Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

На уроках литературы учащиеся впервые узнали, что такое летопись, прочитали два сказания из «Повести временных лет»: «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе». Чтобы закрепить у учащихся «ощущение подлинности, прикосновения к самим истокам нашей культуры», вызвать чувство сопричастности к истории, на уроке внеклассного чтения следует продолжить чтение отрывков из «Повести временных лет». Мы считаем, что не следует заранее предлагать шестиклассникам прочитать намеченные отрывки, чтобы не отпугнуть их, так как весь текст труден для школьников этого возраста, к тому же вряд ли можно достать необходимое количество экземпляров «Повести…», чтобы все учащиеся заранее могли прочитать ее.

      Варианты урока внеклассного чтения могут быть различные.

      Один из возможных вариантов — продолжение героической темы, которой были посвящены предыдущие два урока по «Повести…», — защита родной земли от посягательств врага. С этой целью можно на уроке внеклассного чтения прочесть повествование о том, как юноша спас Киев (968).

      Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик. Проводится беседа по вопросам:

      1. Какая обстановка была в осажденном Киеве? Как отроку удалось обмануть печенегов и спасти город?

      2. Каким вы его представляете?

      3. «И послали киевляне к Святославу со словами…» Какие слова заставили Святослава вернуться из Переяславца? Прочитайте их еще раз.

      Заключительная часть урока посвящается рассматриванию репродукции картины А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 868 году» и соответствующей беседе по ней.

      Урок внеклассного чтения может быть проведен и по другим сказаниям, например «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги» (945), «Начало княжения Святослава, сына Игорева» (946) или «Совет Владимира с боярами и старцами» (987) и «Принятие христианства на Руси» (988).

      Учащиеся уже знакомы по урокам истории с событиями, о которых идет речь в этих сказаниях, но очень важно услышать голос летописца, прикоснуться к живым событиям той эпохи. Текст читает учитель или заранее подготовленные ученики. Вот примерные вопросы для беседы к сказаниям «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги», «Начало княжения Святослава, сына Игорева»:

      1. По какому поводу древляне заявили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его»?

      2. С какой целью «послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге»?

      3. Какую «честь великую» воздала им Ольга «перед людьми своими»?

      4. Как Ольга справила тризну по своему мужу, князю Игорю?

      5. Как Святослав, сын Игоря и Ольги, начал битву с древлянами?

      6. Как Ольга отомстила жителям города Искоростеня, убившим ее мужа? (Расскажите близко к тексту.)

      7. Какие особенности речи летописца вы заметили в обоих этих сказаниях?

      Вопросы для беседы к сказаниям «Совет Владимира с боярами и старцами», «Принятие христианства на Руси»:

      1. Почему князь Владимир решил принять христианство?

      2. Когда и с какой целью он пошел на греческий город Корсунь?

      3. При каком условии греческие цари Василий и Константин согласились отдать в жены Владимиру свою сестру Анну?

      4. Когда Владимир принял решение креститься?

      5. «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». (По какому поводу произнес эти слова Владимир?)

      6. Как и где состоялось крещение Владимира?

      7. Расскажите, как произошло крещение Руси.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет