Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

При изучении произведений Лермонтова на уроке внеклассного чтения в 6-м классе учитель будет исходить, как при изучении произведений Пушкина, из задач, которые стоят перед всей системой уроков внеклассного чтения по этой теме.

По программе в 6-м классе изучаются стихотворения «Парус» и «Тучи». Эти стихотворения о неудовлетворенности поэта покоем, мятежной жажде борьбы и свободы. Для самостоятельного чтения предлагаются стихотворения «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», которые раскрывают богатство мотивов лирики Лермонтова, передают гармонию человека с миром.

На уроке внеклассного чтения можно продолжить знакомство со стихотворениями Лермонтова. Однако нужно помнить, что стихотворения эти должны отвечать читательским особенностям данного возраста, поэтому им необходимо иметь определенную сюжетную, событийную основу.

      Методисты предлагают провести урок-конкурс: «На лучшего чтеца стихотворений Лермонтова». Для этого заранее отбираются стихотворения, например: «Узник», «Горные вершины...», «Морская царевна» и др. В отборе могут принять участие и школьники. Было бы хорошо, если бы чтение сопровождалось постоянным «вмешательством» учителя или заранее подготовленных учеников. Это будет краткое вступительное слово, попутный комментарий, рассказ о каком-то поясняющем эпизоде, заключительное слово.

      Программа рекомендует для внеклассного чтения в 6-м классе такие произведения, как «Воздушный корабль», «Казачья колыбельная песня», «Беглец». Два последних объединены общей темой — изображение Кавказа. Им можно посвятить урок внеклассного чтения.

      Учащимся заранее предлагается прочитать стихотворения «Казачья колыбельная» и «Беглец». Желающие могут к уроку внеклассного чтения выучить отрывки наизусть. Учащимся рекомендуется прочитать книги о Лермонтове: Т. А. Иванова. «Лермонтов на Кавказе», Т. В. Толстая. «Детство Лермонтова», И. Л. Андроников. «Рассказы литературоведа». В качестве индивидуальных заданий шестиклассники могут подготовить небольшие сообщения на тему «Лермонтов и Кавказ». Учитель заранее проверяет подготовленные задания, помогает составить план сообщения, дает нужные советы.

      Урок начинается с небольшого вступительного слова учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова, которое дополняется сообщениями учащихся. Важно, чтобы учащиеся поняли, что Лермонтов был наследником Пушкина. Он принял из рук гениального предшественника эстафету свободолюбия, которую с честью несла вся великая русская литература.

      Для Лермонтова, как и для Пушкина, Кавказ стал символом борьбы за свободу.

      Кавказ поразил воображение Лермонтова еще в детские годы. Будущий поэт часто болел, и бабушка три раза возила его на Кавказ, в Горячеводск, как называли нынешний Пятигорск. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Путешествие продолжалось недели три. Наконец на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны.

      Из Горячеводска ездили на Терек. И на Тереке, и в Горячеводске Лермонтов видел черкесов в лохматых шапках и бурках, скачки джигитов, слышал горские легенды и песни. Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести. Вот почему когда он начал писать стихи, то посвящал их Кавказу, как посвящают друзьям:

    Тебе, Кавказ, — суровый царь земли —
    Я снова посвящаю стих небрежный:
    Как сына ты его благослови
    И осени вершиной белоснежной.

      Впоследствии Кавказ дважды оказался местом ссылки Лермонтова. «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье» — все это результат его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 г.

      Сообщения учащихся завершаются чтением «Казачьей колыбельной песни».

      Примерные вопросы для беседы

      — Какие картины возникают в воображении, когда вы слышите колыбельную песню матери-казачки?

      — О чем мечтает она у колыбели сына?

      — Какой вы представляете мать-казачку?

      Беседу можно завершить чтением всего стихотворения наизусть или отдельных отрывков.

      После чтения стихотворения «Беглец» — небольшая беседа по следующим вопросам.

      — Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?

      — Кого встретил он в родном краю?

      — Почему Гарун побоялся войти в дом девушки, которую любил?

      — Кто сильнее всего высказал свое презрение к трусу?

      — Как сам Гарун оценивает свой поступок?

      — Как автор относится к Гаруну?

      — Что общего между «Казачьей колыбельной песней» и стихотворением «Беглец»?

      Завершить урок можно прослушиванием отрывков из произведения наизусть, после чего происходит распределение по ролям и выразительное чтение всего стихотворения.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет