Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: провести повторение особенностей балетного жанра; познакомить школьников со спецификой восточной музыки; проконтролировать точность исполнения приема «эхо» в песне; отработать художественное звучание песни; познакомить с тер­мином «музыка Востока».

Планируемые результаты: учащиеся узнают разные приемы музыкальной изобразительности, особенности разных видов во­сточной музыки; продолжат вокально-исполнительскую работу.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Су­санин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.

Оформление доски: репродукции декораций с изображением сцен из разных опер и балетов; репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица» и «Балаганы»; портреты композиторов М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, А.И. Хачатуряна, И.Ф. Стравинского.

Следует заранее приготовить фонограмму отрывков из бале­тов П.И. Чайковского, названия которых должны вспоминать школьники.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

Разучим новую скороговорку «Бобры». Все бобры добры до своих бобрят.

(Повторение скороговорки в быстром темпе. Повторяют распевание на слоги «ми-мэ-ма» и канон «Братец Яков» (два куплета).)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

На прошлых уроках вы изучали принципы построения оперы, музыкальную драматургию, по законам которой строятся музы­кальные спектакли.

— Что такое музыкальная драматургия?

— Расскажите о законах драматургии. Какие этапы должны присутствовать в любой театральной постановке?

— Как раскрывались законы драматургии в опере «Иван Су­санин»?

По этим законам строятся не только оперы, но и балеты. Ведь в каждом из них есть добрые и злые герои, чьи образы создают­ся по принципу контраста. Эти герои непременно встречаются, между ними возникает конфликт, а дальше следует кульминация и развязка. Сегодня мы будем говорить о таком произведении крупной формы, как балет, и вы сами убедитесь в том, что балет обязательно следует законам музыкальной драматургии. Иначе его просто неинтересно смотреть. Но, конечно, в балете решаю­щую роль играет музыка — она рисует звуками всех героев и их переживания.

— Названия каких балетов вы можете вспомнить?

— Теперь назовите не только балет, но и его персонажей -положительных и отрицательных.

— Какие конфликты в балетах вы можете вспомнить?

— Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Крупные формы - балет».

— Почему балет относят к произведениям крупной формы?

— Кто участвует в постановке балета?

III. Актуализация знаний

— Какой великий русский композитор является основопо­ложником русской балетной музыки? (М.И. Глинка.)

— Но ведь М.И. Глинка не сочинял музыку для балетов, так где же звучит танцевальная музыка, созданная им? (В «поль­ском» действии оперы «Иван Сусанин».)

Какой великий русский композитор создал лучшие в мире балеты? (П.И. Чайковский.)

К каким балетам сочинил музыку П.И Чайковский? бале­там «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».)

В каком веке жили и сочиняли свою музыку М.И. Глинка и П.И. Чайковский? XIXв.)

А мы с вами живем в XXI в. Несмотря на это, удивительные произведения М.И. Глинки и П.И. Чайковского продолжают жить, звучать и восхищать нас.

— Послушайте знаменитые отрывки из балетов П.И. Чай­ковского и вспомните их названия. Если у вас возникнет затруднение, я подскажу вам название отрывка и балет, в котором он звучит. (Прослушивание отрывков из балетов П.И. Чайковского -«Танец маленьких лебедей» и «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; темы феи Сирени и феи Карабос из балета «Спящая красавица»; «Вальс снежных хлопьев» и «Танец феи Дра­же» из балета «Щелкунчик».)

— Вы согласны со мной, что эту удивительную музыку можно слушать много раз, и она не надоест?

Вот как об этом говорится в стихотворении.

Тихо в зале. Гаснет свет.

Будем мы смотреть балет:

Замечательный балет,

Он идет почти 100 лет.

Декорации — картины.

Вот выходят балерины:

Ручки влево, ручки вправо —

Все так необычно, право.

Героиню принц спасает, фея их благословляет.

«Ах, какой балет хороший», —

Мы похлопаем в ладоши, —

Замечательный балет,

Пусть идет еще 100 лет,

Никогда не старится,

Так он всем нам нравится.

И. Агапова

IV. Знакомство с новым материалом

1. Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского

Сегодня вы познакомитесь с балетной музыкой, созданной композиторами XX в. Возможно, что и фамилии этих композито­ров вы услышите впервые. Но тем интереснее для вас будет встре­ча с их балетами. Фамилия первого композитора — Стравинский. Повторите ее все вместе хором.                  

(Класс 2—3 раза повторяет фамилию композитора по взмаху руки педагога.)

В начале XX в. композитор И.Ф. Стравинский создал музыку для короткого балета в одном действии под названием «Петрушка». События в нем происходят в кукольном театре, точнее ска­зать — в ярмарочном балагане, в спектакле, который разыгрыва­ется куклами во время ярмарки.

— Посмотрите на картины, расположенные на доске. Они вам уже знакомы? Что на них изображено? (Празднование Мас­леницы.)

Как развлекаются люди во время празднования Маслени­цы? (Покупают воздушные шары и крендели, катаются на са­нях, смотрят представления кукольного театра, выступления ряженых.)

Вы видите, что на этих картинах нарисованы эпизоды с уча­стием кукольников — артистов кукольного театра. Вот такие куклы и являются героями балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Сам Петрушка был самым главным и всеми любимым героем масле­ничных балаганных представлений. Сейчас вы услышите отрывок из начала балета, который называется «Народные гулянья на Мас­леной». Имеется в виду Масленая неделя — т. е., празднование Масленицы. Как известно, Масленицу действительно празднуют целую неделю. У балета «Петрушка» есть подзаголовок — «Потеш­ные сцены в 4 картинах».

— Запишите в тетрадях названия балета, этого отрывка и фа­милию композитора, создавшего для него музыку: «"Народ­ные гулянья на Масленой" из балета "Петрушка", компо­зитор И.Ф. Стравинский».

— Какой оркестр чаще всего сопровождает показ балета? (Симфонический.)

— А какой инструмент обычно сопровождал представления русского народного кукольного театра на ярмарках? (Гар­мошка.)

В отрывке, который вы сейчас услышите, симфонический ор­кестр будет подражать нехитрому перебору гармошки.

— Вам уже встречалась пьеса, в которой фортепиано подра­жало звукам гармоники, вы помните название этой пьесы? («Мужик на гармонике играет» П.И. Чайковского.)

Сейчас вы услышите, как оркестр подражает звучанию народ­ных инструментов. Музыка имитирует мелодию народных наиг­рышей — несложный мотив, который неоднократно повторяется. (Слушание начального отрывка «Народные гулянья на Мас­леной» из балета «Петрушка».)

— Какой была музыка по своему характеру?

— В чем она соответствовала названию балета и его содер­жанию?

- Назовите фамилию композитора, создавшего музыку к ба­лету «Петрушка».

Композитор И.Ф. Стравинский, так же как и СВ. Рахма­нинов, в начале XX в. уехал из России. Но за границей к его музыке не было большого интереса, пока кто-то ему посове­товал сочинять произведения на русскую тему - по русским сюжетам, с использованием русских мелодий. Так у Стравин­ского возникла идея «Петрушки». Балет был поставлен и имел большой успех. Но в разных странах его приняли по-разному. Некоторым показалось, что музыка здесь чересчур криклива, даже груба, перенасыщена площадными мелодиями. В послед­ней части балета композитор использовал мотивы подлинных русских народных песен - «Ах вы, сени мои, сени», «Вдоль по Питерской» и др.

Но вот как отозвался об этом балете русский композитор Н.Я. Мясковский: «Вся его музыка полна такого задора, свеже­сти, остроумия, такого здорового, неподкупного веселья, такой безудержной удали...» Н.Я. Мясковский также утверждал, что услышал в музыке И.Ф. Стравинского «саму жизнь», и высоко оценил ее.

2. Музыка Востока

Вы познакомились с «польским» действием из оперы «Иван Сусанин», узнали названия и особенности польских народных танцев.

- Где находится Польша? (В Европе.)

Сегодня вы познакомитесь еще с одним направлением балет­ной музыки, которое интересно раскрыто в творчестве многих композиторов, - музыкой восточных стран, или, говоря короче, музыкой Востока.

- Запишите в тетрадях название этой темы и ее определение: «Музыка Востока - произведения, в которых композиторы используют национальные восточные приемы: своеобраз­ные мелодии и ритмы, украшения, синкопы».

- Чтобы ближе узнать музыку Востока, вы познакомитесь с творчеством композитора Хачатуряна. Повторите хором фамилию и запомните.

Композитор А.И. Хачатурян родился в Армении, но учился и потом почти всю свою жизнь прожил в Москве. В центре Мо­сквы ему и памятник поставлен - возле дома, в котором он жил.

Этот композитор создал много музыки к театральным спек­таклям, несколько балетов, из которых самым известным стал «Спартак», который вот уже много лет идет на сцене Большого театра. Также А.И. Хачатурян написал музыку к балету, который называется по имени девушки, его главной героини - «Гаянэ». Действие балета происходит на родине композитора в Армении. А.И. Хачатурян очень точно передал особенности восточной му­зыки — ее нежный и страстный характер, особый изгиб мелодий, плавность, синкопы. Все это вы услышите в отрывках из его ба­лета «Гаянэ». Сегодня вы послушаете первый отрывок - «Колы­бельную».

— Запишите в тетрадях название отрывка: «"Колыбельная" -отрывок из балета "Гаянэ", композитор АИ. Хачатурян».

— Какие колыбельные вы помните и можете напеть? (Застав­ку к телепередаче «Спокойной ночи, малыши!» — «Спят уста­лые игрушки» композитора А.Н. Островского; народные колы­бельные «Баю-баю-баю, деточку качаю» и «Баю-баюшки-баю, неложися на краю»; «Колыбельную» В.-А. Моцарта «Спи, моя радость, усни».)

— Какой характер обычно бывает у колыбельной песни? (Не­торопливый, тихий, успокаивающий, ласковый.)

Вот и в «Колыбельной» из балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ» присутствуют эти черты. Но вместе с тем вы услышите еще и осо­бенности восточной музыки, о которых я уже сказала, — необык­новенную гибкость мелодии, синкопы, различные украшения лейтмотива.

(Слушание «Колыбельной» из балета АИ. Хачатуряна «Гаянэ» и разбор особенностей музыки.)

— Каким был характер «Колыбельной»? (Нежным, покачиваю­щим, умиротворенным.)

— Какие вы подметили в музыке особенности, говорящие о том, что это музыка Востока? (Особую распевность, син­копу на первых звуках.)

В мелодии присутствуют необычные украшения — витиеватые, узорчатые. В тех колыбельных, которые вы уже знаете, мелодии довольно простые, бесхитростные, каждая нота соответствует од­ному слогу текста. А в восточной колыбельной дополнительные украшения придают мелодии необычность, своеобразную красоту, кажется, будто почти каждая нота в ней украшена драгоценны­ми камнями. К музыке Востока вы еще вернетесь на следующих уроках.

— Какой композитор написал музыку к балету «Гаянэ»?

— Какой еще балет написал композитор АИ. Хачатурян?

— В какой стране происходит действие балета «Гаянэ»?

— Какой отрывок из этого балета вы слушали?

V. Работа над песней, повторение, художественное исполнение

(Повторение и исполнение всех куплетов песни А. Зацепина «Ты слышишь, море?» с перекличкой «эхо», с покуплетным ди­рижированием и куплетом-вокализом.)

VI. Новый материал - разучивание песни

Вы уже знаете много песен с разными мелодиями — простыми и сложными, авторами которых являются зарубежные компози­торы: «В путь» Ф. Шуберта, «Заход солнца» Э. Грига. В качестве распевания вы исполняете французскую народную песню «Братец Яков». Сегодня вы начнете разучивать еще одну французскую на­родную песню, которая называется «Пастушка».

— Запишите в тетрадях название: «Французская народная пес­ня "Пастушка"».

— Что означает слово «пастушка»? (Это название профессии девушки или женщины, которая занимается тем, что пасет домашних животных.)

В песенке, с которой вы сейчас познакомитесь, говорится о том, что пастушка пасет овечек, а из их молока потом будет де­лать сыр. Французская народная песня про пастушку достаточно длинная — в ней 6 куплетов, она шуточная по своему содержанию, веселая, с несложной мелодией, поэтому вы ее легко запомните и разучите. (Педагог демонстрирует песню.)

— Расскажите о характере песни.

— Что необычного было в ее тексте? (Слова после каждой строчки перемежались вокализами на слоги «тра-ля», «тра­ля-ля».)

Можно ли вместе с пением ее станцевать?

— Можно ли эту песню драматизировать, т. е. поставить по ее сюжету театральную сценку?

— Назовите героев, которые могут принимать участие в такой театральной постановке. (Ответы детей.)

Главные героини, конечно же, пастушка и кошка. А в качестве второстепенных персонажей можно добавить овечек, которых пасла пастушка, и крестьян, которые жили в селе и покупали у пастушки сыр.

Все действия этих героев мы потом досочиняем, а пока начнем разучивать 1-й куплет,

1.   Жила-была пастушка,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля,

ПАСТУШКА

Французская народная песня

Русский текст Т. Сикорской                         Обработка Ж. Векерлена

В этой песенке простая форма — куплетная, зато не совсем обычная мелодия. Как вы уже отметили, в ней текст постоянно будет переплетаться с вокализами. Послушайте мотив начала ку­плета. (Педагог показывает 1-ю строчку куплета, школьники ее раз­учивают и исполняют.)

Теперь послушайте вторую строчку, обратите внимание на то, что она отличается от первой. (Показ и разучивание 2-й строчки.)

Наконец, окончание куплета — совсем короткая фраза-по­вторение.

(Педагог показывает окончание куплета, школьники его по­вторяют и запоминают. Соединение строчек куплета в среднем темпе.)

Самое главное вы сделали — разучили и запомнили мелодию песни, которая будет повторяться в каждом куплете. Осталось разучить остальной текст. Послушайте и запомните слова 2-го куплета. (Педагог читает текст 2-го куплета песни, школьники его по­вторяют и разучивают, после чего исполняют.)

2.   Варила сыр овечий,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Варила сыр овечий

Для целого села, ля-ля,

Для целого села.

— Какой дирижерский жест понадобится для этой песни? (Плавная вертикаль.)

(Класс поет два куплета песни с дирижированием.)

VII. Актуализация изученного материала

1. «Отцовская слава» повторение песни

Вы знаете, что в мае наша страна отмечает великий празд­ник — День Победы. В этот день исполняется героическая, па­триотическая музыка, она прославляет подвиги наших солдат, ко­торые ценой своей жизни отстояли нашу Родину в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Ребята поздравляют ветеранов войны, дают им концерты.

Вы в этом году разучили военную песню «Отцовская слава». Мы ее сегодня повторим и исполним, как на концерте.

2. Повторение

— Какая тема сегодняшнего урока?

— Кто является основоположником русского классического балета?

— В каком произведении М.И. Глинки звучит много танце­вальной музыки?

— В каком действии оперы «Иван Сусанин» она звучит?

— Каких героев рисует танцевальная музыка в опере?

— Какой танец является лейтмотивом при изображени поля­ков в опере?

— Как звучит «Мазурка» в «польском» действии?

— Какой характер поляков она рисует?

— Послушайте «Мазурку» из «польского» действия оперы «Иван Сусанин».

(Прослушивание и разбор характера произведения.)

— Когда еще в опере звучит мотив мазурки?

— Как «Мазурка» звучит в сцене гибели Сусанина?

— Что передает композитор таким характером «Мазурки»?

VIII. Вокальная импровизация

(Повторение текста предыдущего урока и сочинение для него вокальной импровизации.)

IX. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Чем авторская музыка из балета «Петрушка» напоминает русскую народную?

— Какая музыка звучит в День Победы?

X. Рефлексия

— Расскажите о жанре балета. Какие балеты вы знаете, кто их авторы?

— Какие герои встречаются в балетах?

— Как в балетах воплощаются законы музыкальной драма­тургии?

— Какой композитор сочинил музыку к балету «Петрушка»?

— Где происходит действие балета?

— Что напоминает музыка балета, исполняемая симфониче­ским оркестром?

— Чем необычна мелодия «Колыбельной» из балета А.И. Ха­чатуряна «Гаянэ»?

— Какой балет мог танцевать под ее звучание на сцене— муж­ской или женский? (Женский.)

— Как построен текст французской народной песенки «Пас­тушка»?

— Что, кроме пения, можно исполнять во время ее звучания?

— Какая по характеру музыка звучит в дни военных праздников?

XI. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

•   начало темы «Народные гулянья» из балета «Петрушка» композитора И.Ф. Стравинского;

•   начало «Колыбельной» из балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ»;

• начало песни «Отцовская слава» композитора Г. Струве.)


Урок 2

Цели: провести закрепление знаний по тематике и специфике балетной музыки; проанализировать разнохарактерную музыку Востока и сопоставить ее звучание с шумовыми инструментами; повторить исполнение патриотической музыки; продолжить разучивание песни; ввести новое понятие — «тромбон».

Планируемые результаты: учащиеся расширят знания о ба­летной музыке; исполнят музыкальное сопровождение к восточной музыке; приступят к созданию инсценировки для народной песни.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Колыбельной» из балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ», выходят из него после урока под собственное исполнение французской народной песни «Пастушка».

Оформление доски: репродукции картин Б. Кустодиева с изо­бражением сцен масленичных гуляний; оформление декораций балетов; афиши к балетным и оперным спектаклям; портреты композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.И. Хачатуряна, И.Ф. Стравинского; изображения инструментов симфонического оркестра, отдельно — фотография тромбона и металлофона.

Для инсценировки 1-го и 2-го куплетов песни «Пастушка» можно использовать элементы костюмов — шляпку, берет или чепчик для пастушки, прутик, а миску с сыром и кусочки сыра можно изготовить из бумаги. Желательно также продемонстри ровать театральные афиши с объявлениями о разных сценических постановках.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяется исполнение скороговорки «Бобры» в разных темпе, регистрах и динамике.

Разучивание нового распевания «Весна и лето».) Послушайте, повторите и запомните слова, на которые поется

новое распевание.

Вновь весна пришла,

А за ней идет Лето красное.

В этом упражнении некоторые слоги в самом начале надо исполнять в распеве. Чтобы вам лучше запомнить, какие слоги поются нараспев, повторите слова, отхлопывая ритм ладошами. (Педагог показывает отрывок с нужным ритмическим рисун­ком, а потом разучивает его с классом: «Вот ве-сна-а при-и-шла».

Школьники разучивают и поют все распевание целиком, по­сле чего исполняют его 3—4 раза от разных звуков по восходящей хроматической гамме.)

Это распевание начинается необычно — с паузы, молчания на сильной доле.

— Как называется перенос ударения в музыке с сильной доли на слабую? (Синкопа.)

— В какой музыке часто встречаются синкопы? (В польской мазурке, в чешской польке, в восточной колыбельной.)

(Повторяется исполнение распевания «Братец Яков» каноном двумя подгруппами.)

II. Работа с тетрадями

— Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока музыки. Сегодня вы продолжите изучение разной балетной музыки,

послушаете новый отрывок из известного вам балета и запишете в тетрадях название этого отрывка.

III. Актуализация знаний

(Повторение песен «Ты слышишь, море?» и «Отцовская слава» с дирижерами.

Повторение информации о композиторе И.Ф. Стравинском и его балете «Петрушка». Школьники слушают и разбирают му­зыку темы гулянья. Показ видеозаписи балетной постановки «Пе­трушка».

Повторение информации о композиторе А.И. Хачатуряне и его балете «Гаянэ». Школьники слушают и разбирают музыку «Колыбельной» из этого балета.)

— Какой балет — мужской или женский — танцует в спектакле под музыку «Колыбельной»? (Женский.)

— Какими шумовыми инструментами можно дополнить зву­чание «Колыбельной»? (Колокольчиками, треугольником.)

— Послушайте «Колыбельную» еще раз и подыграйте ее зву­чанию с помощью шумовых инструментов.

IV. Знакомство с новым материалом

Продолжим знакомство с музыкой балета «Гаянэ» композито­ра А.И. Хачатуряна. Сейчас вы услышите второй отрывок из этого балета, который исполняет мужская группа танцоров. Отрывок называется «Танец с саблями», он очень популярен во всем мире. Особенно часто его можно услышать по телевизору, когда нам показывают соревнования спортсменов, где необходимо музы­кальное сопровождение (например, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание или фигурное катание).

— Запишите в тетрадях название нового отрывка: «"Танец с саблями"» — отрывок из балета "Гаянэ", композитор А. И. Хачатурян».

Представьте, что вы попали на восточный праздник — яркий, самобытный. Уже выступили певцы и танцоры, а теперь юноши решили показать свою удаль и демонстрируют бойцовские ка­чества - показательное сражение на саблях. Обратите внимание на то, как музыка передает их прыжки, сабельные удары. Кажется, будто от самих музыкальных звуков летят искры. Для передачи звона сабель композитор использовал металлофон - ударный инструмент, на котором играют с помощью молоточков, ударяя по металлическим пластинкам, отчего получается звонкий, хо­лодноватый звук.

(Демонстрация изображения металлофона.)

— Послушайте внимательно второй отрывок из балета «Гая­нэ», а потом расскажете, каким был характер музыки, в ка­кой форме написано это произведение.

(Прослушивание и разбор музыкального отрывка.)

— Сколько частей в «Танце с саблями»? (Три.)

— Повторялась ли в финале 1-я часть? (Да. Была реприза.)

— Как полностью называется форма «Танца с саблями»? (Трехчастная репризная форма.)

В крайних частях вместе с металлофоном отчетливо слышен звук медного духового инструмента - тромбона. Это не совсем обычный инструмент. Чтобы играть на нем, музыкант должен не только вдувать в него воздух, но и двигать специальной дета­лью — скользящей трубкой, которая называется «кулиса», выдви­гая ее из тромбона и вставляя обратно. Тем самым можно пони­жать или повышать высоту звука.

(Демонстрация изображения тромбона.) Многие музыканты любили этот инструмент за его богатые возможности, композитор Н.А. Римский-Корсаков даже сочинил Концерт для тромбона с оркестром.

— Как отличались по своему характеру крайние части «Танца с саблями» от средней части?

— Какие новые инструменты звучали в этом произведении?

«Танец с саблями» — самое знаменитое произведение ком­позитора А.И. Хачатуряна. Этот отрывок из балета «Гаянэ» зна­ют во всем мире, а когда композитор приезжал в какую-нибудь новую страну, там его почтительно звали «мистер "Танец с саб­лями"».

V. Разучивание новой песни - продолжение работы

— Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке?

— Какой характер у песни «Пастушка»? (Повторение песни по куплетам и исполнение.)

— Соедините вместе 1-й и 2-й куплеты с дирижированием. (Исполняют с дирижированием.)

— Как можно инсценировать 1-й и 2-й куплеты? (Школьники дают свои варианты ответов, педагог назначает исполнительницу главной роли в инсценировке - пастушку, по­могает надеть элемент костюма — французский головной убор — чепчик с оборками или берет.)

На начальных тактах песни пусть пастушка сделает несколь­ко танцевальных движений лицом к классу, словно знакомясь со зрителями. А еще ей понадобится прутик.

Чтобы в инсценировке песни смогли принять участие как можно больше учащихся, введем в 1-й куплет исполнителей ро­лей двух овечек.

(Педагог назначает исполнителей ролей овечек.) Согните руки в локтях, показывая «копытца», идите мелкими шагами, когда пастушка будет погонять вас прутиком. Когда куплет завершится, вернитесь на свои места за столами.

Для 2-го куплета мы введем новых персонажей — двух сосе­дей, для которых пастушка варила овечий сыр. Соседи должны подойти к пастушке, поклониться ей, а пастушка пусть подарит им по кусочку сыра вот из этой миски. После этого тоже вернитесь на свои места.

Осталось всем классом спеть этот выученный отрывок, а наши артисты покажут инсценировку. (Показ инсценировки под пение 1-го и 2-го куплетов песни. После выступления исполнители кланяются зрителям и возвра­щаются на свои места.)

Теперь послушайте слова 3-го куплета песни «Пастушка».

Пришла к пастушке кошка

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Пришла к пастушке кошка,

Уселась у стола ля-ля,

Уселась у стола.

(Школьники повторяют и поют.)

— Какой новый персонаж песни появляется в этом куплете? (Кошка.)

Зачем же кошка появилась в доме у пастушки? Об этом гово­рится в песне дальше.

(Педагог читает слова 4-го куплета.)

— Уйди! — кричит пастушка —

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ла. —

Уйди! — кричит пастушка, —

А ну-ка где метла, ля-ля,

А ну-ка где метла! (Школьники разучивают и поют 4-й куплет. Затем класс поет все выученные куплеты.)

— На следующем уроке вы завершите разучивание песни «Пастушка» и сделаете полную ее инсценировку.

— Как люди узнают о том, какая пьеса вскоре будет показана на сцене? (Читают афишу.)

(Педагог демонстрирует афишу.)

— Что вы можете прочитать на афише?

— Что еще можно разместить на афише, кроме текста?

— Вот какое у вас будет домашнее задание к следующему уро­ку. Попробуйте нарисовать дома афишу к вашему малень­кому спектаклю — постановке по песне «Пастушка».

— Что можно нарисовать на такой афише?

— Что необходимо написать на афише?

VI. Повторение изученного

(Школьники слушают «Революционный этюд» Ф. Шопена, повторяют информацию о композиторе, делают разбор характера произведения.)

VII. Вокальная импровизация

(Школьники читают текст, запоминают его, разбирают его характер и сочиняют для него вокальную импровизацию.)

Мы в жизни, мой друг и ровесник,

Дорогой героев пойдем.

Подвиги их мы запомним, как песню,

И сами ее допоем.

С. Гребенников, Н. Добронравов

VIII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Чем интересен «Танец с саблями»?

— Какого героя песни «Пастушка» вы хотели бы исполнить и почему?

IX. Рефлексия

— Чем интересна музыка к балету «Петрушка»?

— Сравните два отрывка из балета «Гаянэ» — «Колыбельную» и «Танец с саблями». Они сходны по звучанию или кон­трастны?

— В чем заключается их контрастность?

— Какие новые инструменты звучат в «Танце с саблями»?

— Как меняется характер пастушки в начале песни и в ее се­редине?

— Расскажите о первой теме «Революционного этюда».

X. Контрольный момент: «Угадай-ка» (Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

•   «Колыбельная» из балета «Гаянэ» композитора А.И. Хача­туряна;

•   «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» композитора А.И. Ха­чатуряна;

•   «Революционный этюд» композитора Ф. Шопена.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет