Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

 

I вариант

Г.А. Скребицкий

Мать


В начале августа на рассвете мы с Джеком пошли на охоту.

Выбрались на знакомую лесную поляну.

В этот ранний час лесная поляна походила на широкую тихую заводь. По ней струились волны тумана. Они подни­мались и уходили вдаль, в зеленоватый простор предутрен­него неба. И в этом просторе далёким крохотным парусом белел и таял заходящий месяц.

Мы присели на краю поляны и стали ждать, когда со­всем рассветёт и можно будет идти разыскивать тетеревов.

По зорям эти дикие лесные куры обычно выходили на поляны и кормились ягодами брусники. Заслышав нас, они убегали в кусты и затаивались среди высокой травы и про­шлогодних листьев. Но Джек всё-таки отыскивал их по сле­дам и, подкравшись, замирал на месте — делал стойку. Он стоял неподвижно, чуть вздрагивая от нетерпения, ожидая только моего приказания, чтобы броситься и вспугнуть за­таившуюся дичь.

Я командовал: «Вперёд!», Джек бросался, и тяжелые, крупные птицы с шумом вылетали из своей засады.

Я стрелял. Если птица падала, Джек опрометью кидал­ся её поднимать и с торжеством подавал мне. Если же я промахивался, он долго смотрел вслед улетевшей дичи, а потом оборачивался ко мне с таким укоризненным ви­дом, словно хотел сказать: «Эх, брат, оплошал ты!»

И мы шли дальше.

В это утро, только мы подошли к кустам, Джек остано­вился и замер на стойке — почуял дичь. Я скомандовал: «Вперёд!» Джек бросился в кусты, но оттуда никто не выле­тел, а только послышался какой-то странный писк.

Я даже не понял, кто это так кричит — зверь или птица.

В недоумении раздвинул кусты и увидел необыкновен­ное зрелище: Джек, виляя хвостом, раскапывал носом кучу прошлогодних листьев, а вокруг его морды бегал и угрожающе пищал большой старый ёж.

Что это значит? Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ёж пищал. И почему он не свёртывается в клубок, а бросается прямо на собаку, норовит её укусить?

Я нагнулся к Джеку и тут только разглядел и понял, в чём дело.

В развороченных сухих листьях копошились три крохотных, почти совсем голых ежонка. Так это мать ежиха за­щищала своих детей!

Джек покосился на ежиху, потом на меня, будто спра­шивая: «Чего она так кричит? Я ведь и не думаю их кусать».

— И молодец, что не тронул, — похвалил я. — Не стоит с ними и связываться.  Идём-ка лучше тетеревов искать.

Джек, видимо, согласился. Он весело замахал хвостом и побежал прочь.

(369 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, вы­полни задания.

1.      О чём рассказывается в этом произведении?

об охоте на тетеревов

о собаке Джеке

о том, как Джек выполнял команды

о том, как мать ежиха защищала ежат

о том, что Джек не тронул ежат

2.      Где произошла описанная история?

на реке

на лесной поляне

в лесу

на озере

 в поле

3.      В какое время охотник вышел на охоту?

в августе вечером

летним днём

в начале августа на рассвете

летним утром

в конце лета

4.      Как автор называет тетеревов? Найди ответ в тексте.
Запиши.

________________________________________________________________

_______________________

5.      Где и когда произошла встреча рассказчика с матерью ежихой?
 

утром в лесу

утром у кустов

днём у дерева

утром у берёзы

днём на поляне

6.      Кого увидел охотник в прошлогодних сухих листьях?

птенцов

крохотных ежат

червячков

гусениц

бабочек

7.      Восстанови план рассказа. Расставь цифры в нужном  порядке. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

Охота на тетеревов.

Странный писк.

Ранний час на лесной поляне.

Мать ежиха.

Джек.

8.      Почему Джек не тронул ежат?

потому что пожалел ежат

потому что мать ежиха отчаянно защищала ежат

потому что был умной собакой

потому что боялся хозяина

потому что боялся уколоться

9.      Какое предложение помогает понять главную мысль?

Я даже не понял, кто это кричит — зверь или птица.

Джек, видимо, согласился.

Так это мать ежиха защищала своих детей!

Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ежи пищали.

10.    Какие новые для тебя факты из жизни ежей сообщил автор?

У ежей в августе появляются ежата.

Тетерева — это лесные куры.

Тетерева кормятся ягодами брусники.

Ежи пищат.

Охотничья собака замирает на месте при виде добычи.

 

 

                         II вариант

Е.И. Чарушин

 

Кошка Маруська

Из цикла «Про охоту»

 

У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пёстрая кошка Маруська. Плешивая кошка, худая, тощая, потому что Никита Иванович её очень плохо кормил.

Весной кошка Маруська с голоду стала ходить в лес на охоту. Потихоньку, крадучись, чтобы деревенские собаки ее не видели, уйдёт она из деревни и охотится в лесу. То мышку поймает, то изловит какую-нибудь птицу.

Пошла она так однажды охотиться, да и осталась совсем жить в лесу.

Скоро кошка Маруська потолстела, похорошела, гладкой стала. Ходит по лесу, как разбойник, гнёзда разоряет — живёт в своё удовольствие.

A хозяин её — Никита Иванович Пистончиков — о ней совсем забыл.

Но вот пришла осень. Птицы из лесу улетели. Только мыши остались на добычу кошке Маруське. Потом и настоящая зима настала.

Мыши стали жить под снегом. Редко-редко когда выбе­гут. Пробегут поверху немного и опять уйдут в свои под­снежные ходы-переходы.

Плохо тут пришлось Маруське. И холодно и голодно. Как прокормиться?

Стала устраивать засады. Залезет на дерево и лежит на суку: ждёт, не пробежит ли под деревом мышка или заяц. А если пробежит, Маруська тогда сверху и кинется.

Недобычливая такая охота. Отощала кошка, похудела, стала злющей-презлющей, как дикий зверь.

Однажды Никита Иванович собрался на охоту. Надел заячью шапку-ушанку, овчинный полушубок, взял ружьё, взял мешок для добычи и пошёл на лыжах в лес.

Идёт он по лесу и разные звериные следы разбирает.

Вот заяц прыгал — наследил, вот лиса прошла, а вот белка от дерева к дереву по снежку проскакала.

Проходит он мимо высокой толстой ели, и вдруг как свалится ему прямо на голову какой-то зверь. Когтями его заячью шапку рвёт, шипит, ворчит. Никита хвать зве­ря обеими руками — так вместе с шапкой и снял его с го­ловы. Хотел бросить зверя наземь — глядит: да это его пёстрая кошка Маруська! Тощая-претощая, одна кожа да кости.

— Эх ты, — засмеялся Никита Иванович, — горе-охот­ник! Заячью шапку с зайцем перепутала.

Пожалел он её, принёс домой и с тех пор стал кормить как следует.

(314 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, вы­полни задания.

1.      О ком рассказывается в этом произведении?

о деревенском охотнике

о кошке Маруське

о мышах и зайцах

о лесных животных

2.      Где жил охотник с кошкой?

в деревне

в городе

в лесной сторожке

в сельском доме

на берегу реки

3.      Почему кошка Маруська ушла в лес?

захотела погулять

была голодная

решила жить в лесу

захотела поиграть с зайцами

захотела побегать по поляне

4.      Когда кошка Маруська жила в своё удовольствие в лесу?

летом

весной

зимой

осенью

Чем питалась кошка Маруська в лесу весной и летом? Найди ответ в тексте и запиши.

________________________________________________________________

__________________________

Как Никита Иванович собирался на охоту? Найди ответ в тексте и запиши.

________________________________________________________________

__________________________

 

7.      Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1- начало произведения.

Жизнь в лесу в свое удовольствие.         

Встреча с хозяином.
Жизнь у охотника.

Охота в лесу весной.

Зимняя охота.       

8.      О чём важном хотел рассказать автор?

о находчивости кошки 

о её трудном житье

о добром отношении человека к кошке.

о том, как Никита Иванович собирался на охоту

о том, что жизнь кошки зависит от природы и чeлoвeка

9.      Почему охотник назвал кошку горе-охотником?

потому что она была голодная

потому что она была худая

потому что она жила в лесу

потому что заячью шапку приняла за зайца

потому что она убежала из дома

10.    Какой другой заголовок мог бы подойти к рассказу?

«Кошка-охотница»

«Горе-охотник»

«Жизнь в лесу»

«Кошка и человек»  

«На охоте»


III вариант

В.К. Железников

История с азбукой


После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за ее сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти.

И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то го кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

 Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит как статуя, не шелохнётся.

   Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую» а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал Первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом по отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, и они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

—     А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

      —         Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.

       — Что же, ночевать здесь будешь?

       — Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурча­ло. Есть захотелось.

Ну, её эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

—     Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь си­дишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «ско­рая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: "Дыши, не дыши» — и градусник суёт под мышку Холод­ный, как сосулька.

—     Ну и хорошо. Поеду в больницу. Честное слово, она была ненормальная.

       — Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!

—     Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

—     Сильна ты обещать, — сказал я. — В один день всю буку! Может быть, ты тогда школу окончишь в один год? Сильна врать!

—     Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

—     Буквы учат целый год. Это непростое дело.

—     У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчишкам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

—     Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трех  палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

—     А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я все ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и теплая.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяс­нить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

—     Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

—     Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука – сложное дело.

Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

—     Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

—     Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежали в подъезд.

          - Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо читься целый год.

Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка, и плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть, друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моем характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

—     Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Ест; такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой.

Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

(1013 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, вы­полни задания.

1. О ком рассказывается в этом произведении?

о детях

о девочке-первокласснице

о вредном мальчишке

о добром Юре

2.      Где произошла встреча Юры с девочкой?

в школе

в классе

во дворе

в спортивном зале

3.      Почему девочка не могла идти домой? Найди ответ в тексте произведения и запиши.
________________________________________________________________

_____________________

4.      Почему переживал Серёжа?

Он скучал по родителям.

Он поверил сестре.

Он сочинял письмо маме.

Он просто капризничал.

 

5.Каким ты представляешь соседского мальчишку? Запиши.
________________________________________________________________

____________________

6.      Какую помощь предложил Юра?

    проводить детей домой

наказать соседского мальчишку

написать письмо родителям в Сибирь

поиграть с детьми

7.      Какой совет даёт герой рассказа родителям?

играть с детьми

учить детей

брать всегда детей с собой, а не оставлять одних

заботиться о детях

 

Почему Юра — «всемирно известное имя»? Запиши.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________

9.      От чьего имени ведётся рассказ?

от имени автора — участника событий

от имени героя рассказа

от имени неизвестного человека

от имени автора

10.    Подумай, почему у Юры было хорошее настроение

потому что он большой

потому что он умеет писать

потому что он познакомился с хорошими детьми

потому что он помог детям

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет