Начальная школа

Литература

Русский язык

История

Биология

География

Математика

 

С самого раннего детства человек начинает освоение сложного мира искусства, выделяя в нём отдельные жанры. Первые навыки восприятия художественного мира литера­турного произведения появляются у совсем ещё маленько­го ребёнка, когда он просит маму «спеть ему колыбельную» или «рассказать сказку». И если мама вместо сказки пове­дает малышу о том, как она стояла в очереди за картошкой, ребёнок сразу же почувствует, что ему предлагают нечто иное, и вновь начнёт требовать именно «сказку». Он уже ощущает её жанровые признаки, уже владеет таким важ­ным читательским навыком, как «жанровое ожидание».

Приходя в библиотеку, читатель просит дать ему «де­тектив», «любовный роман» или «фантастику». Это тоже проявление «жанрового ожидания». Заметьте, человек просит у библиотекаря новую книгу. Ему пока не извест­ны ни её автор, ни содержание, ни концовка. Он не знает, что в ней есть, но очень хорошо представляет себе, что в ней должно быть, о чём он хочет узнать. «Жанровое ожи­дание» — это осознанное различение принципов создания художественного мира произведения в литературных жан­рах, внутренняя готовность принять и признать определён­ный вид условности, положенной в основу взаимоотношений литературных персонажей.

Есть у «жанрового ожидания» ещё одна важная особен­ность. В нём проявляется своеобразный «договор» между писателем и читателем. Обращаясь к тому или иному жан­ру, писатель ориентируется на вполне конкретную группу читателей, представляя себе её эстетические вкусы, при­страстия, образ мышления, способности к сопережива­нию и сотворчеству. Он стремится оправдать «ожидания» своих читателей. Читатель же, оценивая автора, во мно­гом ориентируется на то, как писатель удовлетворил его ожидания, насколько созданный автором художествен­ный мир оказался близок и понятен читателю, как сильно взволновал читательские чувства творец произведения.

Необходимым условием жанрового ожидания является установка читателя на принятие авторского вымысла, ху­дожественной условности произведения. Одни читатели требуют только «правды жизни», «объективных фактов»; такие читатели увлекаются очерками, мемуарами, до­кументалистикой. Другие, позволяя автору творить вы­мышленный мир, хотят, чтобы этот мир был похож на ту реальность, в которой они существуют сами, они ждут от писателя ответов на вопросы, возникающие перед ними в повседневной жизни. Такие читатели любят бытовые и воспитательные романы, сатирические произведения, «производственные» и «семейные» новеллы.

Есть читатели, которые, напротив, жаждут оторваться от повседневности и вместе с героями книги пережить удивительные приключения, ощутить опасность и совер­шить подвиг. Они готовы принять самый буйный вымысел писателя, если он предложит им войти в мир неизведан­ного, а подчас и малоправдоподобного. Это поклонники приключенческой и фантастической литературы.

Немало читателей ждут от книги просто развлечения, игры ума, весёлой болтовни и розыгрышей. Их «жанро­вое ожидание» — юмористическая литература, «лёгкая», «игривая» поэзия, пародии.

Читательские вкусы многообразны, пристрастны и из­менчивы. Иногда «жанровое ожидание» одного и того же человека, снимающего книгу с полки, зависит от его на­строения, дня недели, времени суток и т. д. состояния его здоровья. Подчас очень серьёзный человек, гордящийся тем, что не читает глупых «побасенок», собирая библио­теку для своей маленькой дочки, вдруг заново открывает для себя волшебный мир сказок и детских песенок...

«Нет в литературе ни одного плохого жанра, кроме скучного». Это крылатое выражение содержит в себе глу­бокую истину.

Но как рождаются жанры? Почему одни из них разви­ваются и видоизменяются, а другие — умирают?

Это вопросы, далеко уводящие от простого «жанрового ожидания»; ответить на них можно, лишь поняв общие за­коны художественного творчества, причём начинать надо не с жанров, а с литературных родов, которые и опреде­ляют построение системы жанров в разные литературные эпохи.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет