Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Межпредметные связи:  литература; изобразительное  искусство; МХК.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы урока:

объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; исследовательский; метод эмоциональной драматургии.

Средства обучения на уроке:

Словесные (характеристика периода, описание памятников архитектуры, рассказ учителя и учащихся)

Художественно-словесные (использование произведений поэтов)

Наглядные (репродукции, презентации, таблица, историческая карта)

Время проведения:  1 академический час (40 минут)

Цели урока:

Образовательные:

обеспечить в ходе урока усвоение основного материала по изучаемой теме;

Развивающие:

развивать навыки использования справочной и дополнительной литературы;

развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать творческие способности учащихся в ходе подготовки к уроку и выполнения самостоятельных заданий;

развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач;

Смысловые:

создание для учащихся ситуации эмоциональной сопричастности изучаемому периоду;

Предметно-практические:

совершенствование умения работать с историческими источниками;

Воспитывающие:

на материале урока воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре родного края.

Материалы и оборудование:

персональный компьютер;

сканер;

мультимедийный проектор;

экран;

карта России;

флажки с названиями городов (на булавке)

сообщения учащихся;

выставка книг;

рабочая тетрадь для учащихся;

презентации;

макет церкви;

маркеры или цветные ручки у учащихся (для работы с картой)

ХОД  УРОКА

I этап. Подготовка к уроку

Учащиеся получают задание подобрать дополнительный материал по теме урока;
Отдельные учащиеся совместно с учителем занимаются созданием творческого проекта (презентации);
Группа «оформители» занимаются подготовкой  кабинета к уроку;
Учителем разрабатывается макет рабочей тетради для учащегося.

Знать и уважать свою историю, свое прошлое – значит смело и уверенно шагать в будущее.

II этап. Проведение урока

1. Организационный момент

Учитель ставит перед учащимися цели работы на уроке, создает эмоциональную обстановку.

Душный день догорал,
Дальний звон меня звал,
И, как в рай, в Божий храм
Запросилась душа...

Крест на храме сиял,
Он один затмевал
Сотни наших свечей,
Весь в багрянце лучей.

2. Изучение нового материала

Слово учителя

– Актуальность изучаемой темы в наши дни велика: нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». В современном, очень сложном и противоречивом мире особенно важно вернуться к духовным истокам своей культуры, чтобы не потерять своей индивидуальности, своего исторического лица, чтобы быть по-настоящему образованным человеком, чтобы воспринять самим и передать своим детям  моральные и нравственные основы, которыми всегда была богата русская земля.
«Знать и уважать свою историю, свое прошлое – значит смело и уверенно шагать в будущее»

Историческая справка

– Русская церковь в XIX веке (с.136-137 учебник  П.Н.Зырянов «История России» М. «Дрофа» 2005г)

На протяжении XIX века положение русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре великом, в которых православие объявлялось «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем православия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие. Закон разрешал исповедовать в России все религии, если их вероучение признает самодержавие и не вступает в противоречие с законами. Но православие имело ряд важных привилегий.
В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 000 человек.  Оно делилось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Белое – приходские священники.
Высшим органом церковного управления являлся Синод.
Значительно возросло в XIX веке количество соборных и приходских церквей: к 1860г в России было около 38 000 церквей. Росло и количество монастырей. Одними из крупнейших были Троице – Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, Соловецкий монастырь.

Слово учителя

Явление старчества на Руси:

Еще в конце  XVIII  века русская церковь переживает период возрождения. Символом этого становится появление особенно важного явления – старчества, которое затем необыкновенно распространяется, и увеличение количества русских православных святых, которое также приходится на XIX век.

Историческая справка

– Одним из великих старцев Русской Земли становится преподобный Серафим Саровский, которому, как и Сергию Радонежскому, было явление Матери Божьей. За духовной помощью, советом, утешением к преподобному Серафиму стекались сотни людей со всех концов России. Для всех он находил доброе слово, всем оказывал помощь и утешение. Преподобный Серафим, как известно, много пророчествовал о будущем России, предупреждал о полосе бедствий. Но пророчества его не были вовремя поняты.
После его смерти Саровская пустынь продолжала привлекать богомольцев. А через 70 лет после своей смерти Серафим Саровский был причислен к лику святых.
= в XIX веке также прославился своими трудами митрополит Московский Филарет. При нем в России было основано Библейское общество, занимавшееся исследованием текстов Священного Писания и заложившего основу для первого в России издания Библии на русском языке. При нем также была основана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.

– Во второй половине XIX века в Петербурге становится широко известна в народе блаженная Ксения Петербургская. В течение многих лет ходила она по улицам Петербурга, нередко снося насмешки, принося духовную радость и утешение верующим. После ее смерти и погребения над могилой Ксении стали, по словам очевидцев, происходить чудеса и исцеления. Позднее блаженную Ксению причислили к лику святых и стали считать покровительницей Петербурга.

– Всеобщим почитанием пользовался старец Амвросий из Оптиной пустыни . В монастырь он ушел совсем молодым, к 4о годам еле ходил и был слаб здоровьем, и тем не менее ежедневно принимал толпы людей, которые приходили к нему за советом и утешением. Встречался с ним Лев Толстой. Довелось встретиться со старцем и Федору Достоевскому, который черты Амвросия запечатлел в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».
Огромный вклад внес старец Амвросий в идею открытия при монастырях хорошо оборудованных больниц, детских приютов, школ и училищ.

Микроитог

– Какова была роль русской православной церкви?

Слово учителя

Православная архитектура

Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся –
Песней беззвучною – Храм белокаменный.

– Посмотрите на макет храма. На Руси  все они строились по образу и подобию человека: у храма была глава, барабан – шея, тулово и подошва.

(Одновременно с показом на макете, дети отмечают эти части храма на рисунке в рабочей тетради)

– Сегодня мы с вами можем совершить заочное путешествие по основным центрам архитектуры России. Я покажу вам одни из лучших памятников, расскажу необычные истории, связанные с ними, а в конце моего рассказа мы попробуем сделать вывод об особенностях стилей зодчества.
Не забывайте, что необходимо заполнять страницы рабочей тетради: отмечайте на карте те города, о которых пойдет речь.

Работа с картой

Кратко комментируются слайды презентации, на карте у доски флажками отмечаются города, о которых рассказывает учитель. Дети на контурной карте также отмечают эти города.

– Нельзя говорить о культурных духовных традициях России, не сказав хотя бы несколько слов о наследии Донского края.

(Просмотр презентации с кратким комментарием)

– И, конечно, наиболее близко и важно знать о духовном наследии нашего города.
Некоторые из вас, объединившись в творческую группу, выполнили проект «Храмы моего города». Представьте свою работу.

(Просмотр презентации с кратким комментарием)

3. Подведение итогов урока

Вывод о значении духовного православного наследия для современности.

Выставление оценок за устные ответы, работу на уроке и творческий проект.

4. Домашнее задание

§ 14, 35 (уч «История России» П.Н.Зырянов)

Выполнить задания №5, №6 и №7 в рабочей тетради

Написать мини-сочинение (в рабочей тетради)

Задание творческого характера:

составить путеводитель по местам России, имеющим духовное значение (например «Монастыри России», «Центры православного зодчества» и.т.д.)

составить биографический справочник или презентацию (например «Великие зодчие России», «Знаменитые иконописцы», «Святые Земли Русской» и.т.д.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет