Начальная школа

Литература

Русский язык

История

Биология

География

Математика

 

В целом развитие средневековой литературы характе­ризуется двумя основными тенденциями.

Первая — это постепенное разрушение синкретизма и осознание, что литературное творчество является спе­цифической формой духовной деятельности человека. Это приводит к отделению в период высокого Средневековья (XI—XIII вв.) литературы (как вида искусства) от научных (исторических, теологических, философских и т.п.) сочи­нений и формированию системы литературных жанров.

Вторая — это постепенно увеличивающийся разрыв между фольклором и литературой, сопровождающийся противопоставлением двух жанровых систем. Так, на­родному героическому эпосу («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде», «Песнь о Нибелунгах») куртуазная культу­ра противопоставляет рыцарский роман («Эрек и Эни- да» Кретьена де Труа, «Мул без узды» Пайена де Мезьера, «Смерть Артура» Т. Мэлори), народной лирике — поэзию трубадуров, труверов и миннезингеров. Одновременно происходит и разграничение духовной и светской лите­ратуры.

Выделение литературы в отдельную, сословно огра­ниченную сферу художественной деятельности приводит к тому, что в фольклоре начинает формироваться само­стоятельный пласт, пародирующий рыцарскую литерату­ру и формирующий собственный идеал, сословно проти­вопоставленный элитарному («Роман о Лисе»). Народная смеховая культура как бы восстанавливает равновесие, обеспечивая эстетические и этические запросы всех слоев общества.

Если в период классического Средневековья всё сло­весно-поэтическое творчество формируется под воздейст­вием общенародного идеала, то в позднем Средневековье происходит чёткое разделение крестьянской, городской и аристократической культуры в области поэтического творчества.

Результатом этого процесса можно считать «Божест­венную комедию» Данте Алигьери (1265—1321). В ней Средневековье как бы подвело итог своего культурного развития, обобщив и изложив в художественной форме свои наиболее значительные достижения. Великое тво­рение Данте стало также идеологическим мостом, пере­брошенным из высокого Средневековья в эпоху Возро­ждения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) — очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически вхо­дящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывало принципиально новую культурную эпоху, оз­наменовав начало борьбы буржуазии за господство в об­ществе.

Формирующаяся буржуазная идеология эпохи Возро­ждения ориентируется на материалистическое истолкова­ние законов природы (принцип «природосообразности»), антропоцентризм (человек рассматривается как венец природы), рационализм (человек познаёт окружающий мир и самого себя благодаря разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является).

Возникновение буржуазной идеологии ведёт к посте­пенному разрушению средневековой концепции мира и человека, которая устанавливала непосредственную иерархическую связь не только между людьми, но и меж­ду человеком и всем сущим (концепция отношений «от камня до Бога»). Окончательное разрушение этой кон­цепции привело к появлению учения о самоценности человеческой личности, но произошло это значительно позже, лишь в XVIII веке.

Искусство классицизма возникло в XIV веке как по­пытка преодолеть абстрактность средневекового искусст­ва, опиравшегося на религиозные представления о мире и человеке.

Классицизм — творческий метод светского искусства. Когда в XIV веке в Италии начал формироваться новый взгляд на человека и его возможности, перед художни­ком встал вопрос о принципах изображения нового ге­роя. Выступая против средневековой ограниченности в истолковании материального мира и земной жизни, первые гуманисты обратились к наследию античности. Им казалось, что древние греки и римляне сумели пере­дать красоту и значение земного человека в земной жизни и новое искусство призвано подражать прекрасным ан­тичным образцам, «подражать классикам».

Сам термин классицизм означает «образцовый» и свя­зан как раз с принципом подражания образцам. Однако подражание не означало копирования. Подражать, по мнению классицистов, значило понять и использовать те принципы и приёмы, на которые опирались антич­ные авторы. Задавая вопрос о том, что же являлось глав­ным в искусстве древних художников, первые гуманисты сформулировали основное правило классицистического искусства: принцип «подражания Природе».

Главным в искусстве классицизма объявлялось подра­жание не конкретным произведениям античных авторов, а основным принципам создания этих произведений. Ча­сто положения античных писателей абсолютизировались, превращались в догму. Например, Аристотель и Гораций восхвалялись как непререкаемые авторитеты. Однако ни

Аристотель, ни Гораций не могли полностью обеспечить потребность в развёрнутом учении о законах поэтическо­го творчества иного времени и иной цивилизации. Поэ­тому, «истолковывая их», гуманисты Возрождения созда­вали практически новую поэтику, соответствующую их собственным эстетическим принципам.

Наиболее полно классицизм как творческий метод ренессансной литературы получил обоснование в «По­этике» Ю. Ц. Скалигера и «Защите поэзии» Ф. Сидни.

Требование подражать античным образцам привело к кардинальному пересмотру системы литературных жан­ров: в драматургии на смену мистерии, моралитэ и ми­раклю пришли трагедия и комедия; в лирике появились ода, сонет и пастораль; в эпосе сформировались новелла и роман.

Сонеты Ф. Петрарки вызвали целую волну европей­ского «петраркизма», новеллистика Дж. Боккаччо и М. Сервантеса определила характер развития этого жанра вплоть до наших дней, тогда как романы Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») и М. Сервантеса («Дон Кихот») заложили основы ведущего эпического жанра нового вре­мени. Наконец, без пьес У. Шекспира не обходился ни один из лучших европейских театров.

Итак, в эпоху Возрождения на смену синкретизму пришло осознанное понимание специфики художест­венного творчества. Сложилась обоснованная «концеп­ция мира и человека», т.е. представление о гармоничном и разумном устройстве мира, в котором человек, наде­лённый «божественным разумом», является подлинным властелином, способным изменять действительность на основе её познания. Это заставило писателей «отбирать» для своих произведений ситуации и героев, соответст­вующих данной концепции. «Разумные» и уважающие законы «Божественной Природы» герои противопостав­лялись носителям «средневекового варварства»: мудрый король Гаргантюа — захватчику Пикрошолу («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле), герцог Эскал — «огненному Тибальду» («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), идеаль­ное государство Утопия — реальной Англии («Утопия» Т. Мора).

Так в недрах Ренессанса формируется творческий метод — классицизм, на основе которого постепенно складывается художественная система европейского классицизма и возникает первое литературное направле­ние — ренессансный классицизм.

Гуманисты Возрождения не посягают на идею божест­венного происхождения мира и человека, но утверждают, что мир создан гармоничным, а потому подчинён вечным и непреложным законам. Разум дан человеку для того, чтобы постигнуть эти законы и применить их к организа­ции собственного общества, что и станет залогом счастли­вого существования на земле и прелюдией к загробному блаженству. Человек разумный и естественный (развива­ющийся в соответствии с законами природы) не только становится центром материального мира, но и основным объектом художественного постижения и изображения.

Для них не подлежит сомнению, что каждый человек от рождения наделён только хорошими и добрыми каче­ствами а его превращение в негодяя, злодея или предателя связано с отклонениями от предназначенного ему пути. Отклонения эти вызваны дурным воспитанием, причём влияют на человека не только родители и педагоги, но и всё его окружение.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет