Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Информатика

 

Цели:   

закрепить знания о частях речи, формировать навыки работы с компьютером;

развивать орфографическую зоркость, умения распознавать части речи в предложении;

развивать внимание, речь;

воспитывать интерес к предмету, эстетическое восприятие, умение работать в парах.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 I. Организационный момент

Учитель:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке :
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! 

– Сегодня у нас урок повторения и свою работу вы будете оценивать в баллах.

II. Активизация знаний

1. Разминка

На магнитной доске даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, части речи, части
слова, члены предложения, второстепенные.

Задание:

а) найдите закономерность и распределить эти слова в три столбика.

На доске появились три столбика слов.

части речи                  члены предложения          части слова.
существительное        подлежащее                       корень   
прилагательное          сказуемое                           приставка
глагол                          второстепенные                суффикс
предлог                                                                    окончание

 б) Обобщение

– Для чего служат части слова?
– Какую роль выполняют главные члены предложения, второстепенные?
– Для чего служат части речи?

Перед детьми остаётся слова первого столбика и появляется слово МОРФОЛОГИЯ. 

Формулировка темы урока – учиться распознавать части речи т.е. продолжим изучать морфологию.

 2. Чистописание

а) Обратить внимание на написание слова МОРФОЛОГИЯ.

– Какая гласная в этом слове повторяется?

в) Безотрывное написание слова МОРФОЛОГИЯ.

 III. Работа над темой урока

– На какие две группы делятся все части речи?

                   Части речи
Самостоятельные              Служебные

1. Имя существительное        1. Предлог
2. Имя прилагательное           2. Союз
3. Глагол
4. Наречие
5. Местоимение

– Чем отличаются части речи?
– Какую роль выполняют служебные части речи?

3. Составление алгоритма

прочитай слово

задай к слову вопрос

определи, что оно обозначает

определи части речи

4. Добавь слово

Учитель читает отрывки из произведений.

1)  Ветер на море гуляет и кораблик …
2) Ель растет перед …, а под ней хрустальный дом.
3) Белка песенки …, да орешки все грызет.
4) А орешки не простые, все скорлупки …

– Определите части речи пропущенных слов.
– К какой группе относятся  эти слова?
– Какая орфограмма в этих словах?
– Какую безударную гласную написали в каждом слове?
– Докажите.
– Кто автор этих строк? Из какого произведения?

5. Работа на листочке-памятке – вставить часть речи.
повис (     ) деревьях                             
падает (     ) неба
отрывок (    ) рассказа
полезно (    ) здоровья

– Как называется пропущенная часть речи?
– Что вы о ней знаете?
– Что может быть полезным для здоровья?

IV. Физминутка

Молодцы!
Назвали слова вы все по порядку
Теперь приглашаю я вас на зарядку.

V. Закрепление изученного

1. Работа на компьютере. (Заложена программа)

1) повторение правил техники безопасности
2) на рабочем столе найти тему урока
3) составить алгоритм
задать вопрос
прочитать слово
определить часть речи
определить, что обозначает слово

4) Прочитать слова в столбиках, найти лишнее слово и заменить его, т.е. напечатать своё.

(Программа заложена заранее)

Сущ.                        Прилаг.                            Глагол
иней                      серебристый                      серебрит
снег                       зимний                               лежит
мороз                    снеговик                             блестит 
молчит                 сказочный                          падает
лес                        пушистый                           заснеженный

2. Физминутка для глаз

3. Работа с картиной на тему «Зимний лес»

– Что изображено на картине?
– Нравится ли вам картина? Чем?
– К этой картине я составила предложение Лежит снег.
– Можно ли сказать, что это предложение также красиво как эта картина?
– Что делает нашу речь богатой?
– Для чего нужны части речи? (Более точно передать мысли, настроение).
– распространите предложение
– послушайте, как об этом пишет С. Есенин (учитель читает)

«Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна»

– C чем автор сравнивает снег?
– Каким называет лес?

Чтобы красиво и правильно выразить свои мысли надо иметь богатый словарный запас, а для этого нужно много читать.

4. Работа с деформированными предложениями (задание на листке)

Идёшь, лесу, по, тихому, зимой, на, лыжах, и, любуешься.
Шуба, снежная, покрыла, белая, деревья, ветки.
Серебрится, на, алмазами, солнце, снег.
Лес, зимний, красив, удивительно

(Если не позволяет время, можно записать предложения выборочно).

5. Синтаксический разбор предложения

6. Подведение итогов – подсчёт баллов

– встаньте те, кто набрал 11 баллов,8баллов, меньше 8 баллов.
– выберите себе домашнее задание по количеству баллов:
11 баллов – стр.88 упр.315 9 (написать мини-                               сочинение по опорным словам)
8-10 баллов – стр.87 упр. 314
меньше 8 баллов – стр.86 упр.310

VI. Итог урока

– Чему учились на уроке?

Учитель:

И вот прощальная игра, урок заканчивать пора.
Узнал ты много слов и если ты запомнил их
Урок наш проведён не зря.

1 ученик:

Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам

2 ученик:

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

3 ученик:

Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: чертит , пишет и поёт.

 

 

 

 

 

Перед учащимися лист с заданиями.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают самостоятельно  на дополнительном листке, а 3 ученика у доски распределяют слова в 3 столбика.

 

 

 

Фронтальная работа – ответы на вопросы.

Пользуясь толковым словарем, дети дают объяснение значения этого слова.

 

 

б) Прописывание на кальке по образцу гласной буквы «о» с верхним и нижним
соединением.

1. Работа по схеме на дополнительных листах.

 

 

Вопросом, что обозначают.
Служат для связи слов в предложении

2. Повторение правил о частях речи.

 

 

 

Дети на листочках нумеруют порядок действий – самопроверка

Работа в тетради – запись слов:

подгоняет, дворцом,
поёт,
золотые

Проверка написания орфограмм – обратная информация. 

Самостоятельно на листочках – дифференцированное задание

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

Танцевальные движения под музыку.

 

Выполняют команды по памятке

Самопроверка
2 1 4 3

 

 

 

 

 

 

После проверки дети оценивают свою работу –  создают цветовой  фон, если справился с

1 столбиком – синий
2 столбика – зелёный
3 столбика – красный

 

 

устно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. (Задание напечатано на листе-памятке)

 

Дифференцированное задание – для сильных.

 

 

 

 

 

 

 Дети определяю

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет

watch tv series online watch series online watch tv shows free online watch tv shows free online