Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Знакомство школьников с мифами и легендами древних народов является неотъемлемой частью их литературного образования. Без знания таких источников, как Библия или древнегреческая мифология, невозможно полноценно воспринять большинство великих произведений классического и современного искусства.

Задача учителя литературы — приоткрыть учащимся глубину идей и красоту образов древней мифологии, чтобы они и в дальнейшем обращались к этому прекрасному источнику искусства.

В свою очередь, это поможет использовать огромные образовательные и воспитательные возможности, заключенные в художественном наследии древних.

В программе 6-го класса представлены мифы Древней Греции, а также славянские мифы, которые являются народными корнями русской культуры.

Учитель вправе рассмотреть и другие мифы народов мира, например древнейшие предания Индии, скандинавские мифы или мифы североамериканских индейцев. Вполне понятно, что для этого потребуется больше времени. С этой целью можно использовать уроки внеклассного чтения.

Подробнее...

 

Урок внеклассного чтения можно провести по книге «Легенды и мифы Древней Греции» (составитель Н. А. Кун).

Учащиеся в классе прочитали о двух подвигах героя Древней Греции Геракла в главах «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг) и «Яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг). Урок внеклассного чтения можно посвятить знакомству с другими подвигами Геракла.

Если позволяют возможности, на уроке внеклассного чтения можно познакомить учащихся с другими легендарными героями Древней Греции. В этом случае дома учащиеся читают всю главу книги «Легенды и мифы Древней Греции» — «Герои». С отдельными героями можно познакомить учащихся в классе. С этой целью желательно подготовить выразительное чтение некоторых легенд, например: «Прометей», «Сизиф», «Тантал» и др. Чтение и обмен мнениями о прочитанном завершаются беседой по вопросам типа литературной викторины, например:

Подробнее...

 

Прежде чем приступить к чтению и анализу поэмы Гомера «Одиссея», необходимо кратко охарактеризовать историческую и социальную обстановку того времени. «Надо переселиться в век Гомера, — писал еще Н. И. Гнедич в своем „Предисловии“ к „Илиаде“, — сделаться его современником, жить с героями, чтобы хорошо понимать их». Учитель, конечно, не имеет возможности сделать это в полной мере, но бросить хотя бы беглый взгляд на эпоху, когда создавались великие поэмы Гомера, совершенно необходимо.

Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии еще в XV—XIV вв. до н. э. Переселение в Малую Азию было связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада (Греция) все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).

Подробнее...

 

Впервые шестиклассники знакомятся с обрядовым фольклором, календарно-обрядовыми песнями. Эта поэзия не совсем понятна школьникам, поэтому надо приблизить ее, сделать интересной для учащихся.

Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня.

Учащиеся столкнутся и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке (для этого есть подстрочные примечания, а можно предварительно выписать эти слова с объяснениями на доске). Встретятся также непривычные словосочетания, непринятый порядок слов. С этими трудностями можно справиться при помощи предварительных объяснений и комментированного чтения.

Очень важно при изучении данной темы сообщить необходимые сведения, которые многое объяснят и сделают более понятной изучаемую поэзию. Не менее важно подготовить выразительное чтение помещенных в хрестоматии песен. Это должен сделать учитель.

Подробнее...

 

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI—XII вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».

В XVI в., а может быть и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.

Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII—XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины XVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Нам известны имена таких составителей, как И. М. Снегирев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и другие, но самым известным среди них, труд которого считается непревзойденным, является В. И. Даль (1801—1872).

Подробнее...

 

В учебник включены отрывки из Евангелия (раздела Библии), великого памятника человеческой культуры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и неверующему. И не только потому, что без знания сюжетов просто нельзя понять многие произведения искусства, прошлого и современного. С сюжетами можно познакомить с помощью простого пересказа. И не только потому, что в наш язык вошло множество выражений из Библии, таких как «хлеб насущный», «соль земли», «краеугольный камень», «блудный сын» и др., — ими можно пользоваться просто как поговорками или фразеологизмами, не зная источника. И даже не только потому, что общечеловеческие нравственные принципы коренятся в Библии, — их можно растолковать с помощью публицистики.

Подробнее...

 

Два отрывка из «Повести временных лет» предлагаются для чтения шестиклассникам. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? Эти вопросы поставит учитель перед собой, а потом постарается помочь на них ответить и ученикам.

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.

Но с историей школьник знакомится не только на уроках литературы. А что дает чтение летописи?

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.

Подробнее...

 

На уроках литературы учащиеся впервые узнали, что такое летопись, прочитали два сказания из «Повести временных лет»: «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе». Чтобы закрепить у учащихся «ощущение подлинности, прикосновения к самим истокам нашей культуры», вызвать чувство сопричастности к истории, на уроке внеклассного чтения следует продолжить чтение отрывков из «Повести временных лет». Мы считаем, что не следует заранее предлагать шестиклассникам прочитать намеченные отрывки, чтобы не отпугнуть их, так как весь текст труден для школьников этого возраста, к тому же вряд ли можно достать необходимое количество экземпляров «Повести…», чтобы все учащиеся заранее могли прочитать ее.

      Варианты урока внеклассного чтения могут быть различные.

Подробнее...

 

В программе по литературе 6 класса есть лирические произведения, которые можно объединить разделом «Родная природа в изображении русских поэтов». Изучение этих произведений вызывает немалые трудности у учителей-словесников. Поэтому часто это изучение сводится лишь к выразительному чтению и заучиванию наизусть.

Главная задача учителя — организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии. Поэтому первое, что необходимо учителю, — это освоить образное содержание стихотворения, добиться того, чтобы ученик отчетливо представлял, видел предмет изображения. Как писал В. Набоков: «Главная задача писателя — превратить читателя в зрителя». Затем — выявление основных чувств, которые вызывает та или иная картина, тот или иной предмет, которые помогут школьникам понять основной тон стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремился пробудить поэт, и, наконец, личное отношение к нарисованному, которое отразится в выразительном чтении того или иного стихотворения.

Подробнее...

 

В методической литературе не раз отмечалось, что важно организовать чтение произведений А. С. Пушкина систематически, глубоко и постоянно, чтобы знания о великом поэте расширялись, усложнялись и углублялись из года в год. В связи с этим каждый урок внеклассного чтения, в том числе и урок внеклассного чтения в 6-м классе по произведениям А. С. Пушкина, будет являться органическим звеном в общей цепи классных и внеклассных занятий по этой теме.

Основная задача, которую учитель ставит при обращении к произведениям А. С. Пушкина на уроках внеклассного чтения, — это избежать хаотичности и добиться системности в знаниях учеников о жизни и творчестве великого поэта.

В методике накоплен богатый опыт изучения произведений А. С. Пушкина и произведений о нем на уроках внеклассного чтения.

Подробнее...

 

При изучении произведений Лермонтова на уроке внеклассного чтения в 6-м классе учитель будет исходить, как при изучении произведений Пушкина, из задач, которые стоят перед всей системой уроков внеклассного чтения по этой теме.

По программе в 6-м классе изучаются стихотворения «Парус» и «Тучи». Эти стихотворения о неудовлетворенности поэта покоем, мятежной жажде борьбы и свободы. Для самостоятельного чтения предлагаются стихотворения «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», которые раскрывают богатство мотивов лирики Лермонтова, передают гармонию человека с миром.

На уроке внеклассного чтения можно продолжить знакомство со стихотворениями Лермонтова. Однако нужно помнить, что стихотворения эти должны отвечать читательским особенностям данного возраста, поэтому им необходимо иметь определенную сюжетную, событийную основу.

Подробнее...

 

Основная цель урока внеклассного чтения, посвященного циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки», — познакомить школьников с произведениями Гоголя, углубить представления учащихся о жизни и творчестве писателя. Необходимо познакомить учащихся с детством и юностью писателя, с петербургским периодом его жизни, когда создавались «Вечера на хуторе близ Диканьки». Заранее отдельным учащимся предлагается прочитать следующие книги: И. П. Золотусский. «Н. В. Гоголь», «По следам Гоголя», Н. С. Шер. «Рассказы о русских писателях», М. Я. Басин. «Петербургская повесть». Учитель выделяет конкретные главы, например в книге «По следам Гоголя» главы «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин». Учащиеся готовят небольшие сообщения, особо выделяя детские впечатления, жизнь в Васильевке, учебу в Нежинской гимназии, увлечение юного писателя чтением и театром.

Подробнее...

 

Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» даст возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький).

Оценивая свое творчество, Н. Лесков сказал: «Сила моего таланта в положительных типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием».

Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».

Подробнее...

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… И есть — опережающие время, до которых надо еще тянуться…» К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Самобытность и цельность его произведений, глубокое проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя.

В хрестоматию 6-го класса включен рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (1941).

Перед учителем стоит довольно трудная задача. Каждое произведение А. Платонова имеет глубокий философский смысл, причем это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души. Как он сам говорит в одной из статей: «Великий художник требует, чтобы его завоевывали или по крайней мере осваивали».

Подробнее...

 

Что необходимо иметь в виду учителю, приступающему к изучению рассказов М. М. Зощенко? На что следует обратить особое внимание? В чем состоит природа творчества этого оригинального писателя?

«На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей.

Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли не во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко.

Подробнее...

 

Изучение «Кладовой солнца» следует рассматривать как продолжение и развитие темы «Родная природа». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить».

Подробнее...

 

Основная цель урока по рассказу Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» определяется словами самого писателя. О своих автобиографических рассказах он писал: «В последнее время самые разные люди спрашивали в письмах, чем объясняется такая преданность месту и дням своего начала. Конечно, интерес этот не только литературного плана, вернее, вовсе не литературного плана. Он связан с тревогой нынешнего дня: как растить человека, как укрепить, сохранить в молодой душе те хрупкие нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста».

Рассказ Ю. Нагибина относится к тем произведениям, которые помогают воспитывать в юных читателях эти духовные ценности.

Подробнее...

 

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» — одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей. Он дал это название всему сборнику рассказов, вышедшему в 1972 г.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Произведение В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о собственном детстве, точнее, случае, происшедшем в детские годы. Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю. Лощиц отмечает в ней главное: «…Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личностное творчество, а как стихийное самовыражение народного сознания, опыта многих поколений». Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к произведению Астафьева «Конь с розовой гривой».

Подробнее...

 

Среди методических работ есть опыт изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского» в VIII классе. Мы считаем, что рассказ этот вполне доступен шестиклассникам, так как вопросы нравственного воспитания, затрагиваемые в этом произведении, в равной мере интересны учащимся как среднего, так и старшего возраста. Недаром В. Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

Повесть В. Распутина интересна для юного читателя прежде всего духовными ценностями, которые в ней содержатся. Писатель не просто создает интересный характер героя, показывает его сложный внутренний мир, но помогает юному читателю обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Основная цель уроков, посвященных рассказу В. Распутина, состоит в раскрытии этих духовных ценностей, которые делают человека богаче и щедрее.

Подробнее...

 

Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным писателем, с его произведениями.

Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».

В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким».

Подробнее...

 

Особое место в системе литературного образования школьников занимают уроки внеклассного чтения по произведениям писателей XX века. В центре внимания — произведения, которые затрагивают общечеловеческие ценности, вопросы нравственного воспитания. Это прежде всего относится к произведениям о родной природе. На этих уроках следует не только помочь увидеть и пережить красоту, пополнить и обогатить знания о природе — задача этих уроков состоит прежде всего в том, чтобы сделать школьников духовно богаче.

Возможностей для проведения урока внеклассного чтения по произведениям о родной природе множество. Учащимся, например, можно предложить прочитать рассказы М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг» и другие и подумать, чем эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца». Что в них общего?

Подробнее...

 

«Веселье и труд украшают землю», — пишет Ф. Искандер в одном из рассказов. Эти две темы — веселье и труд, — переплетаясь и вырастая одна из другой, и определяют творчество автора, солнечную тональность его книг, раскрывают истинную природу человека-созидателя.

Основные книги Ф. Искандера написаны для взрослых. Это «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы», «Сандро из Чегема» и др.

Для юного читателя предназначены такие книги, как «Первое дело», «Дерево моего детства», «День и ночь Чика» и др.

Подробнее...

 

В хрестоматии предлагаются для чтения две главы из произведения Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Эти главы можно считать лишь основой, на которой развернется работа, связанная с чтением всего произведения Марка Твена, а также проведение урока внеклассного чтения.

Предварительно учащимся (2—3 человека) предлагается подготовить краткий пересказ произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», чтобы главы XXXIV и XXXV, помещенные в хрестоматии, были восприняты на уроке как единое целое с предшествующим повествованием.

Подробнее...

 

Знакомство с жизнью и произведениями выдающегося американского писателя Джека Лондона (полное имя Джон Гриффит Лондон) — значительное явление в жизни подростков. Многие из них к этому времени уже читали рассказы и повести этого писателя. Поэтому с самого начала надо познакомить ребят с его жизнью, так как она представляет большой интерес для юных читателей. Можно заранее рекомендовать шестиклассникам прочесть некоторые книги.

Урок можно начать с чтения статьи Б. Полевого о Джеке Лондоне в учебнике-хрестоматии, после чего дети по желанию могут дополнить сведения о жизни этого писателя из самостоятельно прочитанных книг. Биография писателя явится своеобразным прологом к изучению его произведений.

Подробнее...

 

Канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860—1946) в самом конце XIX—XX в. создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основанными на научном подходе к изображению четвероногих и пернатых героев. Он с детских лет жил в Канаде, и там проходила вся его работа по изучению диких животных в естественных условиях.

Первый сборник своих рассказов под общим названием «Животные, которых я знал» был издан в самом конце XIX века (1898). Эта книга, принесшая автору известность, содержит восемь увлекательно написанных «биографий» разных зверей. Замечательны рисунки автора — легкие наброски на полях книги. Они поясняют текст и сливаются с ним в одно целое. Основная цель, которую поставил перед собой писатель, — «остановить, по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление диких животных». Сетон-Томпсон утверждал, что все его рассказы основаны на невыдуманных фактах.

Подробнее...

 

Завершается изучение литературы в VI классе двумя научно-фантастическими рассказами выдающегося американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы» и «Зеленое утро».

Научно-фантастическая литература пользуется особой популярностью у юных читателей. Ее популярность увеличивается с возрастом учащихся. Так, если в пятых классах фантастика неразрывно связана со сказками, то в шестых-седьмых классах школьники отчетливо выделяют в своем чтении научно-фантастическую литературу.

Подробнее...

 

При организации уроков внеклассного чтения по произведениям научной фантастики учителю помогут списки книг для внеклассного чтения, имеющиеся в программе, а также рекомендательные списки детских и юношеских библиотек. Однако надо иметь в виду, что читают учащиеся значительно больше научно-фантастических произведений, чем указано в этих списках. В числе любимых писателей-фантастов в первой пятерке находятся А. Беляев, К. Булычев, А. Толстой, Ж. Верн, Г. Уэллс.

На уроках внеклассного чтения наиболее целесообразно рассмотреть творчество тех писателей-фантастов, которые на различных этапах истории научно-фантастической литературы оказали решающее влияние на ее развитие, обогащали содержание и находили новые, современные формы.

Подробнее...

Поиск

Поделиться:

 

Физика

Химия

Методсовет