Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Жанр — одна из самых важных литературных катего­рий. Конечно, литературный род порождает ту или иную жанровую систему, но читатель-то ориентируется именно на своё «жанровое ожидание», выбирая книгу и погружа­ясь в её художественный мир.

В жанрах находят свои наиболее адекватные отраже­ния характерные признаки того или иного вида искусства. Слово «симфония» указывает на музыку, «натюрморт» — на живопись, а вот «романы», «поэмы», «сонеты» — это уже мир литературы.

Любое художественное произведение создаёт, по опре­делению Аристотеля, «вторую реальность», не отражаю­щую Природу, а «подражающую» Природе. Автор творит вымышленный мир, который может выглядеть очень похожим на нашу обыденность, а может отправлять нас в «тридевятое царство» или на несуществующую планету, населённую фантастическими чудовищами.

Однако как бы ни был похож на нашего знакомого какой-либо персонаж, сколь ни привычны и узнаваемы конфликты и коллизии семейных отношений в бытовом романе — это «вторая реальность», вымышленный мир, в котором действуют свои особые законы, этот мир имеет свою «географию», «биологию», свои «социальные отно­шения» и пр. Беда, если читатель не верит автору, но не меньшая беда, когда читатель безоговорочно принимает каждое слово писателя, полагая, что тот раскрывает ему «правду жизни» или (что уж совсем нелепо) «изображает жизнь в формах самой жизни».

Любое искусство требует художественной условности. Без понимания видов и форм условности стираются гра­ни между реальной действительностью и «второй реаль­ностью» (искусство). Ужасно, если прочитавший сказку ребёнок боится спать, опасаясь, что во сне его сожрёт Змей Горыныч или похитит Кощей Бессмертный. Самые сильные эмоциональные переживания, вызванные обще­нием с искусством, в конечном итоге должны привести к очищению души, ощущению радости и эстетическому наслаждению. Потому-то и важно уметь воспринимать условность художественного мира и разбираться в зако­нах, этим миром управляющих.

«Жанровое ожидание» свидетельствует о том, что чи­татель хорошо представляет себе, в какой художествен­ный мир он хочет погрузиться, какая степень условно­сти не вызовет его раздражения и на какое сотворчество с автором он готов. Жанр определяет основные границы художественного мира, уровень условности, внутрен­нюю динамику произведения и его хронотоп (термин М. М. Бахтина) — взаимообусловленность пространст­венно-временных координат.

Жанры — это группы произведений внутри литера­турных родов, имеющие один или несколько общих при­знаков, противопоставляющих их всем другим жанрам, и общие черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной груп­пы произведений.

Во-первых, жанры всегда соотносятся с одним из четырёх литературных родов, чётко разделяются между ними: роман, новелла, сказка или басня принадлежат только эпосу; сонет, элегия или эпиграмма — только ли­рике; комедия, трагедия или водевиль — только драме; баллада, романс или поэма — только лироэпике. Родовые черты неизбежно присутствуют в каждом жанре.

Во-вторых, жанры очерчивают уровень условности, допустимый при создании художественного мира. Так, «говорящие животные» вполне уместны в баснях или сказках, но они же будут выглядеть более чем странно в историческом романе или похвальной оде. При чтении лирической миниатюры мы будем переживать одно ми­молетное чувство, которым поделился с нами автор, а в романе мы ждём развёрнутой характеристики персонажа. В сказке герой ищет возлюбленную «тридцать лет и три года», но находит её молодой и прекрасной, однако чи­татель не простит автору такой вольности в трагедии, где разлучённые на три десятка лет герои сохраняют юноше­ское очарование и неизменные чувства.

В-третьих, жанры, принадлежащие одному литератур­ному роду, одновременно тяготеют друг к другу и оттал­киваются, различаются между собой. Это позволяет им складываться в общую систему, где каждый из них, обретая способность наиболее эффективно реализовать одну или не­сколько особенностей данного рода, в чём-то ином оказы­вается неэффективным. «Сам по себе жанр существует как элемент некоей более универсальной системы, которую мы можем назвать системою жанров», — указывал М. Я. Поля­ков. Лишь все жанры вместе могут полностью выразить все потенциальные возможности литературного рода.

Басня, например, способна чётко сформулировать нра­воучение на основании аллегорически представленной жи­тейской ситуации. Но она не способна дать глубокую пси­хологическую характеристику персонажей, проследить их сложные социальные, имущественные и исторические свя­зи. Это может показать роман, но содержание романа нельзя свести к одной нравоучительной сентенции (морали).

Жанры существуют во времени. Они зарождаются, видоизменяются, забываются, возрождаются, а иногда — умирают. Это естественный процесс развития литературы. Умерли когда-то чрезвычайно популярные средневеко­вые драматические жанры «миракль», «моралитэ», «соть». Современные поэты прочно забыли «большую секстину» и «виланель» — лирические жанры, весьма популярные в эпоху трубадуров. А вот басня жива и по сей день, хотя писатели обращаются к ней достаточно редко. За время своего существования жанры приобретают новые черты и обнаруживают новые возможности.

Среди жанров есть продуктивные и непродуктивные. Продуктивный жанр всегда востребован читателем и лю­бим писателями. Он всегда актуален, способен видоизме­няться, отражая потребности и черты новых исторических эпох, он оставляет автору возможности для художествен­ного эксперимента.

Вот, например, комедия. Этот жанр возник ещё в Древ­ней Греции и с тех самых пор не покидает подмостков театра. Современная комедия, сохраняя все жанровые признаки, весьма отличается от комедий Аристофана, но она по-прежнему веселит зрителей и собирает аншлаги.

Непродуктивные жанры всегда находятся на пери­ферии литературного творчества, иногда совсем уходя в тень. Такова басня. Она тоже зародилась в Древней Греции (Эзоп) и дожила до наших дней. Но вот измене­ний этот жанр претерпел немного и в истории литературы ознаменовался рядом ярких вспышек (Эзоп — Федр — Лафонтен — Крылов — Михалков), между которыми иногда пролегали десятилетия, когда никто не писал басен. Да и при появлении выдающихся баснописцев этот жанр никогда не становился ведущим, выражающим основные идеи времени или поднимающим наиболее волнующие читателя проблемы. Непродуктивны жанры «рондо», «ди­алога», «эпиграммы». Но это вовсе не значит, что лите­ратура может обойтись без непродуктивных жанров. Они возникают и живут потому, что способны выразить что-то недоступное другим жанрам, и когда в этом возникает по­требность, они полностью реализуют свои возможности.

Кстати, и продуктивные жанры тоже не всегда находят­ся в поле постоянного внимания читателей. Литературные роды в разные исторические эпохи выдвигают на первый план определённые жанры. Такие жанры становятся до­минирующими. Их иногда так и называют — «жанровая доминанта». Так, в Древней Греции жанровой доминан­той эпоса была эпопея, в эпоху Средневековья жанровую доминанту эпопеи сменяет рыцарский роман; писатели Возрождения создают свои жанровые доминанты (новел­ла в эпосе и сонет в лирике); в период Просвещения на первый план выходят трагедия (драматический род) и ода (лирика); в XIX веке несомненными жанровыми доми­нантами становятся поэма (лироэпика), роман (эпос), мелодрама (драма), элегия (лирика).

Признаки различных жанров разнообразны. Иногда они очевидны, а иногда требуются известные усилия, что­бы различить два родственных жанра. Проще всего узна­вать формализованные жанры, те, которые предъявляют жёсткие требования к художественной форме. Классиче­ский сонет, например, должен состоять из четырнадцати стихов (строк), разделённых на четыре строфы (два ка­трена и два терцета) с определённой системой рифмовки. Менее жёстко, но достаточно чётко очерчивается форма басни, оды, диалога и некоторых других жанров.

За время своего развития многие продуктивные жанры видоизменяются, порождая разновидности, у каждой из которых возникают собственные отличительные призна­ки. Это во многом связано с тем, что разные историче­ские эпохи выдвигают на первый план разные проблемы, а кроме того, изменение литературных вкусов читателей требует более детальной ориентации на их «жанровые ожидания».

Жанровые разновидности (виды жанров) могут опреде­ляться по самым различным признакам: по форме (эписто­лярный роман, стихотворная сказка, стихотворение в про­зе и др.); по степени условности (фантастический роман, пьеса-сказка и пр.); по целям (дидактическая сказка, по­эма-инвектива, сатирико-нравоучительный очерк и пр.); по тематике (детективная новелла, «страшная» баллада, роман воспитания, любовная песня и пр.); по временной соотнесённости с настоящим (историческая баллада, драма о современности, научно-фантастическая новелла и пр.); по пафосу (сатирическая ода, героическая поэма, романти­ческая драма, юмористическая новелла и пр.) и др.

Между жанрами могут возникать сложные отношения. Иногда происходит смешение жанров (роман-сказка). Иногда жанр поглощает, включает в себя другие жанры: так, в комедии могут звучать исполняемые персонажами песни и даже сказки, в романе могут появиться вставные новеллы (сказки, баллады, песни). А поэма иногда вклю­чает в себя самостоятельную балладу или песню.

Всё это свидетельствует о том, что жанровая система живёт и развивается в соответствии с жизнью общества, чутко реагируя на исторические изменения и читатель­ские запросы. Она, как живой организм, подвержена вли­яниям окружающей среды.

Хотя среди жанров есть и формализованные, само по­нятие «жанр» нельзя соотносить только с формой произ­ведения. Достаточно вспомнить, по каким признакам мы определяли жанровые разновидности (а среди них есть, например, тематический или целевой), чтобы понять: это категория формально-содержательная. Причём связь со­держания и формы в жанре очень глубокая. В одних жан­рах форма направляет содержание, а иногда и управляет им (сонет, басня, сказка). В других содержание требует модернизации формы, её варьирования в соответствии с замыслом («Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Житей­ские воззрения кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и др.).

Жанр не только определяет границы художественного мира произведения, но и придаёт этому миру внутреннюю динамику, способность к саморазвитию, он регулирует законы, действующие в художественном мире произве­дения, и не допускает их нарушения.

Следует чётко разграничивать системы фольклорных и литературных жанров, между которыми имеются прин­ципиальные отличия. Здесь мы рассматриваем именно литературные жанры, подчиняющиеся строгим законам литературного творчества.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет