Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

История – учительница жизни… С необходимостью воспитательной составляющей предмета «история» можно соглашаться или спорить, но фактом остается то, что на всем протяжении развития исторического образования в России реализация воспитательного потенциала являлась в большей или меньшей степени одной из целей изучения прошлого. До XVII в. это осуществлялось на религиозной основе, в XVIII – начале XIX в. связывалось с воспитанием добропорядочного гражданина, к началу XX в. стало уделяться внимание задачам экономического, политического, эстетического воспитания. Воспитательные функции выполняли обществоведческие дисциплины с момента их появления в учебных планах образовательных учреждений в XIX в. Важнейшие воспитательно-идеологические задачи ставились перед курсом истории в советский период. В советской школе их идеологическая составляющая являлась определяющей. В постсоветский период появились различные подходы к пониманию воспитательной роли исторического образования: от ее отрицания (Ю.Л. Троицкий, А.Ю. Головатенко и др.) до приоритетного значения в историческом и обществоведческом (социально-гуманитарном) образовании (Е.Е. Вяземский, Л.П. Разбегаева). При этом воспитательный компонент исторического и обществоведческого образования был представлен в нормативных документах конца XX – начала XXI в.




В 2009–2012 гг. были приняты новые ФГОС школьного образования. Воспитательные цели школьного образования были выделены в отдельную группу – требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования. Данные требования сформулированы применительно ко всем школьным дисциплинам и внеурочной деятельности. В этом смысле они имеют метапредметный характер, т. к. их реализация возможна средствами разных учебных предметов и внеурочных мероприятий.

Анализ содержания требований к личностным результатам обучения показывает, что их ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко обозначены: Человек, Культура (Красота), Традиции, Жизнь (Здоровье), Природа, Отечество, Долг, Ответственность, Семья, Познание, Труд, Наука, Толерантность, Диалог, Мир, Закон, Творчество, Демократические ценности.

Потенциал различных школьных дисциплин в реализации требований к личностным результатам обучения неодинаков. Это определяется, в первую очередь, содержательной спецификой предмета. Особенности курсов истории и обществознания связаны с тем, что их предметное содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенный в стандарте. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении истории. Осмысление ценностной картины мира современности определяет потенциал обществоведческого образования. По своей сути гуманитарное образование в целом является смысловым образованием. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. В этом плане можно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное образование невозможно, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Поэтому личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно к истории и обществознанию.

Несмотря на то, что за последние десятилетия в области гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения ценностной компоненты в его содержание, реализация воспитательных целей урока представляет значительные сложности для учителя. Анализ школьных уроков истории, обществознания, учебно-методических пособий, учебников позволяет говорить о том, что в большинстве случаев реализация ценностной составляющей образования осуществляется весьма бессистемно, со значительной долей неконкретности, без учета психологических аспектов воспитания. Протест профессиональных историков вызывает порой некорректность «воспитательных» заданий (игнорирование менталитета и ценностей исторической эпохи, применение современных мерок к событиям прошлого), неоднозначность используемых методов (исторические суды, персонификации и др.).

Дидактический анализ требований к личностным образовательным результатам показывает, что в стандарте они раскрываются через различные личностные (ценностные) новообразования – личностные качества, компетентности, позицию, готовность и способность, ценностные отношения, культуру, идентичность, сознание, выбор, мировоззрение, чувства и даже через процессы – освоение, усвоение, принятие, осознание и др. Все это предопределяет сложности в отборе механизмов и средств для их формирования. Кроме того следует отметить, что некая имплицитность в описании требований к личностным результатам обучения определяет неконкретность в постановке и реализации воспитательных целей, что находит отражение и в образовательных программах.

Одной из научно обоснованных и методически разработанных моделей реализации требований к личностным результатам в школьной практике является формирование системы ценностных отношений. Ценностное отношение представляет собой личностное (ценностное) новообразование ребенка. Оно отражает отношение школьника к конкретной ценности, выражающееся в понимании им ее социальной и личностной значимости, устойчивом положительном эмоциональном отношении к ней и соответствующей деятельности. Проявлением такой деятельности в учебном процессе могут являться оценочные суждения школьника, рефлексия и при необходимости соответствующая коррекция собственных действий, построение временной перспективы собственной жизнедеятельности. Структурно ценностное отношение может быть представлено через следующие компоненты: знаниевый (знания о ценности), эмоциональный (положительное эмоциональное отношение), смысловой (осознание личностного смысла ценности) и деятельностный (деятельность).

Формирование ценностных отношений – это сложный, длительный процесс, который связан с постепенным формированием всех обозначенных компонентов.

ФГОС, выделяя требования к личностным результатам обучения, задает приоритетный круг ценностей, который должен найти конкретизацию по годам обучения и по предметам в образовательных программах, школьных учебниках и учительских планированиях.

Работа по формированию ценностных отношений должна носить системный, планируемый характер и быть ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ценностные отношения могут формироваться в течение всего периода обучения в школе. При этом работа с каждым отдельным ценностным отношением – это продолжительный во времени процесс воздействия на личность ребенка, требующий не одного, а многих уроков. Очень важно грамотно определить приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, и на этой основе проектировать деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений посредством выделения системы опорных уроков.

Практика формирования ценностных отношений может быть рассмотрена на примере использования конкретных методических приемов в обучении истории и обществознанию. При этом важно отметить установление межпредметных связей в обучении. Так, например, если говорить об обучении истории и обществознанию, формирование знаниевого и эмоционального компонентов ценностного отношения в большей степени соотносимы с курсом истории, который насыщен живыми примерами и историями прошлого, способными вызвать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга, семейных ценностей и пр. в истории человечества. Формирование смыслового и деятельностного компонентов ценностного отношения в значительной степени опирается на курс обществознания и лишь частично на материал новейшей истории, что обусловлено спецификой этих компонентов, ориентированных на обращение к реалиям современности, т. к. сам школьник является субъектом и творцом этой современности.

Специфика предмета истории как вертикали школьных гуманитарных дисциплин определяет то, что именно историческое содержание может задавать набор опорных ценностей применительно к каждому классу. Однако это не исключает учета особенностей содержания других дисциплин.

Так, в качестве опорных могут быть выделены следующие ценности:

– V класс – Природа, Труд, Человек, Культура, Познание;

– VI класс – Труд, Мир, Отечество, Долг, Культура (традиции), Терпимость;

– VII класс – Мир, Жизнь, Отечество, Культура, Познание;

– VIII класс – Терпимость, Наука (Познание), Человек, Жизнь, Отечество, Труд, Культура, Творчество;

– IX класс – Отечество, Природа, Труд, Культура, Человек, Наука, Творчество, Закон, Долг, Диалог, Семья, Свобода;

– X–XI классы – Мир, Человек, Жизнь, Отечество, Семья, Ответственность, Долг, Толерантность, Диалог, Наука, Природа, Труд, Закон, Демократические ценности (Свобода, Права человека, Демократия и др.).

Средства формирования ценностных отношений могут быть различны, их выбор определяется целями и содержанием конкретного урока, структурой ценностного отношения и этапностью его формирования, возрастом школьников, их индивидуальными возможностями, особенностями подготовки и педагогического стиля учителя.

Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий, проектную деятельность и др. В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы либо на формирование знаний о ценности, либо призваны вызвать эмоциональные переживания, связанные с рассматриваемой на уроке ценностью, либо должны подвести ученика к пониманию значимости той или иной ценности для социума и для себя лично. Или же поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, дать оценку событию, явлению, спроектировать модель собственного поведения в той или иной ситуации.


Внимание!

В высыпающемся меню учителя истории найдут интересные методические рекомендации и советы. Администрация сайта искренне надеется на то, что они помогут Вам в вашем непростом труде.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет