Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Вы уже знаете, что при создании литературных характе­ров писатель изображает не только внешность и поведение персонажа, но и его внутренний мир, стремится показать читателю жизнь его души. «Личность, индивидуальность творца способствует сохранению в литературе необходимого энергетического уровня, без которого невозможно дальней­шее существование искусства», — заметил Д. С. Лихачёв.

Это очень непростая задача. Каждый автор решает её по-своему. До XIX века персонажи либо получали внеш­нюю характеристику своего внутреннего мира, которую давал ему автор или другие персонажи этого произведе­ния, либо их душевный мир изображался в соответствии с заранее заданными условиями его развития (природной разумностью или добротой, умением контролировать свои чувства разумом и пр.). В первом случае характеры оказывались статичными, неизменными, сохраняющими все свои качества на протяжении всего произведения (та­ковы в русских былинах Илья Муромец и Добрыня Ни­китич), во втором случае характер развивался, менялся в процессе его описания, но эти изменения диктовались заранее заданными условиями, укладывались в изначаль­но намеченные рамки и приводили к прогнозируемому результату (так развивается характер Робинзона Крузо из одноименного романа Д. Дефо).

На рубеже XVIII и XIX веков в литературе появляется диалектика, а вместе с ней и новые возможности изображе­ния внутреннего мира человека. Русский критик Н. Г. Чер­нышевский, рецензируя произведения Л. Н. Толстого, на­звал такое новое изображение «диалектикой души».

Давайте вспомним, что диалектика предполагает по­знание явления на основе его постоянного развития, выз­ванного внутренними противоречиями, а это означает, что «диалектика души» представляет собою внутреннюю жизнь персонажа, вызванную мучительными пережи­ваниями, размышлениями, направленными на поиски истины, счастья, решения возникающих перед ним про­блем. «Диалектика души» изображает сложный процесс психологического развития личности, часто связанный с её самопознанием.

Но не только внутренние противоречия могут вызы­вать неожиданные, «незапрограммированные» измене­ния во внутреннем мире персонажа, в «работе» его души.

Вот, например, Владимир Дубровский: не только его жизнь, но и мысли, и чувства его резко меняются после смерти отца и разорения. Он становится разбойником, чтобы отомстить обидчику отца: психология гвардейского офицера и психология грабителя плохо сочетаются, но становятся основой внутреннего противоречия.

Но дальнейшее развитие романа А. С. Пушкина «Дуб­ровский» показывает читателю, что месть Троекурову, во имя которой бывший гвардейский офицер встаёт на путь разбоя, так и не свершается. Почему? Вы, конечно, пом­ните, что причиной тому явилась любовь героя к Маше, дочери его врага. Знакомство с Машей (внешнее обсто­ятельство) вновь приводит к резкому изменению вну­треннего мира героя, порождает очередное внутреннее противоречие. И таких душевных метаний Владимира Дубровского в романе немало. Именно они в конечном итоге приводят героя к трагическому финалу, и именно они вызывают у читателя сочувствие, сопереживание пер­сонажу.

Подробное, глубокое и жизненно достоверное изо­бражение внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настро­ений в литературе называется психологизмом.

Психологически глубоко обычно раскрываются слож­ные характеры персонажей, чутко реагирующих на окру­жающий мир, способных к сочувствию и сопереживанию другим персонажам. В то же время психологизм является действенным средством создания художественного мира, получающего дополнительную оценку и окраску в пере­живаниях персонажа. Психологизм при описании взаи­моотношений двух или нескольких персонажей придаёт динамизм и окружающему их миру, делает его жизненно достоверным.

В литературе существует немало форм и приёмов со­здания психологизма. Передать изменения в состоянии персонажа помогает, например, точная художественная деталь (вспомните люльку Тараса Бульбы из одноимен­ного произведения Н. В. Гоголя), а вот для описания изменений в характере Чарткова из «Портрета» Гоголь использует психологический анализ, прослеживая не только изменения в духовной жизни персонажа, но и их причины.

Психологизм поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» со­здаётся с помощью очень эффективного художественного приёма — внутреннего монолога. С этим приёмом вы уже не раз встречались в самых разных произведениях.

Лучшие произведения мировой классической литера­туры всегда тяготели к психологизму, но особенно после­довательно и ярко он проявлялся в русской литературе, всегда уделявшей пристальное внимание человеку, его внутренней духовности.


Самое главное

Психологизмом называется глубокое и жизненно до­стоверное изображение внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, же­ланий, настроений.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет