Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Представьте себе такие времена, когда ни творческих методов, ни направлений не существовало. Искусство, раз­умеется, было, а вот направлений не было. Странно? Ещё бы! Ведь мы только что говорили о принципиальной важно­сти метода для создания художественного мира произведе­ния. Но и противоречия здесь нет. Творческий метод может появиться лишь на очень высокой ступени развития циви­лизации, когда люди отчётливо понимают роль и значение искусства, а художники осознают специфику творчества и открывают для себя законы, которым оно подчиняется.

Трудно говорить о творческих методах, существовав­ших в древних цивилизациях (шумеро-аккадской, древ­неегипетской, античной). Эти цивилизации, безусловно, достигли очень высокого уровня развития, и их предста­вители прекрасно осознавали роль и значение искусства. Но мы пока недостаточно изучили своеобразие «мёртвых» цивилизаций, и нам все искусства того времени кажутся похожими, ведь мы сравниваем искусство других циви­лизаций лишь со своим собственным, опираясь на свои эстетические представления.

Иное дело наша, европейская цивилизация. Она за­родилась достаточно давно и развивалась параллельно со стареющей античной цивилизацией. Вспомните, Древний Рим воевал с кельтами и германцами, а средневековая Русь устанавливала контакты с Византией. Истоки нашей цивилизации не в античном обществе, а в жизни племён, населявших Европу уже два с половиной тысячелетия на­зад. Например, кельтская «культура кубков» датируется 2000 г. до н.э.! Именно «варварские племена» нанесли ре­шающий удар Римской империи, и их культура породила цивилизацию, пришедшую на смену погибшей античной.

Можно с уверенностью утверждать, что на протяжении первых пяти столетий нашей эры европейские племена выступали не учениками, а партнёрами античной циви­лизации, активно участвуя в культурном обмене между всеми народами, населявшими Европу.

Для раннего средневекового искусства был характерен синкретизм, то есть нерасчленённость составляющих это искусство элементов. Любое литературное произведение рассматривалось не как творческий вымысел, а как слож­ное сочетание исторических фактов, примеров нравст­венного поведения, юридических норм и т.п. Художест­венный мир воспринимался средневековым человеком как прямое отражение реального мира.

Синкретичность средневекового искусства очень ярко проявилась в агиографии. Жанр жизнеописаний святых был тогда чрезвычайно популярен. Но в повествованиях о деяниях особо почитаемых святых причудливо пере­плетались исторические факты и вымысел, авантюрный сюжет и христианская дидактика.

Принципы организации художественного мира сред­невекового произведения существенно отличались как от принципов, лежащих в основе античной литературы, так и от эстетических посылок литературы более поздних эпох (Возрождения и последующих). Дело в том, что зна­чительная часть средневековой литературы, причём пред­ставления подлинными шедеврами мировой культуры, это фольклорные произведения (мифологический и героиче­ский эпос, фабльо, шванки, средневековая драма и т.п.).

В основе средневекового искусства лежал мощный пласт, опирающийся на народное мировое приятие, не чуждый скептицизма, вольномыслия и карнавальности. Да и власть Церкви в Средние века была ещё не такой сильной и страшной, как представляется (достаточно напомнить, что костры инквизиции запылали в Европе только в начале эпохи Возрождения).

Многое из того, что воспринимается современными людьми как фантастика, для средневекового человека выглядело не только правдоподобным, но единственно возможным. Магия, которую мы расцениваем сегодня как откровенную мистику, имела в прошлом сугубо практиче­ское значение и была направлена на достижение матери­ального (урожай) или личного (здоровье) благополучия.

В то же время в средневековом искусстве часто весьма сложно переплетались мифологическое, публицистиче­ское и художественное начала. Разделение на жанры пред­ставлялось очень строгим, взаимодействие их (явление, обычное для последующих эпох) началось в средневеко­вом искусстве сравнительно поздно.

Именно жанры в эпоху Средневековья компенсирова­ли отсутствие творческого метода, определяли принципы создания художественного мира того или иного произ­ведения. Так, хроника или летопись предполагали по­следовательное изображение наиболее важных событий, о которых стало известно автору в конкретный отрезок времени; житие описывало жизнь конкретного святого; героическая песнь определяла нормы поведения на при­мере какого-то события или чьих-либо деяний и т.п.

Для возникновения творческих методов и литератур­ных направлений требовалось, чтобы люди поняли, осоз­нали, что в основе художественного мира произведения всегда лежат условность и авторский вымысел. Такое важ­ное открытие было сделано в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет