Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» даст возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький).

Оценивая свое творчество, Н. Лесков сказал: «Сила моего таланта в положительных типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием».

Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».

История, рассказанная в «Человеке на часах», как нельзя лучше характеризует не столько «нравы и направления… эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия», сколько неподвижное казарменно-бюрократическое государство в целом. Разрабатывая сюжет, основанный на действительных событиях (есть свидетельство сына писателя, А. Н. Лескова, что рассказ написан со слов одного из действующих в нем лиц — Н. И. Миллера), Лесков не превращается в очеркиста. Для художника исторический анекдот становится зеркалом, с беспощадной правдивостью отразившим уродство, противоестественность, чудовищный автоматизм официального закона. Оригинальность художественного решения Лескова состоит в том, что гуманный, героический, вполне соответствующий нравственным нормам поступок солдата Постникова воспринимается вышестоящими лицами, чья карьера оказалась под угрозой, как личное несчастье, как нечто колеблющее самые основы государственного миропорядка. Буква закона выступает самодовлеющей силой. Автор показывает, как каждый из заинтересованных лиц более или менее сочувствует солдату Постникову, на несколько минут оставившему свой пост ради спасения человека. Но для того чтобы «восстановить порядок», они стремятся как бы стереть поступок Постникова, обратить его во что-то иное. При этом все они отчуждаются от человеческой сущности, становясь частью некоего механизма, в котором должностные лица сцеплены друг с другом, подобно гайкам и шестеренкам. Отлаженный механизм срабатывает и устраняет непорядок…

      Но самое страшное в другом… Вся история заканчивается ко всеобщему удовольствию: довольны офицеры, что дело не дошло до государя, доволен награжденный, доволен жестоко выпоротый Постников. Цена, заплаченная за это довольство, — оболванивание, расчеловечивание каждого.

      Рассказ Лескова «Человек на часах» рекомендуется прочесть учащимся в то время, когда они приступят к изучению «Левши». Произведение это небольшое по объему, поэтому, чтобы впечатление от прочитанного было свежим, раньше читать его не следует.

      Чтобы учащиеся более внимательно читали рассказ, можно предложить к уроку внеклассного чтения составить цитатный план. Рассказ состоит из 18 маленьких главок. В каждой из них нужно найти необходимую цитату. Желающие могут нарисовать иллюстрации, лучшие из которых явятся частью оформления урока. Хорошо бы приготовить к уроку небольшую выставку книг.

      Урок внеклассного чтения даст возможность более подробно узнать о жизни писателя. Для этого учитель сам или заранее подготовленные ученики в сокращении могут прочитать на уроке «Автобиографическую заметку», в которой писатель интересно рассказывает о своих предках, родителях, детстве, учебе. Вот некоторые отрывки:

      «По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом по чину коллежского асессора. Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед — все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия — Лесковы…

      Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, „не пошел в попы“ , а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу…

      Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему его покойная мать „через задние ворота“…

      С сорока копейками отец пришел в Орел и „из-за хлеба“ был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его „переманул“ к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства…

      На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни…

      Я родился 4 февраля 1831 года Орловского уезда в селе Горохове, где жила моя бабушка, у которой на ту пору гостила моя мать…

      Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой…

      В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего „мелкопоместного курничка“, из постоялого двора и с поповки…»

      После рассказа или чтения «Автобиографической заметки» (чтение занимает 5—7 минут) можно предложить прочитать план, который учащиеся составляли дома самостоятельно. Вот один из возможных вариантов цитатного плана:

      1. «Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия».

      2. «…На караульной очереди капитана Миллера при дворце произошел весьма чрезвычайный и тревожный случай…»

      3. «…Вдруг, в исходе второго часа ночи, его [Миллера] встревожило ужасное беспокойство…»

      4. «Часовой не выдержал и покинул свой пост».

      5. «Тут офицер сделал приставу заявление, что привезенный им мокрый человек тонул в полынье против дворца и спасен им, господином офицером, с опасностью для его собственной жизни».

      6. «Долго рассуждать было некогда, надо было призывать к делу старших».

      7. «Свиньин был человек не бессердечный, но прежде всего и больше всего „службист“».

      8. «И пока Свиньин волновался среди таких затруднений, он обмяк, и ум его начал прозревать еще один выход, до сей поры скрывавшийся в тумане».

      9. «Свиньин надел шинель, устремил глаза вверх и, воскликнув несколько раз: „Господи, Господи!“ — поехал к Кокошкину».

      10. «Впрочем, Кокошкин сейчас же сделал соответственное распоряжение».

      11. «Свиньин стоял и недоумевал, как это такой оборот все принимает милостию Божиею».

      12. «Инвалидный офицер ожидал пристава внизу, и они отправились вместе в гораздо более теплых отношениях, чем когда сюда вступали».

      13. «Надо прекратить и его [Постникова] мучительное томление».

      14. «Выведенный из карцера рядовой Постников „был сделан“ при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей».

      15. «Много доволен, ваше высокородие, благодарю за отеческую милость».

      16. «Нелепый слух этот дошел и до подворья, где в ту пору жил осторожный и неравнодушный к светским событиям владыко».

      17. «Очевидно, и владыко был доволен».

      18. «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было».

      После прочтения плана следует обратить внимание учащихся на то, что содержание прочитанного составляет краткое содержание рассказа.

      Следующий этап работы в классе — беседа по рассказу, которая поможет выяснить основную мысль этого произведения. Вот примерные вопросы.

      — Когда и где происходит действие рассказа? Что имел в виду писатель, утверждая: «Пора была самая тихая и безмятежная»?

      — Почему этот «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот» привлек внимание писателя? Как он сам объясняет это обстоятельство?

      — Что заставило солдата Постникова решиться нарушить присягу? Обратите внимание на его душевные переживания.

      — Как автор характеризует офицера придворной инвалидной команды? Оправдал ли он эту характеристику?

      — Почему бесчестный поступок офицера инвалидной команды не был раскрыт, хотя о нем все знали?

      — Как отнеслись к известию о спасенном человеке во дворце?

      — Свиньин был человеком не бессердечным, но прежде всего и больше всего «службист». Как вы понимаете это выражение? Какую роль сыграл Свиньин во всей истории?

      — Почему об обер-полицмейстере Кокошкине говорили, что он не только «умеет сделать из мухи слона, но так же легко умеет сделать из слона муху»? Докажите это на конкретных примерах.

      В заключение предлагается перечитать последнюю главку рассказа и ответить на вопросы: «Как автор относится к изображаемому? Какими словами он выражает главную мысль рассказа?»

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет