Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

В учебник включены отрывки из Евангелия (раздела Библии), великого памятника человеческой культуры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и неверующему. И не только потому, что без знания сюжетов просто нельзя понять многие произведения искусства, прошлого и современного. С сюжетами можно познакомить с помощью простого пересказа. И не только потому, что в наш язык вошло множество выражений из Библии, таких как «хлеб насущный», «соль земли», «краеугольный камень», «блудный сын» и др., — ими можно пользоваться просто как поговорками или фразеологизмами, не зная источника. И даже не только потому, что общечеловеческие нравственные принципы коренятся в Библии, — их можно растолковать с помощью публицистики.

      Знакомство же с Евангелием несет несравненно большее. Недаром Чарлз Диккенс сказал: «Новый Завет есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир». Об этом же говорит А. С. Пушкин в статье «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико» (1836), отрывок из которой приведен в качестве эпиграфа к разделу. Чтобы яснее была пушкинская мысль, несколько расширим цитату: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие». И чуть дальше поэт разъясняет в статье, в чем эта «вечно новая прелесть» Евангелия: «Мало было избранных… которые бы в своих творениях приближались кротостию духа, сладостию красноречия и младенческою простотою сердца к проповеди небесного Учителя».

      Цель уроков по этой теме — не только познакомить с Библией, она сейчас доступна каждому. Задача же учителя литературы — научить читать эту книгу, заинтересовать школьников, чтобы им захотелось самостоятельно прочесть ее.

      У шестиклассников уже, возможно, есть первоначальные представления о Библии. Опираясь на эти представления, напомним, что великая книга создавалась на протяжении тысячелетий. Сначала это были устные предания, потом записи на свитках папируса или пергаменте, которые хранились в храме или в школе.

      Самые древние греческие рукописи Евангелия (второй части Библии) дошли до нас от II в. н. э. Сначала это тоже были устные проповеди, потом они были записаны на том языке, на котором говорил весь греко-римский мир.

      Четыре евангелиста излагают события и учение Христа каждый по-своему, но все вместе они всесторонне показывают личность Учителя и помогают понять Его заповеди.

      Известны следующие факты: создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий первой перевели на древнеславянский язык Библию. Когда в XV в. было изобретено книгопечатание, первой в мире печатной книгой также стала Библия. Русский первопечатник Иван Федоров также первой напечатал Библию. Но это в прошлом. А сейчас? В наше время эта книга переведена на все языки мира, и с ее тиражами не может сравниться ни одно другое произведение. Ее читают великие ученые и простые люди, взрослые и дети и находят в ней ответы на самые главные вопросы.

      На первом уроке рассмотрим отрывок из Ветхого Завета — повествование о Вавилонской башне и фрагмент из Нового Завета — рассказ о Рождестве Христовом. Приведем некоторые сведения, которые помогут учителю ответить на вопросы школьников. Часто у них возникает недоумение: почему Рождество Христово празднуется 25 декабря и 7 января, почему в Рождество наряжают елку, почему мы ведем летосчисление «от Рождества Христова», а Иисус родился за 6—7 лет до начала новой эры и т. д.?

      Западные христиане перевели церковный календарь на новое летосчисление, восточная церковь осталась верной старому стилю, поэтому на Западе Рождество празднуют 25 декабря, а в России — 7 января. Несовпадение года рождения Христа с началом новой эры (точная дата рождения Иисуса неизвестна, установлено только, что это произошло в 7—6 году до н. э.) объясняется неточностью первоначальных расчетов. В России летосчисление от Рождества Христова началось при Петре I с начала XVIII в., а до этого счет годам велся от Сотворения мира.

      Церковь приурочила этот праздник к древней традиции: в день зимнего солнцестояния отмечать рождение умирающего и воскресающего бога (Осириса в Древнем Египте, Диониса в Древней Греции, Митры в Персии). Рождение этих богов ассоциировалось с началом поворота природы к весне. На Руси Рождество совпало с древним языческим обрядом — Святками, и Святки стали Рождественским праздником. В это время люди собирались на пиршества, рядились в карнавальные костюмы, гадали, ходили по домам с пением колядок — особых песен с пожеланием добра хозяевам и прославлением Бога.

      От древних времен из Германии пришел обычай наряжать на Рождество елку. В нашей стране этот обычай после революции 1917 года был запрещен, а потом возродился, но елка из рождественской превратилась в новогоднюю. Почему именно елка? Есть разные легенды, одна из них такова.

      Перед пещерой, в которой родился Младенец Иисус, росли три дерева: пальма, маслина и елка. Пальма и маслина принесли Христу свои дары — прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная елка ничего не могла подарить Божественному Младенцу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангел украсил ее звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.

      В учебнике повествование о Рождестве Христовом составлено из нескольких евангельских текстов: Лука, гл. 2. 1—20, 22—35, 39—40, 52, и Матфей, гл. 2. 1—23. В нем немало конкретных исторических фактов, называется реальное место действия, время, имена исторических лиц. Но в отличие от обычного исторического повествования евангельский текст несет в себе глубокий смысл, обращенный к самому сокровенному в человеке. Потому он и оказывается всегда новым, даже если бы он был нам знаком до последней запятой.

      Не стоит утяжелять урок рассуждениями. Пусть будет больше творческой работы: выразительного чтения, художественного пересказа, работы с репродукциями, устного рисования и др.

      В учебнике приведена репродукция иконы Владимирской Богоматери (XI—XII вв.), которая принадлежит к числу древнейших христианских святынь. Вглядываясь в лик Богородицы, ребята могут понять, какие слова Она сохраняла в своем сердце — и славу, которую пели Богу Младенцу простые пастухи, и пророчество Симеона о грядущей Его крестной смерти и о неминуемых страданиях для Нее. Увидят они и глубокую нежность Матери, и ту божественную любовь, которую проповедовал Христос, — все это есть в иконе.

      Хорошо, если учитель сможет показать репродукцию иконы «Рождество Христово» (XV в.). Ее написал великий русский художник Андрей Рублев. Рассматривая икону, школьники увидят на ней все события, о которых они прочитали. В центре — Богоматерь и Младенец, рядом с яслями — бычок и ослик, вверху слева — волхвы, справа — пастухи, вокруг пещеры — ангелы, славящие Бога, внизу — Иосиф и купание Младенца. Следует помочь ребятам научиться понимать своеобразие этого особого вида религиозного искусства — иконы.

      Репродукция фрески «Поклонение волхвов» также дает немало пищи для размышлений. Познавшие всю книжную мудрость, умеющие читать судьбы мира и предсказывать будущее по звездам, всезнающие язычники-волхвы — мудрецы и волшебники — пришли поклониться Младенцу — маленькому, слабому и беззащитному. Они увидели в Нем спасение мира. Автор фрески (возможно, это Дионисий, русский художник конца XV в.) прекрасно передал их благоговение перед Младенцем.

      На втором уроке читаются притчи. Они отличаются от повествования тем, что в них нет указания ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц, их герой — один человек, человек вообще, поставленный в ситуацию выбора. Выбирает свой путь младший сын, который не хочет жить так, как принято, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду (ведь по понятиям того времени разделение имения — обида и оскорбление для родителей) и отвергнуть сына (ведь по справедливости тому теперь ничего не полагается, он свою долю получил), мог хотя бы упрекнуть его. Но оказывается, отцовская любовь — то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой придерживается старший сын.

      Выбирают, как поступить, и герои притчи о добром самаритянине. Самаритянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни. Такому отношению к ближнему, когда человек важнее любой идеи, национальной, социальной или государственной принадлежности, и учил Христос. А священник и его помощник, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно.

      Притчи и так нравоучительный жанр, в них нравственная идея ясно выражена самим повествованием, поэтому нет необходимости подробно разъяснять мысль. Только самое главное, только ситуация выбора может быть обсуждена: почему поступил так? И уж, конечно, не нужны дополнительные нравоучения, они только оттолкнут детей.

      Но о самих нравственных проблемах надо говорить на уроке только через художественный текст.

      Для притчи «О блудном сыне» много даст рассматривание репродукции картины великого голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына». Ребята могут рассказать о том, что они увидели на картине. А по другим притчам создать свои устные иллюстрации.

      Если есть возможность, учитель дополнительно привлечет и другие евангельские притчи: «О двух сыновьях» (Мф. 21.28—31), «О немилосердном заимодавце» (Мф. 18.23—35), «О талантах» (Мф. 25.14—30) и т. д.

      Урок развития речи можно построить на текстах, приведенных в сборнике дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим…» для 6-го класса. В книге даны сведения о происхождении иконы Владимирской Богоматери, говорится о том, как понимать «язык» иконописи, приводится стихотворение М. Волошина об этой иконе и предлагается самостоятельная работа.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет