Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цель урока: формировать у учащихся основы восприятия родства искусств, общности эмоционально-эстетического воздействия произведений разных видов искусства.

Развивать у учащихся:

А) чувство прекрасного
Б) монологическую речь.

Тип урока: Повторение пройденного материала, изучение нового материала, школьная лекция.

Оборудование: 3 карточки: каждому учащемуся для индивидуальной работы на уроке. Оформление на доске состоит из трех разделов.


Театр Древней Греции - изображение бога Диониса; фоторепродукция театра бога Диониса в Афинах; изображение музы-покровительницы театра.


Изобразительное искусство Древней Греции – цветная репродукция древнего вида храма Парфенона в Афинах; репродукция статуи Афины из Парфенона работы Фидия, статуи Венеры Милосской, Ники Самофракийской, Аполлона Таврического, Артемиды; репродукция пелики с ласточкой работы Ефрония, развернутые изображения древнегреческих сосудов.


Музыка Древней Греции – изображение бога Аполлона; репродукция статуй муз-покровительниц театра, танца, поэзии; изображение Орфея с кифарой. Фонограмма греческого народного танца «Сиртаки»; макет древнегреческого храма Парфенон (г. Афины); стилизованные древнегреческие костюмы; лавровые венки (или венки из листьев винограда (из бумаги).


Учитель: Хайрете - по гречески здравствуйте. Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по Древней Грции. Греция-это жаркое Солнце, ласковое море. Греция-это огненные сладкие апельсины. Греция-это маслянистые оливки или как называют их греки маслины. Греция-это переливающиеся, словно жемчуг, сладкие гроздья винограда.

Ученик 1: Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки на веки.

Даже порой удивленье берет:

Ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийские игры они

Тоже придумали в давние дни!

Ученик 2: Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было скульптурное их мастерство!

Ну, а всего поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли б изъяснятся!

«Физика»,

«Космос»,

«Медуза»,

«Стратег»-

Понял бы мигом слова эти грек!

Скажешь:

«Асфальт»,

«Стадион»,

и «Динамо»-

Скажешь ты это по-гречески прямо!

«Библиотека»,

«Театр»,

«Берилл»-

Так, между прочим, и грек говорил!

О. Тарунин «Что видел в

Эрмитаже»

Учитель: Да, великая древнегреческая культура обогатила своими достижениями и открытиями все народы на земле. Особенно благоприятно во времена Древней Греции развивались разные виды искусства. Некоторые из них зародились именно в Древней Греции. На предыдущих уроках мы говорили об изобразительном искусстве, о мифах и легендах Древней Греции. Скажите, глядя на кисть винограда, какой из видов искусства родился от кисти винограда?

Ученики: Театр.

Учитель Ребята, сегодня всем, кто будет давать правильные ответы на вопросы, я буду вручать лавровый венец победителя, так как это делали во времена Древней Греции, Древнего Рима за выдающиеся успехи и достижения.

Скажите, каким же образом от кисти винограда родилось искусство театра?

Ученики: После сбора винограда и изготовления вина греки устраивали праздник в честь бога Диониса. Считалось, что Дионис научил греков выращивать виноград.

Учитель: Как же проходил этот праздник?

Ученики: Греки разыгрывали представление. На роль бога Диониса выбирали красивого юношу. В представлении разыгрывалась сцена прибытия бога Диониса в Грецию на корабле. В сопровождении сатиров (ряженых) бога Диониса везли на корабельной повозке-каррус навалис.

Учитель: Ребята, а какое слово впоследствии произошло от слова каррус навалис?

Ученики: Карнавал.


Учитель: Перед вами на столах лежат карточки. Обратите внимание на карточку №1. Подпишите, что изображено на этой карточке. (кар. №1 изображение древнегреческого амфитеатра бога Диониса).

Скажите, а где находится этот древнегреческий амфитеатр?

Ученики: В афинах, у подножия Акрополя.

Учитель: Покажите на доске изображение этого амфитеатра.

Древние греки достигли огромных вершин в изобразительном искусстве. Какие из видов Изобразительного искусства процветали в Древней Греции?

Ученики: Архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура.


Учитель: Из наших источников ученые узнали очень многое о жизни древних греков?

Ученики: Мифы, легенды, росписи на греческих вазах, сосудах.

Ученик 1: Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу

«Подумаешь, вазы!»-подумали мы

Другим были заняты наши умы.

Ученик 2: Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

Ученик 3: … То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза-с рисунком рассказом!

Ученик 4: … Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Гаргону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

Ученик 5: А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот-Одиссей, подающий советы.

А это-кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

О. Тарунин «Что я видел

В Эрмитаже»

Учитель: Мы с вами назвали виды изобразительного искусства, процветавшие в Древней Греции. Найдите на одной из карточек изображение самого знаменитого архитектурного сооружения Древней Греции и напишите его название. (карточка №2 Парфенон храм в г. Афины). Перед вами два изображения на одном из них современный вид храма, на другом древний. Подпишите, где современный, а где древний. (карточка №2).

Ребята, а почему современный вид такой разрушенный?

Ученики: Потому что в 17 веке во время войны турков с эллинами в Парфеноне устроили пороховой склад. Один из снарядов попал в Парфенон, взорвался порох и храм сильно пострадал. Этот трагический день стал днем траура в Греции.

Учитель: Ребята, а что такое акрополь?

Ученики: Это главная часть города, расположенная на возвышенности и обнесенная укрепленной высокой стеной.

Учитель: Ребята, кто руководил строительством Акрополя в Афинах?

Ученики: Фидий-древнегреческий зодчий, скульптор.

Учитель: Автором каких знаменитых статуй был Фидий?

Ученики: Статуя Афины, Зевса.

Учитель: Из чего они были изготовлены?

Ученики: Из золота, слоновой кости.

Учитель: Ребята, на карточке №3 найдите статуи работы Фидия и подпишите их названия. Скажите, ребята, эти статуи сохранились до сегодняшних времен?

Ученики: Нет. Перед нами реконструкции, составленные учеными.

Учитель: Ребята, перед вами на карточке №4 изображения знаменитых древнегреческих статуй. Подпишите их названия.

Карточка №4 Венера Милосская, Артемида, Ника Самофракийская.

Учитель: Сегодня я расскажу вам, откуда берет начало волшебный мир звуков Древней Греции. Если я говорю о звуках, скажите о каком виде искусства пойдет речь? (музыка).

Древние греки достигли огромных высот и в музыке. Само слово музыка в переводе с греческого звучит как искусство муз. Музы-в греческой мифологии богини-покровительницы поэзии, искусства и науки. Дочери Зевса и богини памяти Мнемозины. Греки называли 9 муз. Каждая ведала своей сферой.

Эвтериа-поэзия

Калиопа-эпосы

Эрато-любовная поэзия

Полигимния-священные гимны

Мельпомена-трагедия

Талия-комедия

Терпсихора-танцы

Клио-история

Урания-астрономия

Музы любили пребывать на горе Геликон (Олимп). Своим пением увеселяли богов. Предводителем муз считался бог Аполлон. Во главе с ним они водили хоровод.

Аполлон (сын Зевса)-в греческой мифологии бог искусств, покровитель поэзии и особенно музыки. Его часто изображали с золотой кифарой в руках.

Кифара-это струнный инструмент времен Древней Греции. Аполлон-владыка золотой кифары. Под звуки его прекрасной кифары и водят хоровод музы.

Греки сложили прекрасные мифы об Орфее.

Орфей-певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона. Лиру Орфею подарил Аполлон, играть на ней научили музы. Орфей очаровывал своей игрой всех. Боги, люди и природа покорялись магической музыке Орфея. Послушайте миф об Орфее и Эвридике.

Ученик 1: Когда жена Орфея Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, певец отправился за ней в царство мертвых. В Аиде Орфей очаровал перевозчика Харона, свирепого пса Кербера. Персефону и самого владыку подземного царства-Аида.

Аид вернул Орфею Эвридику, но поставил условие: не оборачиваться, не смотреть на Эвридику, идущую вослед Орфею, до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял свою возлюбленную.

Учитель: Музыка звучала в театральных представлениях. На протяжении всего спектакля пел хор. В народных праздниках звучала музыка.

Греческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре.

Пляски греков сопровождались игрой на авлосе-духовом инструменте. Существовала у греков самостоятельная инструментальная музыка. Они умели записывать музыку знаками.

До нашего времени дошло лишь несколько отрывков песен и гимнов.

Гимн-греческая хвалебная песня. Роль гимнов в Греции была велика. Автором многих из них был Гомер. Древнегреческие представления в театре, в которых объединялись музыка и пение дали начало опере. Так родилась опера. Слово оркестр своим происхождением обязано древнегреческому театру. От какого слова оно образовано?
(орхестра)

С давних времен дошли до нас звуки народной музыки. Я прошу вас, ребята, сейчас выйти ко мне. Становитесь в круг. Огромное количество туристов со всего мира ежегодно посещают Грецию. Гостеприимные греки с огромным удовольствием и гордостью учат их танцевать любимый народный танец Сиртаки. Давайте и мы попробуем станцевать.

(звучит мелодия «Сиртаки». Учитель вместе с учениками танцует греческий народный танец. Помогают им участники танцевального коллектива в греческих костюмах.)

Учитель: Ребята, на следующих уроках мы продолжим увлекательное путешествие по Древней Греции и узнаем еще много удивительного и интересного из жизни древних греков.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет