Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели и задачи урока:

дать общее понятие об имени существительном;

определять одушевленные и неодушевленные имена существительные;

познакомить с новым словарным словом;

учить различать предмет и слово как часть речи;

формировать у учащихся понимание того, что слово способно назвать все в окружающем мире;

способствовать развитию любознательности, мышления, воображения,

развивать устную и письменную речь;

прививать любовь к родному краю.

Оборудование:

учебник «Русский язык»2 класс (автор А.М. Зеленина);

картинки с изображением березы и березовой рощи;

индивидуальная карточка со словарным словом.


Ход урока 


I. Организационный момент.

– Что помогает людям общаться друг с другом?

– Как вы понимаете пословицу: Доброе слово построит, а злое разрушит.

Постановка темы урока.

– Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (о словах)

– Сегодня будем более подробно изучать только те слова, которые обозначают предметы, узнаем, как называются такие слова, на какие вопросы они отвечают.

II. Чистописание:

прописывание строчной буквы б.

– Поэтому у нас сегодня в гостях слово. Оно начинается на букву б, чтобы оно пришло к нам в гости, надо прописать эту букву.

III. Введение нового словарного слова БЕРЕЗА. Работа по теме урока.

1. Этап первичного восприятия словарного слова. (рисунок)

У нас в гостях слово, обозначающее дерево – символ России. Догадались, что это? (БЕРЕЗА)

2. Работа над звуковым образом слова.

– Давайте произнесем это слово. Сначала послушайте, как я произнесу, а потом вы.

– Береза! (повторение за учителем детьми)

– Давайте запишем это слово в тетради без ошибок, для этого найдите в учебнике это слово. Чтобы вам было всем хорошо видно, как правильно оно пишется, давайте я увеличу его с помощью нашей волшебной палочки и вывешу его на доску.

3. Работа над зрительным образом слова.

– Я прошу каждого друг за другом проговорить это слово вслух медленно, не спеша, заучивая его. Теперь закройте глаза и проговорите его еще раз, но уже про себя. Теперь поиграем в прятки. Я спрячу это слово, а найду его в ваших тетрадях. Главное условие : при письме вы должны его проговаривать орфографически). (Дети пишут в тетрадях по памяти).

4. Фонетическая работа.

Послушаем еще раз, как звучит это слово. (Долго, протяжно, так как в слове 3 слога, слоги одинаковы по структуре сг, поэтому произносим протяжно, нежно. В слове 3 согласных звука и все они звонкие, значит это еще звучное слово, звонкое. В слове 2 мягких звука, значит, оно и звучать должно мягко, нежно.)

5. Работа над составом слова.

– Как называется место, где много березок? (березовая роща)

Показ картинки.

Как нам назвать березу, ласково? (березка, березонька)

– А какой гриб гордится тем, что является близким соседом березки и может каждый день любоваться ее красотой (подберезовики).

– Давайте запишем эти однокоренные слова и выделим корень.

6. Морфологическая работа.

Какие предметы еще изображены на картинке? (Береза, трава, солнце, ворона).

– Поставьте вопросы к этим предметам, не называя их. Почему слово ворона отвечает на вопрос кто?

Вывод:

– О каких словах идет речь сейчас?

– О словах, отвечающих на вопросы кто? или что? и обозначающих предмет.

– Кто-нибудь знает, как называются такие слова?

– Имена существительные.

Физкульт. минутка.

7. Синтаксическая работа.

– Запишем предложения со словом береза,

Береза мила русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках.

Любит наш народ. Береза является символом земли русской.

Почему слова: человек и народ отвечают на вопрос кто? Это не животные.

– На вопрос кто? отвечают не только животные, но и люди.

– Дайте более точное понятие имени существительном. (ответы 5-6 учеников)

IV. Работа с учебником.

Упр.5 с. 5

– Найдите в упражнении слова, обозначающие предметы и поставьте к ним вопросы. (Береза, тарелка, чайник, платье.)

– Запишем эти слова в тетрадь с комментированием, выделяя орфограммы.

V. Домашнее задание.

С. 7 Упр. 7. Спишите стихотворение и поставьте вопросы к именам существительным.

VI. Итог урока.

1. Обобщение.

– Что обозначают имена существительные?

– На какие вопросы отвечают?

– С каким новым словарным словом познакомились на уроке?

2. Рефлексия.

– Что больше всего запомнилось с урока?

– Над чем хотелось бы вам поразмыслить после этого урока?

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет