Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

«Веселье и труд украшают землю», — пишет Ф. Искандер в одном из рассказов. Эти две темы — веселье и труд, — переплетаясь и вырастая одна из другой, и определяют творчество автора, солнечную тональность его книг, раскрывают истинную природу человека-созидателя.

Основные книги Ф. Искандера написаны для взрослых. Это «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы», «Сандро из Чегема» и др.

Для юного читателя предназначены такие книги, как «Первое дело», «Дерево моего детства», «День и ночь Чика» и др.

      Для урока внеклассного чтения можно рекомендовать любую из этих книг, все будет зависеть от возможностей класса и состояния самостоятельного чтения учащихся. Одним из вариантов урока внеклассного чтения может быть урок по сборнику рассказов Ф. Искандера «Первое дело». Учитель заранее рекомендует прочитать один или несколько рассказов из сборника «Первое дело», приготовить отзыв об одном из рассказов. Заранее можно подготовить инсценировку одного или двух рассказов, например «Мученики сцены».

      В начале урока внеклассного чтения надо познакомить шестиклассников более обстоятельно с Фазилем Искандером, писателем и человеком. Для этого можно прочитать в сокращении его автобиографический рассказ «Начало». Чтение (в сокращении) этого рассказа займет десять — двенадцать минут.

      Вот как начинается этот рассказ:

      «Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а доигрывает…

      Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном приморском пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. Как это ни странно, в самом деле превратили…

      Но дело не в этом. Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй…

      Теперь все работало на образ. Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, покамест мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. Когда же я по русскому письменному писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени…

      Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.

      По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости и стараясь запомнить все, что он говорит. После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока…

      Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: „Вес взят!..“

      Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска…»

      Если учитель изберет первый вариант урока и в классе разговор будет идти по сборнику рассказов «Первое дело», то урок можно начать с беседы о впечатлении, которое произвели прочитанные рассказы. Следующий этап урока — прослушивание отзывов о самостоятельно прочитанных рассказах. Учитель может заранее познакомиться с подготовленными отзывами, выбрать наиболее удачные и в классе прочитать их. При этом важно не просто познакомить с лучшими отзывами, но и проанализировать их, т. е. показать, почему эти отзывы можно назвать удачными.

      Работу с отзывами учитель может заменить беседой в классе по прочитанным дома рассказам Ф. Искандера. В этом случае желательно, чтобы учащиеся прочли как можно больше рассказов из сборника «Первое дело».

      Вот примерные вопросы для беседы по прочитанным рассказам.

      «Рассказ о море»

      1. С каким настроением читали вы рассказ?

      2. Как вы понимаете слова: «Так он и ушел навсегда со своей девушкой, ушел, мимоходом вернув мне жизнь»?

      3. Как можно было бы назвать рассказ по-другому?

      «Первое дело»

      1. Почему этот день становится событием в жизни героя?

      2. Как отнесся мальчик к поручению? Из чего это видно?

      3. Какие чувства испытывал рассказчик? Какое из них, по-вашему, было самым главным?

      «Запретный плод»

      1. О каком «греховном соблазне» мечтал рассказчик и почему он всегда гордо преодолевал искушение?

      2. В какой момент и почему мальчик рассказывает о «падении» сестры? Как вы оцениваете его поступок?

      3. Как отнесся отец к рассказу сына?

      «Мученики сцены»

      1. Сформулируйте кратко, о чем этот рассказ.

      2. Какова его главная мысль?

      3. Рассказ кончается словами: «Но стоит ли говорить о том, что я потом испытал дома?..» Расскажите о том, что было, по-вашему, дома по возвращении рассказчика?

      4. А как вы оцениваете поведение рассказчика?

      «Лошадь дяди Казыма»

      1. Чем была знаменита лошадь дяди Казыма?

      2. Как относился к ней дядя Казым?

      3. Почему он не согласился на предложение лошадника Мустафы заменить лошадь?

      4. Почему дядя Казым не подходил больше к лошади после ее возвращения?

      5. Вспомните, как объяснил состояние лошади дедушка и что сказал о ней дядя Казым.

      6. Обратите внимание на слова, которые подчеркивают переживания дяди Казыма.

      «Дедушка»

      1. Почему рассказ так называется?

      2. Что особенно запомнилось внуку из его общения с дедом?

      3. «…Вдруг горячая жалость к дедушке пронизывает меня». Почему у мальчика появилось это чувство? В связи с чем оно возникло?

      В заключение можно задать вопросы обобщающего характера, например:

      1. Вспомните рассказ «Первое дело». В чем его главный смысл? Почему, по-вашему, писатель назвал так весь сборник рассказов?

      2. Какие места при чтении вам показались особенно смешными?

      3. В чем и когда проявилась авторская ирония?

      4. Какие рассказы вам особенно понравились? Какие из них вы хотели бы еще раз перечитать?

      Есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих произведений. Этот герой — Чик. Поэтому в качестве варианта можно взять одну из повестей Искандера, например «День Чика», и провести по ней урок внеклассного чтения.

      Примерные вопросы для беседы

      — Почему дети «выбирают» Чика предводителем двора?

      — Кого и почему взял с собою Чик в великий поход за мастикой?

      — Какие опасности ожидали Чика и его компанию в этом походе?

      — Кто такие «рыжие волчата»? Почему Чик избегал встречи с ними?

      — Какие отношения у Чика были с соседскими ребятами?

      — Когда и в связи с чем пошатнулся авторитет Чика? Как он отнесся к этому?

      — Как Чик победил Бого? Расскажите о его поведении после драки.

      — Как характеризуют Чика его отношения с Никой, Лесиком и другими его товарищами?

      — Что вы можете сказать о характере Чика? Кого из героев прочитанных рассказов Ф. Искандера напоминает Чик?

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет