Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Что такое «наука о литературе» (литературоведение) и зачем она нужна обычному читателю? Разве недостаточ­но ему самих литературных произведений, читая которые, он получает удовольствие и узнаёт что-то новое?

Подробнее...

 

Искусство — это особый вид человеческой деятель­ности, важная составная часть духовной культуры. В его основе — создание «второй реальности», художественного мира, порождённого творческой фантазией и мастерством художника. Искусство одновременно является способом познания человеком самого себя и окружающего мира, а также средством преобразования мира и воспитания людей.

Подробнее...

 

Когда человек читает произведение художественной литературы, он не только получает какие-то сведения о персонажах или о событиях, описываемых в книге. Он видит и слышит персонажей, перед его мысленным взором возникают картины природы, обстановка комнат в доме и т. п. Читатель как бы оказывается в другой стране, насе­лённой подчас не только людьми, но и фантастическими существами (Змеями Горынычами, хоббитами, гномами, русалками и др.). Это действительно «вторая реальность», условный мир, сотворённый автором для своих читателей.

Подробнее...

 

Вопрос о форме литературного произведения очень непрост. Художественный мир, созданный писателем, яв­ляется читателю в виде книги (переплетённые страницы бумаги или пергамента, свитки папируса, листы ксеро­копии и т. п.). Будут ли «формой» художественного мира переплёт и размер бумаги? Нет.

Подробнее...

 

В своё время русский критик XIX века В. Г. Белин­ский заявил, что искусство мыслит образами, а наука — понятиями. Вслед за ним эту фразу стали повторять повсеместно, не замечая ошибочности утверждения ре­волюционного демократа. Человеку вообще свойственно мыслить образно вне зависимости от сферы деятельности. Инженер, рассказывающий об изобретённой им маши­не, не только ясно видит мысленным взором её образ, но и старается донести его до воображения слушающих его рассказ. Когда мы произносим слова «стол», «вилка», «ав­торучка», мы представляем себе образы этих предметов. Однако к искусству это не имеет никакого отношения.

Подробнее...

 

Обратимся теперь к ещё одной большой группе язы­ковых средств, способствующих созданию яркого и живо­го мира литературного произведения. Эта группа обыч­но определяется как «изобразительно-выразительные средства языка». Изобразительность и выразительность в них связаны между собой так же тесно, как «содержание и форма» в произведении. Однако каждая из двух состав­ляющих этих средств обладает своими особенностями, более того, есть произведения, где именно одна из этих составляющих оказывается ведущей, превалирующей в художественном замысле автора.

Подробнее...

 

Индивидуальность, неповторимость художественного мира литературного произведения непосредственно свя­зана именно с поэтикой.

Вот один ряд произведений: «Горе от ума» А. С. Гри­боедова; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина; «Князь Серебряный» А. К. Толстого; «Идиот» Ф. М. Достоевско­го; «Огненный ангел» В. Я. Брюсова. Что в них общего? На первый взгляд такой вопрос может показаться стран­ным, но все эти очень разные произведения базируются на одном основном конфликте, обычно называемом «лю­бовным треугольником».

Подробнее...

 

Что скрывается за понятием «смысл художественно­го произведения»? «Смыслом я называю ответы на во­просы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла», — заявлял М. М. Бахтин. Просто и ясно.

Трудно спорить с М. М. Бахтиным, когда он говорит о том, что не отвечающее ни на какой вопрос есть бессмы­слица. Но ведь возможно, что читатель не видит в тексте ответа только потому, что не способен правильно поста­вить вопрос, не задумывается о существенности предла­гаемого ему ответа.

Подробнее...

 

Любое литературное произведение заключает в себе определённое эмоциональное настроение, передающееся читателю. Одни произведения вызывают у читателя грусть, другие — заставляют его смеяться, третьи — испытывать гордость, словно читатель, а не герой прочитанного произ­ведения совершил описываемые в книге деяния. Возника­ющие при чтении чувства заставляют читателя оценивать всё происходящее в художественном мире литературного произведения под особым углом зрения, определяют его заинтересованность, личное участие в судьбах персона­жей, сопереживание. Такая особенность произведений литературы называется пафосом произведения.

Подробнее...

 

Мы уже выяснили, что художественный мир литера­турного произведения самодостаточен и существует вне непосредственной зависимости от реальной действи­тельности. Как писал И. Ф. Волков, «в художественной иллюзии реальная жизненная характерность, с которой сливается духовный мир писателя, вырывается из её кон­кретно-исторических связей (обстоятельств) и переводит­ся в художественном произведении в такую конкретную связь, в какой она в действительности никак оказаться не может».

Подробнее...

 

Для восприятия литературного произведения очень важны такие понятия, как персонаж и характер. Давайте попробуем разобраться, в чём особенность литературных характеров. Вы знаете, что для определения любого дей­ствующего лица произведения часто используется термин персонаж.

Персонаж — это наиболее нейтральное название, указывающее только на одно из действующих в художест­венном мире произведения лиц. Персонажами могут быть и люди, и животные (Ю-ю из рассказа Куприна), и фан­тастические существа (Змей Горыныч из русских сказок), и даже предметы (Пружинка из «Городка в табакерке» Одо­евского).

Подробнее...

 

Условность и самоценность художественного мира ли­тературного произведения предопределяют своеобразие создаваемого автором поэтического пространства и осо­бенности времени художественных событий. «Время и пространство в романе не таковы, как в реальной жиз­ни. Даже в самом правдоподобном по видимости романе, в «куске жизни», который стремились воссоздать натура­листы, все подчинено известной художественной услов­ности», — отмечали американские исследователи Р. Уэллек и О. Уоррен. Разумеется, речь здесь идёт не только о романе, но вообще о поэтическом творчестве, просто ро­ман выбран именно как наиболее «жизнеподобный» жанр.

Подробнее...

 

Вы уже знаете, что при создании литературных характе­ров писатель изображает не только внешность и поведение персонажа, но и его внутренний мир, стремится показать читателю жизнь его души. «Личность, индивидуальность творца способствует сохранению в литературе необходимого энергетического уровня, без которого невозможно дальней­шее существование искусства», — заметил Д. С. Лихачёв.

Подробнее...

 

Любое литературное произведение как-то «построено»: у него есть начало и конец, в нём о чём-то рассказывается или содержится какая-то эмоциональная информация. Художественный мир всегда соразмерен, составляющие его части (главы, эпизоды, строфы и т. п.) соотносятся друг с другом, сливаясь в единое целое, эстетическое единство, воплощающее авторский замысел.

Подробнее...

 

С самого раннего детства человек начинает освоение сложного мира искусства, выделяя в нём отдельные жанры. Первые навыки восприятия художественного мира литера­турного произведения появляются у совсем ещё маленько­го ребёнка, когда он просит маму «спеть ему колыбельную» или «рассказать сказку». И если мама вместо сказки пове­дает малышу о том, как она стояла в очереди за картошкой, ребёнок сразу же почувствует, что ему предлагают нечто иное, и вновь начнёт требовать именно «сказку». Он уже ощущает её жанровые признаки, уже владеет таким важ­ным читательским навыком, как «жанровое ожидание».

Подробнее...

 

Литературный род — очень важное понятие, оно по­могает выяснить, как устанавливаются взаимоотношения писателя и читателя, как распределяются их «обязаннос­ти» в процессе создания и освоения художественного мира литературного произведения.

Любой писатель, создавая своё произведение, представ­ляет себе мысленный образ «идеального читателя», именно к нему обращается автор в своём творении, рассчитывая на его доверие, взаимопонимание, творческое воображение и известную образованность, осведомлённость в той обла­сти, в которой развивается творчество писателя.

Подробнее...

 

Жанр — одна из самых важных литературных катего­рий. Конечно, литературный род порождает ту или иную жанровую систему, но читатель-то ориентируется именно на своё «жанровое ожидание», выбирая книгу и погружа­ясь в её художественный мир.

В жанрах находят свои наиболее адекватные отраже­ния характерные признаки того или иного вида искусства. Слово «симфония» указывает на музыку, «натюрморт» — на живопись, а вот «романы», «поэмы», «сонеты» — это уже мир литературы.

Подробнее...

 

Лирика существует на протяжении всей истории чело­вечества. Первые деяния первобытных людей сопрово­ждались обрядовыми и трудовыми песнями, появление самых ранних религиозных воззрений порождало гимни­ческие стихи, а межплеменные и межродовые столкнове­ния поддерживались военными песнями.

Несколько позже появляется интимная лирика, выра­жающая субъективные чувства отдельного человека. Вна­чале она связана со свадебными и похоронными обрядами, а также с прославлением наиболее сильных и удачливых воинов. Так рождаются «плач» (похоронная песнь), лю­бовная песня, «славная песня» (прославление воина или «господина»).

Подробнее...

 

Система эпических жанров создавалась очень долго. Если лирические жанры изначально тяготели к фор­мальной упорядоченности и лишь со временем начался процесс размывания их границ, то в эпосе наблюдаются прямо противоположные тенденции.

Ранние эпические произведения плохо поддаются жанровой дифференциации. Вот, например, эпический жанр «хроники» (летописи). Во-первых, он находится на границе двух видов человеческой деятельности — научной и художественной.

Подробнее...

 

Хорошо известные нам термины «трагедия» и «коме­дия», определяющие два драматических жанра, появились ещё в Древней Греции и даже получили теоретическое осмысление в «Поэтике» Аристотеля. Однако формиро­вание системы драматических жанров оказалось очень долгим и мучительным. Далеко не сразу античная драма стала востребована европейской литературой.

Подробнее...

 

Начало формирования системы лироэпических жан­ров относится к XVIII веку, и связано оно с изменения­ми, которые происходят с достаточно известным к этому времени жанром эпической песни (эпопеи, эпической поэмы). Известно, что перу У. Шекспира принадлежат две «поэмы» («Лукреция» и «Венера и Адонис»), но обе они относятся не к лироэпике, а к эпосу, продолжая традиции «Илиады» Гомера и «Божественной комедии» Данте, к эпосу относятся также «поэмы» М. Серванте­са, Дж. Бэньяна («Путь паломника») и других писателей XVII века.

Подробнее...

 

Словесность как вид искусства существует на Земле столько же, сколько существует на ней человечество. На протяжении тысячелетий люди создавали культурные ценности, среди которых важное место занимали разные виды искусства. Может показаться, что развитие челове­ческой культуры сходно с постепенным восхождением на высокую гору: от примитивных орудий труда люди шли к высоким технологиям, языческие обряды сменялись со­зданием театральных действ, на месте холодных землянок появлялись удобные дома... Менялись представления лю­дей об окружающем мире, менялось и искусство.

Подробнее...

 

Любое литературное произведение — это особый мир, где происходят какие-то события, любят и страдают пер­сонажи, растут растения, живут животные... Иногда этот мир удивительно похож на окружающий нас, но нередко он бывает населён совершенно фантастическими суще­ствами, с которыми происходят удивительные превра­щения, противоречащие знаниям, полученным нами на уроках физики, химии или биологии, и в этом случае мы говорим об авторском воображении, восхищаемся по­лётом фантазии писателя.

Подробнее...

 

Представьте себе такие времена, когда ни творческих методов, ни направлений не существовало. Искусство, раз­умеется, было, а вот направлений не было. Странно? Ещё бы! Ведь мы только что говорили о принципиальной важно­сти метода для создания художественного мира произведе­ния. Но и противоречия здесь нет. Творческий метод может появиться лишь на очень высокой ступени развития циви­лизации, когда люди отчётливо понимают роль и значение искусства, а художники осознают специфику творчества и открывают для себя законы, которым оно подчиняется.

Подробнее...

 

В целом развитие средневековой литературы характе­ризуется двумя основными тенденциями.

Первая — это постепенное разрушение синкретизма и осознание, что литературное творчество является спе­цифической формой духовной деятельности человека. Это приводит к отделению в период высокого Средневековья (XI—XIII вв.) литературы (как вида искусства) от научных (исторических, теологических, философских и т.п.) сочи­нений и формированию системы литературных жанров.

Подробнее...

 

XVII век — это особая эпоха в культурной жизни евро­пейского общества. Он по-своему противоречив: несёт на себе ярко выраженный отпечаток кризиса гуманистиче­ских идеалов эпохи Возрождения, но в то же время мучи­тельно ищет способы сохранить важнейшие достижения Ренессанса. Главное, что определяет верность XVII столе­тия предшествующей эпохе, — это рационалистичность. Даже в кричащих противоречиях барокко отчётливо про­слеживается невозможность отказа от крупнейшего заво­евания Возрождения — веры в непобедимую силу чело­веческого разума.

Подробнее...

 

Искусство классицизма возникло в эпоху Ренессанса как попытка преодолеть абстрактность средневекового искусства, его синкретизм и ориентированность на жёст­кую иерархию феодальных отношений. К XVII веку кризис идеалов Возрождения и укрепление абсолютных монархий в Европе (Англия, Испания, Франция) требовали внесе­ния в классицистические принципы ряда уточнений.

Подробнее...

 

Барокко — литературное направление, отразившее рас­терянность определённой части деятелей искусства пе­ред лицом кризиса гуманистических идеалов. Писатели барокко пытались преодолеть кризис и поддержать веру в полезность и целесообразность земного существования человека.

Когда в европейских странах начали проявляться пер­вые признаки кризиса гуманистических идеалов, в твор­честве многих писателей зазвучали тревожные ноты.

Подробнее...

 

XVIII век в истории литературы часто называют эпохой Просвещения по имени наиболее влиятельного идеоло­гического движения этого периода. Идеи Просвещения использовались третьим сословием в борьбе с отживаю­щим феодализмом или его пережитками. Таким образом, Просвещение подрывало устои феодального мировоззре­ния, готовило почву для принципиально нового взгляда на человека и его место в окружающем мире.

Подробнее...

 

Оптимизм просветителей основывался на вере в то, что буржуазия, придя к власти, построит «разумное» и гар­моническое общество. Но к середине XVIII столетия всё очевиднее становилась недостижимость просветитель­ских идеалов. Они не выдерживали проверки реальной действительностью. Кризис просветительской идеоло­гии породил новые эстетические явления в английском искусстве — сентиментализм и предромантизм.

Подробнее...

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет