Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цель: знакомство с понятием «предание, использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

— Какова же была основная тема «устной живописи»?

— На что обращают наше внимание народные сказители?

Обратимся к «преданьям старины глубокой».

 

2. Задания.

1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».

— Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)

 

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

 

3) Пересказ предания «Петр и плотник».

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

 

III. Изучение новой темы.

1.Чтение статьи «Предания».

 

2.Беседа по вопросам.

— Что же называется преданием? («Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)

— Кто чаще всего является героем преданий?

— Откуда взяты эти строки?

 

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

 

В начале поэмы и в конце ее:

 

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

 

Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

 

IV. Подведение итогов урока.

— Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?

— Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?

— Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?

 

Домашнее задание: статья учебника, пересказ.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет