Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: закрепить приемы вокально-хоровой работы; повторить песни, отработать их художественное исполнение; повторить по­нятия «героическая музыка» и «мюзикл»; познакомить с термина­ми «бардовская песня» и «музыкальная живопись», «фортиссимо», «пианиссимо», «тутти».

Планируемые результаты: учащиеся закрепят художественно-исполнительский план песни; исполнят песню с ритмико-двигательными элементами, проведут анализ ее вариативного измене­ния; изучат специфику разных композиторских стилей.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание темы «Шехеразады» из одноименной сюи­ты Н.А. Римского-Корсакова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Музыкант-турист» композитора Ю. Чичкова.

Оформление доски: картины и фотографии с показом сцен из опер и оперетт; портреты композиторов М.И. Глинки, И. Штрауса, Ф. Шопена, НА. Римского-Корсакова, Ю. Чичкова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра.

При ознакомлении школьников с мюзиклом «Моя прекрасная леди» можно продемонстрировать видеозапись исполнения арии Элизы.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Проводится по модели предыдущего урока.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Сегодня вы повторите популярные во всем мире музыкаль­ные сочинения, поэтому и тема урока звучит так: «Музыка мира». Запишите ее в своих тетрадях.

— Какие музыкальные произведения из тех, что вы слушали на уроках музыки, вам нравятся больше всего? (Ответы детей.)

Музыка — международный язык, поэтому ее образы понят­ны и близки людям из разных стран. И нет среди композиторов различия — кто из какой страны, главное - музыка должна быть талантливой, и тогда ее полюбят в разных странах мира. Вот как об этом высказался композитор Ф. Шопен: «Музыка не имеет оте­чества; отечество ее — вся Вселенная». Потому что талантливая музыка несет в себе самые лучшие стремления, она старается сде­лать так, чтобы ее слушатели стали чище, добрее. Об этом верно сказал великий русский композитор П.И. Чайковский: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы моя музыка распространя­лась... приносила людям подмогу и утешение». И вы знаете, что этот композитор действительно создавал настоящие музыкальные шедевры, которые никогда не состарятся и которые делают слуша­теля более возвышенным, способным тонко чувствовать красоту. (Педагог читает стихотворение.)

Как многогранна музыка...

Как многогранна музыка!

Как юна Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

И. Волобуева

III. Актуализация знаний

1. Повторение понятия «общемировая музыка»

(Повторение информации о Ф. Шопене, школьники слушают и анализируют его «Революционный этюд».

Повторение информации о Л. Бетховене, прослушивание на­чала «Патетической сонаты».

Прослушивание «Прелюдии» СВ. Рахманинова и ее обсу­ждение.)

- Вы убедились в том, что великая музыка, пусть даже создан­ная в прошлые века, до сих пор способна потрясать людей и настраивать их души на прекрасное. В этом и заключается сила классической музыки.

- В каких странах родились и творили свою музыку компо­зиторы СВ. Рахманинов, Ф. Шопен, Л. Бетховен?

- Про какую музыку говорят: «Она принадлежит всему миру»? (Про талантливую.)

- Это зависит от того, какой национальности был ее автор? (Нет.)

- Приведите еще примеры общемировой музыки. (Ответы детей.)

2. Повторение понятия «героическая музыка»

- У какого великого русского композитора две оперы говорят о патриотизме и героизме? (У М.И. Глинки.)

- Расскажите о содержании оперы «Иван Сусанин».

- Какой отрывок говорит о героизме главного героя, его не­сломленное™?

- Какая музыка рисует врагов - поляков?

- Лейтмотив какого танца чаще других звучит в опере? (Прослушивание начала мазурки из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».)

- Как меняется характер мазурки в опере?

3. Симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А. Римского-Кор­сакова

- Вспомните название этой музыкальной темы и название произведения, в котором она звучит. (Педагог исполняет тему Шехеразады из симфонической сюи­ты Н.А. Римского-Корсакова. Повторение информации о симфо­нической сюите, слушание и анализ начального отрывка.)

Симфоническая сюита «Шехеразада» - одно из лучших про­изведений композитора НА. Римского-Корсакова. После перво­го же исполнения, когда «Шехеразадой» дирижировал сам автор, это произведение приобрело большую популярность у слушателей и прочно вошло в репертуар симфонических оркестров всего мира.

— По впечатлениям от каких сказок было создано это произ­ведение?

— Что такое сюита? (Произведение, состоящее из ряда частей, у каждой части есть свое название.)

«Шехеразада» по своей форме и стилю симфоническая сюита, т. е. многочастное музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Композитор в процессе работы созда­вал музыкальное произведение, каждая часть которого имела свой собственный характер и собственное название.

— Какие мелодии объединяют все части сюиты «Шехеразада»? (Темы Шехеразады и Шахрияра.)

— Какие инструменты исполняют тему Шехеразады?

— Какой характер у этой темы?

— Как называлась часть, которую вы прослушали на прошлом уроке?

— Какие музыкальные темы вы там услышали? (Ответы детей.)

— Каким звучанием открывалась часть «Море и Синдбадов корабль»? (Ответы детей.)

Эта часть открывается медленным вступлением, в котором в низком регистре, на басах звучит грозная и суровая тема султа­на Шахрияра. А потом, после нескольких аккордов, появляется узорчатая, нежная и изящная тема Шехеразады.

— Кто исполняет тему Шехеразады? (Солист — первая скрипка оркестра.)

Какая тема возникает потом? (Звуковая картина мерно ко­лышущегося моря.)

В основе этой части звучат темы, прозвучавшие во вступле­нии. На фоне мерного качания в басах они развиваются, проти­вопоставляются друг другу, достигая своей кульминации на ма симальной динамике — фортиссимо. А еще в кульминации весь оркестр играет в унисон — вместе одни и те же звуки. Такое звучание в музыке называется «тутти». Но потом музыка постепенно слабеет в звучности, пока не замирает в заключительных аккордах на самом тихом звучании — пианиссимо. (Прослушивание 1-й части сюиты «Шехеразада».)

- Как звучал оркестр в кульминации?

— Что означает слово «фортиссимо»?

- Что означает термин «пианиссимо»?

- В каком месте этой части вы слышали динамику «фортис­симо»? (В кульминации.)

— В каком месте этой части звучало пианиссимо? (В окончании.)

— Как еще была выделена кульминация? (Приемом «тутти» -мощным звучанием всего оркестра.)

Вы уже встречались с музыкальным приемом усиления и ослабления звучания, например когда надо показать богаты­рей, выходящих из моря, или скачущих коней. Сначала музыка звучит негромко, потом усиливается и наконец затихает. Вот этот прием присутствует и в части «Море и Синдбадов корабль» сюиты «Шехеразада».

IV. Знакомство с новым материалом

Композитор Н.А. Римский-Корсаков так живописно изобра­жал море в своих произведениях, что для подобных музыкальных сочинений придумали новое определение — музыкальная живо­пись.

— Что такое живопись? (Искусство изображения с помощью рисования.)

Какое определение музыкальной живописи вы можете дать? (Рисование с помощью музыкальных звуков.)

Вспомните, в каком еще сочинении Н.А. Римского-Корса­кова вы сталкивались с понятием «музыкальная живопись». Где рисовались образы сказочных чудес? («Три чуда».)

— Композитор Н.А. Римский-Корсаков жил и творил в конце ХЕХ — начале XX в. А какой великий русский композитор XX в. создал симфоническую сказку, в которой звуками очень точно нарисовал портреты главных героев? (С.С. Про­кофьев.)

Как называется его симфоническая сказка? («Петя и волк».)

Какие герои принимают участие в этой сказке?

V. Повторение изученного

(Повторение французской народной песни «Пастушка» и ее инсценировка.)

VI. Знакомство с понятием «бардовская песня»

В середине XX в. в нашей стране появились особые музыкан­ты - люди, которые сами сочиняли не только музыку к своим песням, но и слова. А еще они сами исполняли свои песни, чаще всего на гитаре. Вы уже знаете, что такие музыканты были в эпо­ху Средневековья, вспомните пьесу «Старый замок» из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

(Педагог демонстрирует иллюстрацию к пьесе.) На картине, по мотивам которой создана пьеса «Старый за­мок», как раз изображен певец — трубадур, который поет песню и сам себе аккомпанирует игрой на музыкальном инструменте. В разных странах таких певцов называли по-разному: мейстер­зингеры (т. е. — «мастера песни»), жонглеры, рапсоды. А в нашей стране вспомнили тоже старинное слово «бард». И отсюда возник­ло целое направление в музыке — бардовская песня.

— Запишите в тетрадях определение: «Бард — музыкант, кото­рый поет песни собственного сочинения, сопровождая их игрой на гитаре».

— Какое определение бардовской песни вы дадите? (Автор­ская. Песня, в которой слова и музыка сочинены самим ее ис­полнителем.)

Бардовская песня сначала появилась как походная, она зву­чала на туристических слетах, на привалах, вечерами возле кост­ров. Сегодня у нас проводятся фестивали бардовской песни, где участвуют тысячи людей — и сами авторы песен, и их слушатели.

Основоположником этого направления в нашей стране яв­ляется писатель по фамилии Окуджава. Имя у него тоже необыч­ное — Булат. Этот человек прошел солдатом Великую Отечест­венную войну, работал школьным учителем, а потом неожиданно стал создавать и исполнять свои песни, которые так понравились людям, что стали поистине народными. Порой люди пели его песни, не зная, кто их сочинил. Да и многие из вас, возможно, слушали песни, которые начинаются словами «Ваше благородие, госпожа удача» или «Кавалергарда век недолог». Приходилось вам слышать такие песни? А ведь слова для них сочинил Булат Оку­джава.

— Запишите в тетрадях имя и фамилию этого барда: Булат Окуджава.

— Одной из самых известных песен Булата Окуджавы стала песня про десантный батальон из кинофильма «Белорус­ский вокзал». Сейчас вы ее послушаете.

(Прослушивание песни из фильма «Белорусский вокзал».) В кинофильме говорится о встрече ветеранов, героев Великой Отечественной войны, которые уходили на фронт с Белорусского вокзала. В финале фильма и звучит эта песня.

— О чем говорится в этой песне? (О том, что люди были готовы не щадить своей жизни для победы над врагом.) Послушайте, какие значительные слова в этой песне. Автор слов и музыки - Булат Окуджава.

Нам нужна одна победа

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

— Можно ли сказать, что эта песня героическая? (Да.)

Эта песня всегда звучит на Красной площади, когда на ней проводится военный парад и шагают воины-десантники.

— Как шло развитие музыки в этой песне, как она начиналась и заканчивалась? (Песня начиналась негромко и медленно, потом с каждым куплетом становилась все взволнованнее, заканчивалась громко и в темпе марша.)

Кто автор слов и музыки этой песни?

— Как называется песня, которую исполняет ее автор?

— В сопровождении какого музыкального инструмента чаще всего звучит авторская песня?

— Какого вы знаете барда?

VII. Разучивание новой песни

(Школьники знакомятся с песней композитора Ю. Чичкова «Музыкант-турист» (на слова И. Белякова) и делают ее разбор.)

— О чем говорится в песне «Музыкант-турист»?

— В какое время года происходят события в песне?

— Кто герои песни?

— Какой характер у этой песни?

— Какая музыкальная форма у этой песни? (Двухчастная -запев и припев.)

(Педагог читает слова 1-го куплета песни, школьники их за­поминают и повторяют.)

На плечах рюкзак тяжелый,

Но турист не унывал.

Музыкант-турист веселый

Шел и песню сочинял.

(После разучивания слов педагог показывает мелодию песни и разучивает ее с классом.)

В этой песенке использован прием скороговорки, поэтому постарайтесь отчетливо произносить слова.

(Педагог разучивает со школьниками слова припева.)

Эта песенка для вас несложная, поэтому сразу же разучим и слова 2-го куплета.

Пели сойки и синицы,

Распевались — не унять,

Человеку эти птицы

Помогали сочинять.

(Исполнение 2-го куплета на уже выученный мотив и его объ­единение с припевом. Затем класс исполняет два куплета с при­певами.)

VIII. Актуализация знаний

1. Повторение изученного материала

(Школьники повторяют знания о жанре оперетты и информа­цию о композиторе И. Штраусе, слушают и анализируют увертюру к оперетте «Летучая мышь».)

2. Углубление знаний о жанре музыкальной комедии

В других странах оперетту еще называют «мюзикл». Сейчас вы послушаете отрывок из такого мюзикла, музыку к которому сочинил композитор Фрэнсис Лоу. Мюзикл называется «Моя прекрас­ная леди». В этом веселом спектакле рассказывается о том, как простую лондонскую продавщицу цветов по имени Элиза учили вести себя, как настоящая леди. И это увенчалось успехом. Когда Элиза пришла на бал в высшем обществе, по ее поведению и речи никак нельзя было определить, что она когда-то трудилась про­стой цветочницей. Вы послушаете песенку Элизы, которую она поет, когда возвращается с бала.

— Запишите название этого номера: «Песенка Элизы "Я тан­цевать хочу" из мюзикла Ф. Лоу "Моя прекрасная леди"».

(Прослушивание отрывка или его просмотр в видеозаписи.)

— Какой музыкальный жанр использован в этой опере? (Вальс.)

— Какое настроение передается в песенке Элизы?

— Если бы вы слушали эту арию в оригинале, т. е. на англий­ском языке, то могли бы по характеру музыки понять на­строение героини мюзикла Элизы?

IX. Вокальная импровизация

(Педагог знакомит школьников с текстом для вокальной им­провизации.)

Ветер — раннего утра ровесник —

Босиком по оврагам бежит,

И росы серебристая песня

Все звенит, все звенит, все звенит.

Н. Добронравов

— Какое настроение создают у вас эти стихи? (Радостное, ро­мантическое.)

Какой может быть по своему характеру музыка для таких стихов?

(После обдумывания учащиеся показывают свои варианты вокальных напевов для данного текста.)

X. Самостоятельная творческая работа - напоминание

На следующем уроке те из вас, кто готовил самостоятельную творческую работу под названием «проект», могут провести его защиту. Прошу тех, кто готов выступить, сообщить мне об этом, чтобы можно было предусмотреть ваше выступление в плане урока.

XI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какие музыкальные произведения вы могли бы отнести к общемировой музыке, музыке мира?

— Какую героическую музыку вы слушали сегодня?

XII. Рефлексия

— Какую музыку можно отнести к общемировым шедеврам?

— Что такое музыкальная живопись?

— В каких произведениях композиторами использовалась му­зыкальная живопись?

— Какую героическую музыку вы сегодня слушали?

— Можно ли «Революционный этюд» Ф. Шопена также от­нести к героической музыке? (Да.)

— Что такое авторская песня?

— Какие вы знаете авторские песни?

— Фамилию и имя какого барда вы знаете?

— Какую знаменитую песню Б. Окуджавы вы сегодня слушали?

— О чем говорится в этой песне?

— Чем интересна песня из кинофильма «Белорусский вокзал»?

— Какую песню вы начали разучивать?

— Чем эта песня для вас интересна?

— Что такое оперетта?

— Увертюру из какой оперетты вы слушали?

— Какой еще отрывок из музыкальной комедии вы слушали?

XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• тема Шехеразады из сюиты Н.А. Римского-Корсакова

«Шехеразада»;

• тема Шахрияра из сюиты НА. Римского-Корсакова «Шехе­разада»;

• лейтмотив арии Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» композитора Ф. Лоу.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет