Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель: знакомство с одним из лучших шотландских поэтов, темами его творчества: защита бедных и обездоленных; честность, справедливость, гордость, честь — общечеловеческие понятия.

Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

 

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя о поэте.

Роберт Бернс (1759—1796).

Английская поэзия ХVIII в. представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи.

В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками):

 

Наша честь велит смести

Угнетателей с пути

И в сраженье обрести

Смерть или свободу!

(Перевод С. Маршака.)

 

Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии — Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу.

Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен.

Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей — людей труда. В ней звучит вера в будущее народа:

 

Забудут рабство и нужду

Народы и края, брат.

И будут люди жить в ладу;

Как дружная семья, брат.

(Перевод С. Маршака.)

 

Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия.

Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии — в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты.

 

2. Работа по учебнику: составление плана ответа статьи (с. 228—230 в учебнике).

План ответа учеников.

1) ТвардовскийоБернсе.

2) Отец поэта, его роль в воспитании детей.

3) Любовь к книгам.

4) Что прежде всего отец ценил в людях?

5) Какие наставления давал поэт младшему брату?

6) Герои стихов поэта.

7) Талант и усердие, труд.

8) Бедность и нужда.

9) Бернс и русская литература.

 

3. Слово учителя. Автор книги «Роберт Бернс» (из серии ЖЗЛ) Р. Райт-Ковалева пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели — на протяжении двух веков! — в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей — встречдоброй воли.

Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ».

Давайте познакомимся со стихотворением Бернса «Честная бедность» и подумаем, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бернсе.

 

4. Чтение стихотворения «Честная бедность» учителем или подготовленным учеником.

 

5.Аналитическая беседа постихотворению.

— Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус?

— Как понимать: «Богатство — штамп на золотом, а золотой — мы сами!?» (Золотой человек, — говорят о гордом человеке, с чувством собственного достоинства, жалким рабам и трусам свойственны лицемерие, подхалимство.)

Задание: объяснить слово «знать». (Знатные, достойные уважения для поэта те, кто кормится своим трудом, не живет за счет других.)

— Какая русская пословица уместна в этом случае? («Встречают по одежке, а провожают по уму. В стихотворении «Вельможа», Г. Р. Державина есть строчки.

 

Осел останется ослом,

Хоть ты осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.)

 

4-я строфа.

— Всесилен ли король? («Не место красит человека, а человек место» — пословица. Никак нельзя заменить ум и честь наградами, чинами. Король не всесилен.)

5-я строфа.

— Во что верит поэт? (Придет время, когда уму и чести будет почет и уважение, верит, что наступит время справедливости и единства.)

Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность — общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям.

 

6. Выразительное чтение стихотворения учащимися (по строфам).

 

IV. Подведение итогов урока.

— Понравилась ли вам песня Бернса?

— Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит?

— Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Р. Бернса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает»; «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»?

 

Домашнее задание: выучите песню наизусть, подчеркнув ее грустный и шутливый характер; прочитать вступительную статью о Байроне (учебник).

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет