Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

i 020

В середине XII века неизвестным автором была написана либо отредактирована «Песнь о моем Сиде» – самое известное произведение испанской литературы Средних веков. Она повествует о подвигах Сида (то есть «сеида» – господина по-арабски) Кампеадора, рыцаря, жившего в XI столетии. В отличие от большинства других поэм того времени, например «Песни о Роланде», «Песнь о моем Сиде» почти не содержит фантастических и волшебных моментов и вполне реалистически передает действительные события.

Другим значительным литературным памятником эпохи являются «романсеро» – собрания народных песен, которые рассказывают об исторических событиях: междоусобных войнах, сражениях, борьбе с маврами, но одновременно содержат и шуточные, любовные, религиозные романсы.

Первое крупное имя испанской словесности – Хорхе Мануэль (1440–1479), автор поэмы «Куплеты на смерть моего отца». Следующее этапное произведение – роман в диалогах «Селестина» (1499) неизвестного автора, возможно, Фернандо де Рохаса (1465–1541), нечто вроде драматизированной новеллы из «Декамерона». Эти два произведения являются переходными между Средневековьем и Возрождением.

В XVI столетии наступает то, что получило название золотого века испанской литературы, который продлился примерно до середины XVII столетия. Первым его прославленным именем был Гарсиласо де ла Вега (1503–1536), который вместе со своим другом Хуаном Босканом (1490–1542) ввел в испанскую поэзию формы из итальянской: сонет, канцону и т. д., отказавшись от старых кастильских размеров.

Крупнейшим явлением испанской прозы XVI века стал анонимный роман «Ласарильо с Тормеса» (опубликован в 1554) – родоначальник «плутовского романа»

В противоположность этим светским поэтам, мастерам любовной лирики, Луис де Леон (1527–1591), Св. Хуан де ла Крус (1542–1591), Тереза Авильская (1515–1582) были глубоко религиозными людьми. Луис де Леон известен своими переводами библейской «Песни песней» и оригинальными стихотворениями, Хуан де ла Крус – великий испанский мистик и один из крупнейших поэтов страны (особенно известны его поэмы «Духовная песнь» и «Темная ночь души»), Тереза Авильская – автор мистических трактатов и автобиографии «Моя жизнь», вместе с де ла Крусом причислена католической церковью к своим Учителям.

Крупнейшим явлением испанской прозы XVI века стал анонимный роман «Ласарильо с Тормеса» (опубликован в 1554) – родоначальник жанра плутовского романа. Он с живописным реализмом повествует о приключениях бродяги, которого жизнь заставляет заниматься разными видами мошенничества.



# Сервантес

У Испании нет национального поэта. Его место (и в этом отличие от других стран) занимает Мигель Сервантес (1547–1616), автор «Дон Кихота». Роман оказал такое влияние на испанскую литературу, что испанский язык называют «языком Сервантеса». Современному читателю, избалованному всевозможными книгами, трудно понять тот восторг, который испытывали великие писатели в XVIII–XIX веках от «Дон Кихота»; роман может показаться примитивным и многословным, но надо постараться взглянуть на него глазами неизбалованных современников. Другим его прославленным произведением является сборник «Назидательные новеллы». Сервантес писал и в стихах – например, «Путешествие на Парнас», но, по общему мнению, он был весьма посредственным поэтом.

Другое известное широкой публике в России имя золотого века» – Лопе де Вега (1562–1635). Он считается величайшим драматургом Испании, ее Шекспиром. Его плодовитость в сравнении с классическими драматургами Франции Корнелем и Расином поразительна. От Лопе де Веги дошло 426 пьес, а написал он около двух тысяч. Кроме того, он автор трех тысяч сонетов, а также стихотворений в других жанрах. В России Лопе де Вега известен преимущественно комедиями – «Собака на сене», «Учительтанцев», но он сочинял для театра во всех жанрах, например историческую драму «Фуэнте Овехуна». Он был не только величайшим драматургом, но одним из трех крупнейших поэтов золотого века наряду с Гонгорой и Кеведо.

XVII век в Испании, так же как во Франции, был веком драмы (пьесы сочинял и Сервантес). Второе крупное имя испанского театра – Педро Кальдерон де ла Барка (1600–1681). Он написал также немало – около 220 пьес. В отличие от Лопе де Веги он больше знаменит своими философскими драмами, такими как «Жизнь есть сон», хотя как автор комедий он также известен. Третий значительный драматург – Тирсо де Молина (1579–1648), автор первого в истории произведения о Дон Жуане – «Севильский обольститель, или Каменный гость». Можно упомянуть еще и Хуана Руиса де Аларкона (1581–1639), также относящегося к великим драматургам золотого века.

Если во Франции Корнель и Расин прежде всего поэты строгих и однообразных размеров («александрийский стих»), то испанский театр больше напоминал английский, условности были не так сильны, а стихотворные формы разнообразны.

Испанский театр больше напоминал английский, условности были не так сильны, а стихотворные формы разнообразны

Два других гения испанской литературы, малоизвестных в России, но которых очень почитают на родине и имена которых надо знать, если вы желаете произвести впечатление на испанцев, – это Луис де Гонгора (1561–1627) и Франсиско де Кеведо (1580–1645). Гонгора – великий поэт испанского языка, писал нарочито «темные» сложные стихи. Кеведо – величайший сатирик (в стихах и в прозе – сборник «Сновидения»), автор плутовского романа «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» и множества стихотворений самого разного содержания. Гонгора и Кеведо имели противоположные воззрения на литературу, основав враждовавшие течения – «культеранизм» и «концептизм» соответственно, и беспрестанно пикировались друг с другом. Известны грубые стихи, в которых Кеведо высмеивал длинный нос Гонгоры, который отвечал ему тем же.

Алонсо де Эрсилья (1533–1594) участвовал в покорении индейцев-арауканов, живших на территории современного Чили, и написал об этом длинную поэму «Араукана», весьма популярную в свое время, но которая сегодня ценна в первую очередь своими этнографическими описаниями и тем, что это первое серьезное художественное произведение о Новом Свете.


i 021

Педро Кальдерон де ла Барка (1600–1681)



В прозе особое развитие получил плутовской роман. Его выдающимися представителями были Матео Алеман (1547–1615), автор «Гусмана де Альфарче», и Луис Велес де Гевара (1579–1644), написавший «Хромого беса», сюжет из которого впоследствии использовал Лесаж.

Анонимный «Эстебанильо Гонсалес», повествующий о приключениях солдата в Тридцатилетнюю войну, завершает эволюцию этого жанра. Бальтасар Грасиан (1601–1658) – еще одно имя, которое надо знать. Он написал аллегорический роман «Критикой». Ему же принадлежит сборник афоризмов «Наука благоразумия».

К концу XVII века происходит закат испанской культуры золотого века, страна неуклонно деградирует. Следующее столетие, век Просвещения, в Испании не дало никого значительного. Достаточно упомянуть лишь трех авторов: Диего де Торреса Вильярроэля (1693–1770), астролога, шарлатана, авантюриста, знаменитого своими воспоминаниями; и двух баснописцев Феликс Мария де Саманьего и Томаса Ириарте (1750–1791). Вместо одного национального баснописца типа Эзопа, Лафонтена или Крылова у испанцев их двое.

Эпоху романтизма в Испании также блистательной не назовешь. Крупных, европейски известных фигур она не выдвинула. Но, разумеется, были авторы, почитаемые на родине. Во-первых, это Мариано Хосе де Ларра (1809–1837), единственный известный в современной ему России романтик, которому Некрасов приписал свое известное стихотворение. Ларра был журналистом, острым публицистом, покончившим жизнь самоубийством. Роль испанских Пушкина и Лермонтова исполнили (естественно, сравнение условное – Пушкин тут понимается как самое яркое имя эпохи романтизма) Хосе де Эспронседа (1808–1842) и Хосе Соррилья-и-Мораль (1817–1893). Первый – крупнейший испанский поэт первой половины XIX века (поэмы «Мир-Дьявол», «Саламанский студент»). Второй начал свой путь стихами на смерть Ларры (точь-в-точь как Лермонтов на смерть Пушкина: «Погиб поэт, невольник чести», причем чуть ли в один месяц с ним), а прославился своими пьесами, самая известная из которых – «Дон Хуан Тенорио». Еще одно имя испанского романтизма – Анхель Сааведра (1791–1865), министр и политик, известен драмой «Сила судьбы», которая легла в основу либретто известной оперы Верди.

Вторая половина XIX века не представляет в литературе ничего примечательного. В поэзии единственное имя – Густаво Адольфо Беккер (1836–1870), который сегодня вознесен так высоко, что его называют самым читаемым после Сервантеса испанским классиком. Ему принадлежит сборник «Рифмы», а также собрание рассказов в прозе «Легенды». Беккера при желании можно считать испанским Бодлером.

В прозе этот период представляют малоизвестные за пределами испаноязычного ареала Аларкон Хуан Валера (1824–1905), дипломат и автор психологического романа «Пепита Хименес»; Бенито Перес Гальдос (1843–1920), которого в Испании считают местным эквивалентом Бальзаку, Диккенсу и Толстому, он автор серии из 46 романов «Национальные эпизоды» об истории Испании в XIX веке; Педро Антонио де Аларкон (1833–1891), автор повести о провинциальных нравах «Треугольная шляпа».

Рубеж XIX–XX веков ознаменован поражением Испании в войне с США… Под впечатлением от этого национального позора в литературе сформировалось так называемое «поколение 98 года»

Рубеж ΧΙΧ-ΧΧ веков ознаменован поражением Испании в войне с США, в результате чего она лишилась последних заморских владений: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин. Под впечатлением от этого национального позора в литературе сформировалось так называемое поколение 98 года. Его идейный вождь – Мигель де Унамуно (1864–1936), баск по происхождению, философ, эссеист, прозаик, поэт. Он – культовая фигура в родной стране, но литературное качество его многочисленных трудов весьма сомнительно. К тому же поколению относятся романисты Висенте Бласко Ибаньес (1867–1928) и Пио Бароха-и-Несси (1872–1956), прозаик и драматург Рамон дель Валье-Инклан (1866–1936) (но Нобелевскую премию в 1922 году получил не он, а Хасинто Бенавенте-и-Мартинес (1866–1954) – драматург второго плана, но в свое время популярный автор).

Испанская поэзия первой половины XX века ярче ее прозы. С этого времени на нее начинает оказывать литература Латинской Америки. Рубен Дарио (1867–1916), родившийся в Никарагуа, своим творчеством открыл новые пути и считается первым модернистом испаноязычной поэзии. Другими крупными поэтами того периода являются браться Антонио Мачадо-и-Руис (1875–1939) и Мануэль Мачадо-и-Руис (1874–1947), а также нобелевский лауреат Хуан Рамон Хименес (1881–1958). Антонио Мачадо более известен, чем его брат (в гражданскую войну 1919-39 годов они оказались по разные стороны фронта), и писал стихи под влиянием народной поэзии.

Следующим поколением испанской поэзии выступило поколение 27 года: Хорхе Гильен (1893–1984), Рафаэль Альберти (1902–1999), весьма известный в СССР из-за своего членства в компартии, Висенте Апейсандре (1898–1984), нобелевский лауреат, и Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936) – всемирно известный поэт («Цыганский романсеро», «Поэма о канте хондо») и драматург. Он, хотя и дружил с сюрреалистами, а поколение 27 года считается авангардистским движением, писал вполне традиционно, без зауми и распада формы. Поколение 27 года – это «по-русскому счету» – Мандельштам, Пастернак, Ахматова, Цветаева.

Между двумя этими поколениями следует упомянуть «преемника» Унамуно – философа и эссеиста Хосе Ортегу-и-Гассета (1883–1955), оказавшего большое влияние на литературу, и прозаика Рамона Гомеса дела Серна (1888–1963), известного в том числе своими однострочными афоризмами.

Послевоенное представляют Камило Хосе Села (1916–2002), нобелевский лауреат, автор двух гениальных романов – «Семья Паскуаля Дуарте», написанного в двадцать пять лет, и «Улей», Мигель Делибес (1920–2010), не менее талантливый прозаик, а также два весьма известных, но, скорее, ввиду своей политической ангажированности автора: Хорхе Семпрун (1923–2011), писавший и по-французски, и по-испански, и Хуан Гойтисоло (род. 1931).

В Испании, как известно, несколько языков, кроме испанского, это галисийский, баскский и каталанский, на последнем говорят, точнее, говорили, в Барселоне и Валенсии, излюбленных местах для российских туристов. Национальный поэт Каталонии – Жасинт Вердагер (1845–1902), чье имя вы можете назвать при общении с местными жителями, которые, как правило, родного языка не знают, как у нас мордва или марийцы, но своим культурным наследием гордятся. Каталанский язык очень близок к окситанскому (провансальскому), на котором до конца XIX века говорили в Южной Франции и на котором писал Фредерик Мистраль (1830–1914), автор поэмы «Мирей», получивший одну из первых Нобелевских премий по литературе.

К испанской литературе примыкает литература Португалии. В ней достаточно знать три имени: Жил Висенте (1465–1536), прославленный драматург, который писал как по-португальски, так и по-испански и считается отцом драмы в обеих странах; Луис де Камоэнс (1524–1580), величайший поэт португальского языка, автор поэмы о плаваниях португальцев в далекие страны «Лузиады», которая стала национальным эпосом; Пушкин ставил его в один ряд с Данте, Петраркой и Шекспиром:

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

Фернандо Пессоа (1888–1935) причисляется к крупнейшим поэтам XX века, он известен стихами, которые писал от имени нескольких придуманных им персонажей, своеобразных творческих масок. Впрочем, можно также назвать нобелевского лауреата, романиста Жозе Сарамаго (1922–1910) – самое известное имя в португальской литературе второй половины XX века, марксиста, подражавшего «магическому реализму» латиноамериканцев.


i 022

Иллюстрация Густава Доре к книге «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса, Лондон, 1880

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет