Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Информатика

 

Цели:

знакомить с новым видом вырезывания из бумаги – вытынанкой;

расширять запас знаний учащихся через знакомство с традиционными народными промыслами, с историческими фактами возникновения различных материалов и инструментов, знакомить с их свойствами, выразительными возможностями бумаги;

приобретать навыки работы с бумагой, опыт работы с ножницами;

формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;

уделить внимание повышению мотивации учащихся;

помочь учащимся ощутить себя продолжателями древних традиций;

развивать волевые качества личности учащихся (внимание, упорство, выдержка);

развивать любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление;

формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;

воспитывать любовь к природе, развивать стремление охранять её.

Оборудование: альбомные листы (А-4), заготовки вытынанок, простые карандаши, клей, ножницы, магнитофон, презентация к уроку, записи фрагментов музыкальных произведений П. И. Чайковского и др. композиторов, мультимедиапроектор, ноутбук.

Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.


Ход урока


I. Вступление

Сообщение темы и целей урока

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха…Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце. Что удалось услышать? (Ответы детей)

– А сейчас вы узнаете, почему прислушивались именно к вашим горячим сердечкам. (Чтение учителем на фоне музыки).

Притча “КРАСОТА”

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…
(В.А. Сухомлинский)

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

(Ответы детей.)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

(Ответы детей.)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

(Ответы детей.)

– А что ему помогло?
– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня или ночи, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

II. Основная часть.

Правила работы с ножницами:

Не бери ножницы без разрешения учителя.

Работая ножницами, следи за пальцами левой руки.

Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.

Не держи ножницы острыми концами вверх.

Не оставляй их в раскрытом виде.

Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.

При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.

Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.

Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.

Это интересно…

(Из истории ножниц)
(Читает учитель)

Из истории ножниц

Первые ножницы появились около трёх с половиной тысяч лет назад и предназначались для стрижки овец. Их лезвия не поворачивались вокруг центра, а соединялись пружинящей пластиной и просто сжимались рукой.

Около 1000 лет назад ремесленники догадались соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть в виде колец. Получились ножницы. Делали их из железа, стали, серебра, богато украшали, а то и покрывали золотом.

Иногда украшений было так много, что они мешали пользоваться этим инструментом. В России ножницы изготавливали в тех же губерниях, где делали ножи, в Нижегородской и Владимирской. Появились и специальные ножницы для парикмахеров, лекарей. Были даже особые ножницы для отрезания от металлического стержня заготовок монет.

Найди на рисунке старинные ножницы, ножницы для стрижки овец и для работы в саду. Какие отличия ты заметил? (Ответы детей.)

Знакомство с техникой “Вытынанка”

– Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Зародился он ещё в древности. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.

(Слайд– сведения об использовании аппликации в древности разными народами)

– Затем в Китае, когда изобрели бумагу (примерно в 4–5 веках), стали украшать жилища миниатюрными бабочками и стрекозами. Эта культура называлась “чуань-хау”. Затем искусство вырезания из бумаги распространилось по всей Европе (X IV–XVвв.) и к XIXв. в России.

Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды – на Рождество и Пасху. Принято было вырезать рушники и украшать ими комнату или окна дома. На Рождество или Пасху вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. По вытынанкам можно было определять, кто женится, а у кого родился ребёнок – всё отражалось в праздничных украшениях на окнах.

А хорошо знакомая нам снежинка! У каждого из нас слово “снежинка” ассоциируется с наступлением холодов и, конечно же, Новым годом. Мы вырезаем снежинки и украшаем ими ёлку, окна, стены комнаты. Пока бумага сложена, трудно представить, что будет в результате. Поэтому, каждый раз, когда снежинка разворачивается, получается маленькое открытие.

Беседа о красоте зимней природы
– Красота зимней природы воспевается поэтами, композиторами, художниками. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков (Пушкина, Некрасова, Никитина) о природе в разное время года. Композиторы музыкой стремились передать звуки зимы. Мы знакомы с музыкой П. И. Чайковского “Времена года”, она и сейчас звучит фоном нашей беседы. Красота зимней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими!

– Сегодня мы с вами будем создавать красоту зимней природы своими руками. Мы будем делать коллективную работу – панно “Зимняя сказка”.

– Ой, почему-то лист пустой. Я могла бы его заполнить картинками, показать, каким он станет, но я пока не знаю. Ведь вы сейчас своими руками будете создавать красоту, и какой получится наша коллективная картина, будет зависеть только от вас. Но я знаю точно, что если работать творчески, сердцем и с душой, то картина принесёт радость и нам самим, и тем, кто её увидит.

Дети приступают к работе. Каждый вырезает свою вытынанку (домик, забор, снеговика, горку снежную, сугроб, церквушку, месяц в небе, снеговика, зверюшек, детей на санках или коньках и т. д.)

III. Заключение

Составление коллективной композиции “Зимняя сказка” на общем панно (аппликация на синем фоне). Итоги урока.

– Вот и закончился наш урок творчества. Получилась замечательная картина, которая будет дарить радость всем, кто её увидит и чью комнату она украсит.
А теперь пожелание всем вам и гостям.

(Учитель читает стихи М. Пляцковского “Зимняя сказка”)

Пусть так же чудесно и мило
Восторженно, живо, красиво
В судьбе появляются радости,
Внося в вашу жизнь привкус сладости!

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет

watch tv series online watch series online watch tv shows free online watch tv shows free online