Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цель:

познакомить учащихся с содержанием рассказа, помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче, добрее.



Ход урока

I. В. Г. Распутин: страницы биографии

     Слово учителя

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны.

Распутин так писал о себе: «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало».

— Какой известный вам писатель тоже родился в Сибири?

Найдем на карте Байкал, Ангару, Иркутск. В этих суровых краях прошло детство и юность Распутина. В детстве он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня, оказалось затоплено. Распутин часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть «Прощание с Матёрой», наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технической революции и традиционной крестьянской культуры.

В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно известны были его очерки о молодых участниках великих строек Сибири.

Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В 1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов — «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. — Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

 

     II. «Уроки французского»

     Комментированное чтение

Чтение рассказа может начать учитель, продолжат ученики.

Некоторые методические пособия предлагают предварительно провести работу по введению учеников в историко-культурный контекст времени, объяснить некоторые факты, упоминающиеся на страницах рассказа, например о карточной системе снабжения продуктами, об обязательных для населения государственных займах, о тяготах колхозного труда.

Мы полагаем, что работа с этим рассказом даст возможность активизировать знания учеников, может научить их «вычитывать» значение непонятных слов из контекста. Там, где это будет необходимо, учитель поможет своими комментариями или наводящими вопросами, например:

— «Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций». Кто из вас раньше слышал слово облигация? Как вы думаете, что оно обозначает?

 

     Облигáция — билет государственного займа.

 

      Домашнее задание

Дочитать рассказ до конца. Подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся отрывков.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет