Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

 Программа факультатива

в            7           классе

 

Программа рассчитана на   35   часов  

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

  1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
  2. Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
  3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
  4. Воспитание географической культуры школьников.

 

Программа «Занимательная география» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 7-го класса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются:

  • учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
  • коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
  • информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
  • проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
  • компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

 

Содержание программы факультатива способствует развитию ОУУН и способов деятельности:

Познавательная деятельность:

-         использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

-         формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

-         овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-         приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

-         владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-         владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

-         организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

 

В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:

Знать:

  1. 1.Вклад Великих учёных в развитие науки;
  2. 2.Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
  3. 3.Природные рекорды на материках и океанах;
  4. 4.Особенности стран мира и народонаселения;
  5. 5.Приёмы работы с источниками географической информации;
  6. 6.Географическая терминология.

Уметь:

  1. 1.Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
  2. 2.Проводить исследование на основе накопленных фактов;
  3. 3.Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
  4. 4.Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. 1.Ориентирования в потоке географической информации;
  2. 2.Умения решать географические задачи
  3. 3.Повышения собственной географической культуры.

 

Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.

Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.

 

Календарно – тематический план

 

п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество часов

Виды и формы

деятельности

1

 

 

Введение. Программа факультатива.

1 ч.

 

 

Беседа

 

 

2

 

 

 

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 ч.

 

Лекция Практикум

 

 

 

3

 

 

 

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

 

 

5 ч.

 

 

 

Лекция + практическое занятие

 

 

 

4

Природа Земли

15 ч.

 

Семинар - практикум

5

 

Страны мира

 

7 ч.

 

Практикум

 

6

Итоговое занятие

2 ч.

 

Итоговое тестирование

 

Всего – 35 часов
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

 

Название темы

 

Содержание темы

1

2

3

1

 

 

 

 

 

Введение. Программа факультатива.

1 час

 

 

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

 

Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»

2

 

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

2 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

 

Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

 

3

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 часов

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии

4

Природа Земли

           15 часов

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.

5

Страны мира

7 часов

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

6

Итоговое занятие

2 часа

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.

 

 

         Список использованной литературы.

 

  1. 1.В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

 

  1. 2.Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год

 

  1. 3.Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год

 

  1. 4.Андреев А. А. Знания или компетенции // Выс­шее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3-11.

 

  1. 5.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной програм­ме // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4.

 

  1. 6. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет