Начальная школа

Литература

Русский язык

История

Биология

География

Математика

 

Любое литературное произведение заключает в себе определённое эмоциональное настроение, передающееся читателю. Одни произведения вызывают у читателя грусть, другие — заставляют его смеяться, третьи — испытывать гордость, словно читатель, а не герой прочитанного произ­ведения совершил описываемые в книге деяния. Возника­ющие при чтении чувства заставляют читателя оценивать всё происходящее в художественном мире литературного произведения под особым углом зрения, определяют его заинтересованность, личное участие в судьбах персона­жей, сопереживание. Такая особенность произведений литературы называется пафосом произведения.

Термином «пафос» охватывается область идейно- эмоциональных оценок, сфера оценочных отношений писателя к воспроизведённой и осмысленной им объек­тивной действительности. В пафосе в наибольшей мере воплощается ценностная ориентация писателя в той или иной социально-культурной ситуации», — подчеркивал А. Б. Есин.

Пафос — это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоциональнооценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Из этого определения сразу же становится ясным, что пафос непосредственно связан с авторской позицией и идейным звучанием произведе­ния. Пафос помогает писателю одушевить создаваемый им художественный мир, а читателя настраивает на то или иное эмоциональное восприятие персонажей и событий, происходящих в художественном мире литературного произведения.

Общее настроение, эмоциональная «атмосфера» про­изведения организуют читательское восприятие, концен­трируют его внимание на акцентах, расставляемых авто­ром при описании своих персонажей и событий.

Пафос возникает в результате сложного сочетания ав­торской оценки описываемых событий и изображения персонажей. Для его выявления очень важны авторская позиция и утверждаемая в произведении система этиче­ских ценностей, а это означает, что пафос формируется не только эмоциями, но и мыслями, рациональными построениями автора. Рациональное и эмоциональное в пафосе неразрывно слиты, определяют и поддержива­ют друг друга. На это обращал внимание М. М. Бахтин: «Безоценочное понимание невозможно. Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт».

В литературном произведении сам пафос всегда вы­полняет оценочную роль, выражает одобрение или нео­добрение, сострадание или насмешку, восхищение или ужас, поэтому ощущение, понимание пафоса во многом способствуют пониманию авторской позиции по отноше­нию к создаваемому писателем художественному миру. В пафосе скрыто пристрастно-заинтересованное отноше­ние творца к своему творению.

Существует несколько основных видов пафоса: геро­ика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, юмор, сатира, инвектива. Прежде чем обратить внимание на особенности каждого из этих видов, следует заметить, что иногда (случается это нечасто) автор сознательно и старательно скрывает своё личное отношение к опи­сываемому, стремится избегать эмоциональной окраски, надевая маску незаинтересованного, стороннего наблю­дателя. Так, например, написана новелла И. А. Бунина «На пути в Рим». В искусстве не бывает ничего случай­ного, такая «нейтральность» повествования — это особый художественный приём. Здесь мы имеем дело не с отсут­ствием пафоса, а с особой его разновидностью, которую можно назвать нулевым пафосом.

Героика, или героический пафос, связана с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодоле­вать очень серьёзные препятствия, рисковать собствен­ным благополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М. Ю. Лермонтова «Боро­дино». Это пафос подвига, но его обязательным условием является не личная, а общественно значимая цель и жизнеутверждение.

Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуаци­ями, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор — это выбор «из двух зол». Трагический пафос опирается на конфликт, не имеющий благополучного разрешения (таков конфликт между Да­нилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Бунина «Лапти».

Романтика, или романтический пафос, по своим про­явлениям очень похожа на пафос героический, по­скольку передаёт сильное эмоциональное переживание, устремлённость к возвышенному и значительному иде­алу. Но романтический пафос основан не на деятель­ном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недостижимой), на поисках средств во­площения этой мечты в действительность. На роман­тическом пафосе базируется поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Здесь нам необходимо сделать важное уточнение: ро­мантику (пафос) ни в коем случае нельзя путать с роман­тизмом (творческим методом), к чему иногда приводит внешнее сходство двух терминов.

Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возникает, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изо­бражаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Этот вид пафоса присутствует, на­пример, в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Драматизм, или драматический пафос, проявляется в произведениях, где взаимоотношения персонажей или отношения персонажа с окружающим миром характери­зуются особой напряжённостью, конфликтностью, но в отличие от трагических ситуаций здесь возможен бла­гоприятный исход, хотя он и требует от персонажей при­нятия правильных решений и активности, решительных действий. Драматизм отчётливо проявляется в новелле В. Г. Распутина «Уроки французского».

Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в про­изведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается до­бродушной улыбкой читателя. Вспомните пронизанный искромётным юмором водевиль А. П. Чехова «Медведь», и вы легко представите себе силу воздействия на читателя этого вида пафоса.

А вот сатира, или сатирический пафос, вовсе не без­обидна, хотя также основана на присутствии в произве­дении элементов комического. Сатира направлена против пороков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Ещё раз обратимся к творчеству А. П. Чехова. Его новелла «Хаме­леон», конечно же, веселит нас, но вряд ли кто-нибудь из читателей сочувствует Очумелову, вызывающему лишь презрение и явное неприятие.

Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. Вот одно из стихотворений А. С. Пушкина:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич,

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Здесь поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наделённых рабской психологией, лишённых по­нятия чести.

Иногда в литературе выделяют вид пафоса, который называют лирическим. Лирический пафос предполагает создание в произведении особой атмосферы, настраива­ющей читателя на проявление субъективно-заинтересо­ванного отношения к описываемому автором. Добиться подобной атмосферы можно с помощью лирических пейзажей, лирических отступлений и комментариев, лирических портретов и т. п. Её задача — создать у чи­тателя такое настроение, которое помогло бы ему почув­ствовать (не понять, не осознать, а именно почувство­вать) душевное состояние автора в момент создания им произведения (А. С. Пушкин «К***» «Я помню чудное мгновенье...»).

Следует иметь в виду, что нередко в одном произве­дении могут сочетаться несколько видов пафоса. Напри­мер, в романе А. С. Пушкина «Дубровский» в отдель­ных эпизодах проявляется трагический пафос (смерть Андрея Дубровского), сатирический пафос (образ Шабашкина), романтический пафос (тема «благород­ного разбоя») и пр., но основным, проходящим через всё произведение, конечно, является драматический пафос.

Возможность менять настроение читателя, сопостав­лять персонажей, вызывающих различное к себе отно­шение, — это тоже эффективное средство погружения в художественный мир произведения, которым писатели охотно пользуются. Изменение пафоса, его варьирование в процессе повествования помогает читателю ощутить ав­торскую позицию, глубже проникнуть в его творческий замысел.

Самое главное

Пафос — это основной эмоциональный тон, основное настроение произведения, а также эмоционально-оце­ночное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Существует несколько основных видов пафоса: героика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, инвектива, юмор, сатира, ирония, лиризм.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет