Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Оптимизм просветителей основывался на вере в то, что буржуазия, придя к власти, построит «разумное» и гар­моническое общество. Но к середине XVIII столетия всё очевиднее становилась недостижимость просветитель­ских идеалов. Они не выдерживали проверки реальной действительностью. Кризис просветительской идеоло­гии породил новые эстетические явления в английском искусстве — сентиментализм и предромантизм.

Философской основой сентиментализма стал субъек­тивный идеализм, получивший классическое воплощение в трудах философа и религиозного деятеля Дж. Беркли. В конце XVII — начале XVIII века теория Беркли не по­лучила широкого распространения: её затмило победное шествие ранних английских просветителей, проповедо­вавших рационалистические концепции механистиче­ского материализма и деизма. Однако первые признаки кризиса английского Просвещения проявились довольно скоро.

Уже в 30-е годы XVIII века заметно усилилось влияние идеалистической философии Дж. Беркли и Д. Юма. Кру­шение просветительских идеалов и отсутствие сколько-нибудь обнадёживающих перспектив заставило писателей обратиться к историческому прошлому и внутреннему миру человека. Именно этим можно объяснить успех, который имели у читателя «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна.

Появление сентиментализма в Англии явилось реак­цией демократических кругов общества на установление в стране власти крупной буржуазии, заключившей тесный союз с аристократией. Л. Стерн, О. Голдсмит и другие пи­сатели-сентименталисты, не принадлежа к буржуазной верхушке, в то же время не относились к представителям неимущих классов. Для них было невозможно отказаться от буржуазной идеологии, хотя идеи ранних просветите­лей казались им уже бесперспективными.

В Англии сентиментализм как непродуктивный твор­ческий метод и литературное направление проявился в 30-е годы XVIII века сначала в поэзии. Расцвет сенти­ментализма и его проникновение из Англии в другие ев­ропейские страны относится к 60-м годам XVIII века. Как литературное направление он продолжает существовать до конца века, хотя следы его влияния заметны и в лите­ратуре первого десятилетия XIX века.

Сентиментализм по своим социальным корням и идейному звучанию тесно связан с просветительским классицизмом. Это типично просветительское литератур­ное явление.

Сентименталисты, не выходя из рамок буржуазной идеологии, пытались по-своему объяснить закономерно­сти развития общества. Они перенесли акцент с челове­ческого разума на человеческое чувство. Но исследование чувства происходило в основном в этической сфере и не затрагивало социальных основ общества.

Сентиментализм обращается к изначальному челове­ческому совершенству и базируется на безусловной вере в возможности человека изменить к лучшему окружаю­щую действительность. Меняется философская основа: вместо изначально разумного человека появляется изна­чально добрый (чувствующий) человек, но его функции в мире остаются прежними, просветительскими: он дол­жен придать миру гармонию и цельность.

Сентиментализм как художественное направление эпо­хи Просвещения предполагает своё разрешение противо­речий, заложенных в основе просветительских учений. Если та опора на разум и законы материальной природы, которую проповедовали классицисты, оказалась невер­ной, следует исходить из первичности сознания — так считали сентименталисты. Законы материального мира не могут признаваться залогом счастья человека, потому что являются вторичными по отношению к сознанию. Разум не способен помочь человеку обрести счастье и гармонию, так как, обладая им, человек не перестаёт оставаться злым. Напротив, мыслящий злодей гораздо опаснее неумного человека, наделённого дурными наклонностями.

Отсюда вывод сентименталистов о том, что главное — познать не разум, но чувства человека, воспитать его не столько мыслящим, сколько добрым, чувствующим. Это нашло отражение в самом названии — сентиментализм (от лат. sence — чувство).

Итак, писатели-сентименталисты обратились к вну­треннему миру человека. Изображению природы в их творчестве отводится всё ещё много места («Времена года» Томсона), но при этом их интересуют не законы, регулирующие её жизнь, а её красота, воздействие на че­ловеческую душу. Сентименталистов волнует проблема материального и идеального в человеческой жизни, но решают они её, явно отдавая предпочтение идеальному.

Часто в литературе сентименталистов возникает тема смерти (так называемая «кладбищенская поэзия»). Че­ловеческая жизнь скоротечна, плоды человеческого тру­да подвержены разрушению — так стоит ли уделять им столько внимания? Было бы прекрасно построить челове­ческое общество по законам природы, утверждали сенти­менталисты, но для этого надо изучать не природу, а душу человека, воспитывать в ней доброту, чуткость, любовь к прекрасному. Добрые люди сами создадут условия для гармонического существования.

Поскольку сентиментализм — просветительское ли­тературное направление, социальные предпосылки его остаются теми же, что и у Просвещения в целом.

Итак, основным объектом изображения художников-сентименталистов становится внутренний мир человека.

Этот мир развивается при созерцании природы, при по­явлении каких-либо сильных чувств: любви, ненависти, страдания. Сентименталисты не избегали изображения социальных конфликтов, но в самих конфликтах их инте­ресовало поведение человека, движения его души («Векфильдский священник» О. Голдсмита).

Сентименталисты также полагали, что искусство при­звано выполнять воспитательные функции. В каждом че­ловеке от рождения заложены добрые качества, и задача искусства — пробудить их, открыть человеку мир прекрас­ного и гармонического. Идеалом сентименталистов ста­новится добрый, тонко воспринимающий мир человек, отзывчивый и чувствующий жизнь природы (например, дядя Тоби из романа Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»).

Материальный мир отображается как временный, пре­ходящий, а человеческие чувства — как вечные и само­ценные.

Значение сентиментализма в том, что он открыл вну­тренний мир человека, смог передать тонкие оттенки человеческих чувств, показал сложность отражения ре­ального материального мира в человеческих ощущениях. Однако в отличие от романтиков сентименталисты опи­сывали человеческие чувства недиалектически, часто вы­рывая героя из окружающей среды, с этим связаны и осо­бенности типизации сентиментализма.

Обстоятельствам сентименталисты придавали второ­степенное значение. Для них главное — душа человека. Герой же в литературе сентименталистов отличается из­вестной заданностью. В нём изначально заложены до­брые чувства, развивающиеся не в силу обстоятельств, социальных условий, а в силу случайных воздействий на его душу. Так, жестокий помещик, преследующий семью священника Примроза, не вызывает у преследуемых чув­ства социального протеста («Векфильдский священник»

О. Голдсмита). Человека может изменить испытанное им чувство любви, восхищения природой и т.п.

Для писателей-сентименталистов не важно, в каких обстоятельствах формируются или проявляются душев­ные качества их героев. Порой жизнь героев описывается вообще без связи с конкретно-исторической обстанов­кой («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна). Часто героем произведения оказывается чу­дак-человек, имеющий какую-нибудь навязчивую идею, «конёк». Таковы Брамбл («Путешествия Хамфри Клин­кера» Т. Смоллетта), пастор Йорик («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна).

Природа рассматривается сентименталистами как царст­во гармонии, как отражение целесообразности, покоя и кра­соты. Поэт-сентименталист Уильям Каупер бросил крыла­тую фразу: «Бог создал природу, человек создал город».

В Россию сентиментализм проникает благодаря твор­честву Н. М. Карамзина. Вслед за ним к сентиментализму обращаются И. И. Дмитриев, А. Н. Радищев, К. Н. Ба­тюшков и др. Однако определить границы этого лите­ратурного направления в России очень сложно, потому что в творчестве русских писателей этот метод очень причудливо переплетался с принципами классицизма (А. Н. Радищев) и предромантизма (Н. М. Карамзин). Но принципы сентиментализма обогатили русскую поэтику множеством новых художественных приёмов, а «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина справедливо считается подлин­ным шедевром сентименталистской литературы.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет