Начальная школа

Литература

Русский язык

История

Биология

География

Математика

 

Любое литературное произведение — это особый мир, где происходят какие-то события, любят и страдают пер­сонажи, растут растения, живут животные... Иногда этот мир удивительно похож на окружающий нас, но нередко он бывает населён совершенно фантастическими суще­ствами, с которыми происходят удивительные превра­щения, противоречащие знаниям, полученным нами на уроках физики, химии или биологии, и в этом случае мы говорим об авторском воображении, восхищаемся по­лётом фантазии писателя.

Однако если задуматься над тем, что такое поэтическая фантазия и откуда берутся столь яркие образы любимых нами книг, придётся признать, что самый неправдопо­добный мир, придуманный автором, может быть увиден нами лишь в том случае, если у нас хватит воображения представить описанные фантастические существа и по­нять, чем они занимаются. А это значит, что автор, как и мы, воображая что-то, опирается на свой жизненный опыт и самые неправдоподобные образы создаются на основе обычных человеческих впечатлений.

Кто такой кентавр? Это фантастическое существо из древнегреческой мифологии, но его фантастичность за­ключается в воображаемом соединении вполне земных существ — человека и лошади. Птицы летают, а ковры рас­стилают на полу, но в сказке ковёр по воле её авторов взмы­вает в небо вопреки законам физики. Если мы не можем понять, как создан фантастический образ, что он обозна­чает и как к нему относиться, всё произведение становится для нас непонятным, словно написано на неведомом нам языке. Кстати, и самые жизнеподобные произведения мо­гут стать непонятными читателю, если написаны архаиче­ским языком и содержат упоминания о вещах и событиях, о которых читатель не имеет нужных ему сведений.

Чтобы придумать условный мир, автор должен обла­дать определённым мировоззрением, основывающимся на представлении о том, в каком мире живёт он сам. На­пример, если писатель считает, что Земля плоская и по­коится на трёх китах, он и в своём произведении может заставить героя отправиться побеседовать с одним из китов, и это будет не фантастической выдумкой, а худо­жественным допущением, основанным на ошибочном представлении автора о земном устройстве. Если же автор знаком с учением Коперника и знает, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, он тоже может использовать миф о трёх китах, но это будет уже не заблуждением, а со­знательным художественным приёмом.

Создавая условный художественный мир, художник всегда прибегает к типизации — изображению общего в еди­ничном, к творческому обобщению.

Созданный творцом условный мир должен казаться читателю живым, знакомым, интересным. К тому же пи­сателю далеко не безразлично, сумеет ли читатель уловить и разделить авторское отношение к придуманным им пер­сонажам и описанным событиям. Писателю необходимо найти самые точные слова, найти ёмкие и зримые образы, убедить читателя в достоверности описываемого.

Вот мы и подошли к ответу на вопрос о том, как со­здаётся художественный мир литературного произве­дения. Существует творческий метод писателя, способ превращения представлений автора о реальной действи­тельности в условный мир литературного произведения. Творческий метод это основные принципы оценки, отбора материала и воспроизведения художественного мира произ­ведения, где оценка — это концепция мира и человека, ле­жащая в основе мировоззрения писателя, отбор — принципы типизации, изображения общего в конкретном художествен­ном образе, а воспроизведение — система художественных приёмов и средств, используемых автором (поэтика).

Именно для того чтобы произведение искусства стало нам понятным, мы должны знать, как устроен его худо­жественный мир, каков творческий метод, лежащий в ос­нове этого произведения. Знание творческого метода — это одно из условий понимания смысла художественного произведения.

Метод — понятие достаточно широкое. Оно отражает творческие принципы целых эпох. Не один, не два, а мно­жество писателей опираются на эти принципы в своём творчестве. Все писатели разные, но есть у них что-то об­щее, связанное с единым творческим методом, поэтому и говорят, что эти писатели относятся к одному литера­турному направлению.

Кстати, методы, как и люди, обладают разными воз­можностями. Они возникают и исчезают. Срок их суще­ствования может быть различным. Одни методы «живут» несколько столетий (например, классицизм), другие — несколько десятилетий (сентиментализм). Методы-дол­гожители можно назвать продуктивными, а вторые — не­продуктивными. Это не значит, что одни методы лучше, а другие хуже.

В искусстве нет ничего случайного или неважного. Просто одни методы отражают устойчивые представле­ния, сохраняющиеся в сознании людей долгое время, другие же — связаны с периодами сомнений, открытий, озарений человечества. Продуктивные методы за долгое время своего существования создают не одно, а несколько литературных направлений, образующих целую художе­ственную систему.

Художественная система — совокупность всех литера­турных произведений, созданных на основе продуктивного творческого метода; включает в себя литературные направ­ления и течения, основывающиеся на данном творческом методе. Таковы художественные системы классицизма, романтизма, реализма, модернизма.

Непродуктивные же методы (барокко, сентиментализм, натурализм) в связи с относительной кратковременностью своего существования создают лишь одно направление, полностью реализуясь в нём, хотя это единственное на­правление может совершить целый переворот в искусстве.

Кроме термина «направление» часто используется ещё одно понятие — «течение». Оно тоже связано с творче­ским методом. Ведь к тому или иному творческому методу обращаются писатели разных стран, а каждый народ име­ет собственные национальные особенности, традиции, накладывающие свой отпечаток на творчество художника.

Под литературным течением понимается как раз нацио­нальный вариант использования творческого метода. Ког­да мы говорим, например, о русском реализме, то имеем в виду не только отличие реализма как литературного направления от романтизма, но и особенности русских реалистических произведений по сравнению с произведе­ниями английских, немецких или французских реалистов.

Наконец, бывает и так, что группа писателей объединя­ется вокруг одного лидера, чьи творческие принципы ка­жутся им особенно продуктивными. Они стремятся в сво­их произведениях следовать этим принципам, развивать их и пропагандировать в своём творчестве. Иногда они даже пытаются обосновать свои позиции в какой-либо программной статье, называемой обычно «литературным манифестом». Такое объединение писателей именуется литературной школой. Например, во Франции существо­вала «школа Стендаля», а в России к одной литературной школе принадлежали «поэты-суриковцы».

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет