Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Основная цель урока внеклассного чтения, посвященного циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки», — познакомить школьников с произведениями Гоголя, углубить представления учащихся о жизни и творчестве писателя. Необходимо познакомить учащихся с детством и юностью писателя, с петербургским периодом его жизни, когда создавались «Вечера на хуторе близ Диканьки». Заранее отдельным учащимся предлагается прочитать следующие книги: И. П. Золотусский. «Н. В. Гоголь», «По следам Гоголя», Н. С. Шер. «Рассказы о русских писателях», М. Я. Басин. «Петербургская повесть». Учитель выделяет конкретные главы, например в книге «По следам Гоголя» главы «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин». Учащиеся готовят небольшие сообщения, особо выделяя детские впечатления, жизнь в Васильевке, учебу в Нежинской гимназии, увлечение юного писателя чтением и театром.

      Обращается внимание на «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию», которая содержит сведения, накопленные Гоголем во времена студенчества. Эти записи были привезены в Петербург и использовались Гоголем. Здесь и частушки, и описания малороссийских обрядов, и эпиграфы, часть из которых потом попадет в «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «имена, даваемые при крещении» (в этом списке есть и Солоха, и Параска, и Данило, и Гана, и Андрей, и Хивря, и Хома, Оксана, Левко — все имена будущих героев Гоголя), и малороссийские загадки, блюда, а также пословицы и поговорки, отдельные фразы. Все эти записи в «Книге всякой всячины…» Гоголь делал в Нежине, некоторые он внес уже в Петербурге, и в подзаголовке стоит: «Нежин, 1826 год».

      Целесообразно также рассказать учащимся о театральных увлечениях Гоголя. Когда в Нежинской гимназии открылся театр, Гоголь отдавал ему много времени. Он расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки, делал бутафорские вещи и даже шил костюмы. Естественно, что он играл почти в каждом спектакле. Его актерский талант здесь раскрылся полностью. «Если б он поступил на сцену, он был бы Щепкиным», — вспоминал об успехах Гоголя его гимназический товарищ А. Данилевский. Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха. В роли Креона в «Эдипе в Афинах» он вызывал ненависть, в роли Простаковой — смех и слезы.

      По приезде в Петербург Гоголь устраивается служить мелким канцеляристом в департамент Министерства внутренних дел, а затем учителем истории в Патриотический институт. Тяга к искусству все более овладевает им. Продолжительное время он увлекается живописью, посещает занятия в Академии художеств. Постепенно, однако, в нем созревает убеждение, что литература является главным его призванием.

      Для того чтобы показать шестиклассникам близость произведений Гоголя к произведениям фольклора, взгляды Гоголя, который горячо любил свой народ, высоко ценил его творчество, душевную чистоту, благородство, ум, можно заранее рекомендовать им прочесть некоторые сказки из сборника «Украинские народные сказки», например «Золотой черевичок», «Ведьмы на Лысой горе», «Купец и черт» и другие. В этих сказках в иронической форме изображается нечистая сила, чувствуется глубокое уважение народа к своим защитникам.

      К уроку внеклассного чтения учащиеся читают весь цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В отдельных случаях урок внеклассного чтения можно провести только по первой части этого сборника, куда вошли «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». К уроку учащиеся готовят выразительное чтение понравившихся отрывков и эпизодов, рисуют свои иллюстрации.

      Особое значение имеет оформление урока внеклассного чтения, где, помимо портретов Гоголя кисти А. Иванова, А. Венецианова и др., будут представлены иллюстрации художников И. Репина, В. Маковского, М. Деригуса, П. Соколова, А. Герасимова и других. Здесь же будут и лучшие иллюстрации учащихся.

      Примерный план хода урока внеклассного чтения по «Вечерам на хуторе близ Диканьки»:

      1. Рассказ учителя или заранее подготовленных учеников о детстве и юности Гоголя, его учебе в Нежинской гимназии, создании «Вечеров…».

      2. Чтение отрывков и эпизодов из разных повестей.

      3. Беседа по содержанию прочитанных повестей.

      4. Рассказ прочитанных украинских сказок и сравнение их с повестями Гоголя.

      5. Инсценирование отдельных отрывков: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала».

      Для беседы в классе можно рекомендовать примерные вопросы:

      1. Каким образом Грицку удалось добиться своей цели? («Сорочинская ярмарка».)

      2. Кто рассказывает легенду о Басаврюке? Что можно сказать о рассказчике? («Вечер накануне Ивана Купала».)

      3. В чем смысл легенды о цветущем папоротнике?

      4. Почему отец не мог найти потерянное место? («Заколдованное место».)

      5. Какую тайну узнал пан Данило об отце Катерины? («Страшная месть».)

      6. Почему Катерина утаила от мужа правду?

      7. Зачем писатель нарушает в этой повести последовательность событий?

      8. Почему повесть не имеет конца? («Иван Федорович Шпонька и его тетушка».) Исследователи утверждают, что повесть «Иван Федорович Шпонька…» закончена, никакого обрыва здесь нет. Как вы думаете, почему?

      9. Как вы думаете, чем закончилась история с Иваном Федоровичем Шпонькой?

      10. Какие, по-вашему, повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» особенно близки произведениям устного народного творчества и в чем выражается эта близость?

      11. Кто главные герои повестей Гоголя и как они ведут себя в трудных случаях жизни? В чем сходство их с героями сказок?

      12. Как заканчиваются народные сказки и повести Гоголя?

      13. Почему типографские рабочие «прискали и фиркали», набирая в типографии повести Гоголя? Расскажите наиболее смешные эпизоды из этого произведения.

      14. Вспомните, как оценил А. С. Пушкин «Вечера на хуторе близ Диканьки». Что особенно ему понравилось? Подтвердите конкретными примерами.

      После работы с иллюстрациями можно показать учащимся фильм, созданный по одной из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

      Заключительной частью урока внеклассного чтения может быть просмотр инсценировок, подготовленных дома заранее.

      Итогом урока внеклассного чтения может явиться литературный вечер по «Вечерам на хуторе близ Диканьки», который поможет умению школьников самостоятельно работать с книгой.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет