Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Информатика

 

Цели:

создать условия для развития умения анализировать изученные произведения, уточнять и обобщать полученные знания;

организовать деятельность учащихся, направленную на обогащение словарного запаса;

способствовать умению грамотно выражать свои мысли;

совершенствовать навыки выразительного чтения;

способствовать воспитанию любви к природе.

Оборудование:

учебник “Литературное чтение”, 2-й класс (автор Л. А. Ефросинина); репродукция картины П. П. Соколова-Скаля “Морозное утро”;

фоторепродукции, магнитофон, аудиокассеты с записью, разовые тетради (ели, снежинки, снеговики)


Ход урока


I. Организационный момент

У. К нам сегодня пришли гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь, улыбнитесь гостям. От наших улыбок в классе стало тепло и уютно.

II. Мотивация

У. Ребята, сегодня у нас необычный урок литературного чтения. Послушайте, пожалуйста, отрывок из музыкального альбома “Времена года” композитора Вивальди, и подумайте, какую зиму изобразил композитор.

Слушание

У. Какие картины вам представились?

Кто смог почувствовать зиму?

(Ответы детей)

III. Сообщение темы, целей урока

У. Сегодня, не покидая нашего класса, мы отправляемся в зимний лес, и будем любоваться зимними пейзажами. Понаблюдаем, какие средства используют авторы для выражения своих мыслей, чувств. Итогом урока будет творческая работа.

IV. Актуализация опорных знаний

У. Из какого произведения взяты следующие строки: “Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий.”

Д. С. Иванов “Каким бывает снег”.

У. Давайте вспомним этот рассказ. Какие слова использует автор для описания снега?

Д. Снег робок и тих, силен и спокоен, злой и колючий, плотный и липкий, дырявый.

У. Кто автор рассказа “Зима в лесу.”

Д. И. Соколов-Микитов.

У. Прочитайте описание зимнего леса.

Д. “Голый и холодный шумит лес. Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.”

У. Обратимся к поэтам. Вспомните, как изображает зиму в своем стихотворении З. Александрова?

Д. (Читают наизусть).

У. Какое настроение вызывает это стихотворение?

Д. Радостное, веселое.

У. Найдите сравнение.

Д. “Как розовые яблоки, на ветках снегири.”

У. Сравнения помогают лучше понять и представить то, что изображает автор.

Кто из вас знает другие стихотворения о зиме?

Д. (Читают наизусть стихотворения).

V. Физминутка

Дети представляют себя снежинками и под музыку красиво кружатся.

У. Вспомните рассказ Пришвина “Деревья в лесу.”

Найдите в тексте и прочитайте, что говорит писатель о елях?

Д. “… ели повесили громадные тяжелые лапы…”

У. Что сказано о березках?

Д. “… березки склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.”

У. Кто из вас подготовил пересказ близко к тексту?

(Ответы детей)

У. Как автор относится к природе?

Д. Трогательно, заботливо, с любовью.

VI. Обобщение знаний

У. Ребята, мы слушали музыкальное произведение о зиме, читали стихотворения, рассказы. А сейчас давайте посмотрим, как художник П. П. Соколов-Скаля изображает зиму на своей картине.

Что вы видите на этой картине?

Д. Зимний пейзаж.

У. Какие чувства, настроение вызывает у вас эта картина?

Д. Чувство радости, веселое настроение.

У. Какое название подойдет к этой картине?

Д. “Зимой в лесу”, “Волшебница-зима.”

У. Художник назвал свою картину “Морозное утро.”

Совпадает ли по настроению рассказ Пришвина с пейзажем?

Д. Да, совпадает.

У. Видели ли вы когда-нибудь в жизни такую зиму, как на картине художника?

Д. Да, видели.

У. Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу?

Д. Добрыми, ласковыми, заботливыми, наблюдательными.

У. Ребята, я вам рассказывала о том, что Пришвин жил около 100 лет назад в Орловской губернии (теперь это Орловская область). Дворянский дом стоял в середине огромного сада среди березовых, липовых, еловых аллей.

Представьте, что мы сейчас в лесу на том же месте, где любил бывать Пришвин. Можем ли мы увидеть эти березки, ели, о которых пишет Пришвин?

Д. Да, потому что ели живут до 400 лет.

У. Давайте протянем к ним ладошки. Поздороваемся с елями. Скажем им: “Здравствуйте, ели!”

Д. Здравствуйте, ели!

У. “Здравствуйте, березки!”

Д. Здравствуйте, березки!

У. Что ответили нам деревья? Представляйте, фантазируйте!

Д. Они здороваются с нами.

У. Спросите: “Вы давно живете на свете?”

Д. Вы давно живете на свете?

У. А они нам в ответ…

Д. Давно, очень давно.

У. Мы, конечно, только вообразили себе этот разговор. Но он помог нам понять, что деревья старые и очень мудрые. Как же люди должны относиться к природе?

Д. Мы должны любить и беречь природу.

VII. Творческая работа

У. Ребята, сегодня мы попробуем выступить в роли писателей. Каждый из вас должен описать красоту зимнего леса.

Работать будем по группам:

1) прочитать текст, вставить подходящие по смыслу слова;

2) написать акростих (слово зима);

3) сочинить рассказ о красоте зимнего леса, используя опорные слова.

Репродукция картины, фоторепродукции помогут вам в работе. Я включу музыку, надеюсь, что она тоже поможет почувствовать зимнее настроение.

Выполнение работы учащимися.

VIII. Знакомство с работами учащихся

Слушание выполненных работ. Анализ.

IX. Рефлексия

У. Ребята, кому на уроке было легко справиться со всеми заданиями, сейчас подойдут и украсят своими работами наш зимний пейзаж. А кто чувствовал себя неуверенно, поработает дома и завтра принесет свою работу.

X. Итог

У. Как вы думаете, довольна ли вами волшебница-зима? Спасибо всем за работу.

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет

watch tv series online watch series online watch tv shows free online watch tv shows free online