Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным писателем, с его произведениями.

Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».

В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким».

      Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.

      Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в Университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Он пишет стихи и в 1951 году переходит в Литературный институт имени Горького, который заканчивает в 1954 году.

      В 1957 году вышла первая книга стихов Ф. Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.

      Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет в «Юности» появляются два его новых рассказа — «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей».

      Проза Искандера началась с рассказов о детстве.

      В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.

      Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рекомендуется программой для чтения и обсуждения в классе. Поэтому все учащиеся дома прочитают его и постараются ответить на вопросы: «Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»

      Задача урока по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» не должна исчерпываться разговором только об этом произведении. Еще важнее познакомить учащихся с другими рассказами писателя, пробудить у них желание и интерес читать их. Поэтому учитель заранее советует желающим прочитать к уроку и другие рассказы писателя, например: «Рассказ о море», «Первое дело», «Мученики сцены», «Дедушка», «Лошадь дяди Казыма», «Запретный плод», «Петух» и др., чтобы затем высказать свое мнение.

      Такая беседа в классе имеет большое значение, так как она не только даст возможность высказать свои впечатления о прочитанном, но и явится хорошей рекомендацией для тех учеников, которые еще плохо знакомы с творчеством писателя. Если учитель имеет возможность, хорошо было бы на такую беседу отвести целый урок.

      Урок по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» может быть построен по-разному, это будет зависеть от желания учителя и возможностей класса. Но при всех обстоятельствах надо в начале урока познакомить с биографией писателя. В одном случае это будет краткое вступительное слово учителя, в другом — чтение (в сокращении) учителем или заранее подготовленным учеником интересного юмористического автобиографического рассказа «Начало» (чтение занимает 10—12 минут).

      Следующий этап урока — обмен впечатлениями от прочитанных дома рассказов Ф. Искандера. Хотелось бы при этом привести мнение критика: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней „пустяшностью“ скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот „пустяк“ распутывать».

      И еще: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только „делать из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблематика».

      Для того чтобы ученики не прошли мимо главного в прочитанных рассказах, можно беседу в классе сопровождать отдельными вопросами, например такими: «Какое настроение вызвал у вас „Рассказ о море“? Как можно было бы назвать его по-другому? Почему день, описанный в рассказе „Первое дело“, становится событием в жизни героя? Сформулируйте кратко, о чем рассказ „Мученики сцены“. Какова его главная мысль?»

      Было бы хорошо, если бы учитель выделил время и рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» был прочитан в классе. Это дало бы возможность почувствовать своеобразие прозы писателя, особенность его стиля, силу и обаяние юмора. Если же придется ограничиться домашним чтением рассказа, то очень важно так организовать работу в классе, чтобы постоянно звучал текст на уроке.

      Рассказ Искандера изучается в конце учебного года, когда учащиеся уже овладели необходимыми знаниями и литературными умениями.

      Поэтому анализ этого произведения будет своеобразной проверкой того, что знают и что уже умеют делать учащиеся. При этом следует отметить, что лишь на первый взгляд рассказ этот кажется простым. Он повествует вроде бы всего лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее.

      Останавливаясь на своеобразии этого рассказа, уместно обратиться к статье учебной хрестоматии «Юмор», предложить учащимся выделить юмористические эпизоды в рассказе и подумать, как, каким образом писателю удается в каждом конкретном случае вызвать смех.

      Обращаясь к вопросу, предложенному учащимся в качестве домашнего задания («Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»), учащиеся говорят о мифах Древней Греции — «Двенадцати подвигах Геракла» — и делают вывод, что название этого произведения (как и отчество учителя — Диогенович) еще в большей степени увеличивает юмористическое его звучание.

      Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно передать суть рассказа?»

      Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие для его характеристики. Сочинение следует озаглавить.

      План (примерный)

      1. Кто такой рассказчик?

      2. Как он относится к товарищам по классу?

      3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом?

      4. Как сам герой оценивает свои поступки?

      5. Каково авторское отношение к нему?

      В заключение урока учитель может сообщить учащимся о том, что есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих рассказов. Его зовут Чик. Ф. Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга. Учащимся рекомендуются эти книги для самостоятельного чтения: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», «Подвиг Чика».

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет