику»?
— Кто из ребят был заводилой в игре?
— Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой».
Эпитеты «рослый», «крепкий», характеризующие Вадика, противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметный своей силой и властью» противопоставлено определениям «диковатый», «одинокий».
— Какой прием использовал автор?
Рисуя портреты героев, автор использовал антитезу.
— Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?
Голод заставил мальчика задуматься, как можно добыть деньги. Но в райцентре мальчик никак не мог ни заработать, ни получить деньги. Мать помогала ему, чем могла, и он начал играть в «чику». Герой относился к игре как к единственному способу, которым он может добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением. Для Вадика эта игра была развлечением и возможностью проявить свою власть, командуя младшими мальчиками. Вадику игра давала удовольствие властвовать над другими людьми.
Выполним 5-е задание учебника: сравним описания пейзажа того дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.
Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Первая зарисовка описывает день, когда рассказчик в первый раз выиграл в «чику». Вторая зарисовка соответствует рассказу о том, как Вадик и Птаха побили главного героя и выгнали из игры за то, что он позволил себе выигрывать. Картины природы отличаются друг от друга. В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. Во второй настроение рассказчика подчеркивает черная крапива, жесткая, сухая трава. Эти детали помогают автору передать настроение рассказчика, который сначала счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, и потом испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.
Объясним ученикам, что охарактеризовать состояние героя можно не только с помощью портрета, передачи его поступков и слов, но и с помощью описания окружающей героя природы.
— Почему Вадик и Птаха избили героя?
Вадик и Птаха избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться перед заводилами игры. Автор пишет: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».
— Каким было после этого состояние героя?
Передавая состояние своего героя, автор пишет: «Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».
— Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?
На этом вопросе завершим этот урок.


       Домашнее задание
    Подготовить ответы на 7—9 вопросы учебника. Письменно выполнить 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову».


      Индивидуальное задание
   Принести на урок отдельное иллюстрированное издание рассказа «Уроки французского», подготовить отзыв об иллюстрациях к рассказу.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет