Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Основная цель урока по рассказу Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» определяется словами самого писателя. О своих автобиографических рассказах он писал: «В последнее время самые разные люди спрашивали в письмах, чем объясняется такая преданность месту и дням своего начала. Конечно, интерес этот не только литературного плана, вернее, вовсе не литературного плана. Он связан с тревогой нынешнего дня: как растить человека, как укрепить, сохранить в молодой душе те хрупкие нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста».

Рассказ Ю. Нагибина относится к тем произведениям, которые помогают воспитывать в юных читателях эти духовные ценности.

      На изучение рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный» следует отвести не менее двух уроков. Сначала в классе можно прочесть автобиографию писателя, которая помещена в хрестоматии.

      Если учитель имеет возможность, следует заранее предложить некоторым учащимся прочесть автобиографические рассказы писателя, например из «Книги детства»: «Дом № 7», «Не в ту сторону», «Меломаны», «Почему я не стал футболистом». Или из книги «Чистые пруды»: «Я изучаю языки», «Шампиньоны», «Торпедный катер» и др.

      Коротенькие рассказы отдельных эпизодов или чтение отрывков даст более цельное представление о детстве писателя и заинтересует учащихся.

      Приступая к изучению рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный», учитель будет иметь в виду, что изучение и восприятие этого произведения потребуют особой подготовки. В записках о себе Ю. М. Нагибин сказал: «Я почти никогда не писал специально для детей, и вместе с тем ряд моих книг был издан Детгизом… Выходит, что некоторые мои произведения представляют интерес для детей школьного возраста…» Это тот случай в школьной практике, когда юным читателям «надо еще тянуться». Поэтому потребуется специальная предварительная работа над языком произведения, так как в рассказе много незнакомых слов.

      Целый ряд слов можно заранее выписать с объяснениями на доске и предварительно познакомить с ними учащихся, например: инстинкт (самосохранения) — врожденная способность совершать целесообразные действия; индивидуальность — особенности характера; велеречие — высокопарный язык; фарс — пьеса пошлого содержания, фальшивая игра; нравственный кодекс — свод законов, совокупность правил, убеждений; целомудрие — чистота; летаргия — болезненный сон и др.

      Остальные слова учитель может объяснять репликами при чтении.

      Лучше, если рассказ прочтет сам учитель. Выразительное чтение произведет на учащихся более сильное впечатление. Это оправдано еще и тем, что в рассказе есть такие места, которые потребуют попутных дополнительных комментариев. После чтения рассказа можно поговорить о том, как перекликается биография писателя и его рассказ, что нового узнали школьники о жизни писателя из этого произведения. Закончить эту часть урока можно рассуждениями о том, что такое автобиографический рассказ и какие еще произведения подобного жанра известны шестиклассникам. Отвечая на эти вопросы, учащиеся вспомнят произведения М. М. Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»), В. П. Астафьева («Васюткино озеро»), М. Горького и др.

      В заключительной части урока можно поговорить о том впечатлении, которое рассказ произвел на учащихся.

      Дома ребятам предлагается еще раз прочитать те места из рассказа, которые относятся к Мите Гребенникову, и ответить на вопросы.

      — Почему свою дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик назвал мнимой дружбой? Что такое мнимая дружба?

      Отвечая на эти вопросы на следующем уроке, ученики расскажут, когда началась дружба ребят, почему рассказчик называет Митю «закадычным» другом, каково было поведение Мити, чем особенно он раздражал. Следует обратить внимание на портрет Мити, в котором чувствуется отношение автора: «чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку»; «влажные, темные, как чернослив, глаза», а также речь Мити: «Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее», «драгоценная дружба». Все это поможет понять, что такое мнимая дружба и почему, сблизившись с Павликом, рассказчик долго не догадывался, что появилась иная, настоящая дружба.

      Основное внимание на уроке будет обращено на главного героя рассказа — Павлика, его дружбу с рассказчиком, становление характера, героический подвиг. Вот примерные вопросы для беседы в классе.

      — Когда рассказчик «впервые приметил» Павлика? Какое Павлик произвел впечатление и чем можно было это объяснить?

      — Как выглядел он? Нарисуйте его портрет. («Длинный, тонкий, бледно-веснушчатый мальчик с большими серо-голубыми глазами в пол-лица… скупо улыбался особо залихватским выходкам, слабый румянец скованного возбуждения окрашивал его щеки».)

      — Как относился рассказчик к Павлику в первое время их знакомства? («Мне казалось, что я просто покровительствую робкому «чужаку».)

      — Почему «у дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым»? А как было на самом деле?

      — Что такое «душевное превосходство»?

      — Как вы понимаете выражения: «Его нравственный кодекс был строже и чище моего», «Павлик не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден»? Опишите, как рассказчик «на своей шкуре испытал, каким непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик». Из-за чего возник конфликт между друзьями? Когда и почему возобновилась их дружба?

      — «Я знаю, что привлекло Павлика ко мне и чем явился для меня он в начале наших отношений». Найдите и прочитайте в рассказе, чем привлекал героя рассказа Павлик.

      — Как осуществлялись друзьями «поиски своего лица»? Сопоставьте эти факты с биографией писателя. Чем они дополняют друг друга?

      — Как погиб Павлик? Почему рассказчик связывает смерть Павлика со всей его жизнью?

      — «Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват? Нет. Виноват». О какой вине говорит писатель? Перечитайте соответствующий отрывок в рассказе. Как вы понимаете смысл этих слов?

      — Вспомните стихотворение А. С. Пушкина, которое начинается словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Кому оно посвящено? Как вы думаете, почему Ю. Нагибин так же назвал свой рассказ? (Сначала рассказ назывался «Павлик».)

      — Как связан рассказ Ю. Нагибина с нашим временем? Какие чувства волновали вас при его чтении?

      Дома учащимся предлагается написать рассказ о своем друге.

    В заключение можно обратить внимание шестиклассников на строки из рассказа Ю. Нагибина: «Когда мы недавно собирались в нашем старом дворе… вспоминали Ивана, вспоминали Арсенова, Толю Симакова, Борьку Соломатина…» О судьбе этих и других ребят, с кем прошло детство писателя, можно прочитать в «Книге детства» Ю. Нагибина: это рассказы «Дом № 7», «Иван», «Непобедимый Арсенов», «Ливень».

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет