Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: повторить распевание и канон, информацию о произве­дениях крупной формы; познакомить с новыми отрывками из зна­комых опер; начать разучивание новой песни; записать принципы музыкальной драматургии; повторить термин «контраст»; углу­бить знания о термине «прелюдия».

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со струк­турным построением оперы; научатся различать образы оперных героев по их музыкальным характеристикам; изучат новые музы­кальные жанры.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Су­санин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.

Оформление доски: изображения декораций и героев опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Л. Бетховена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра.

Если есть возможность, педагог может продемонстрировать школьникам исполнение «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в отрывке из художественного фильма Г. Александрова «Весна».

Ход урока

I. Музыкальная разминка

— Разучим скороговорку «Аквариум».

В аквариуме у Харитона четыре рака да три питона.

В этой скороговорке в каждом слове есть звук [р], поэтому постарайтесь проговаривать все слова отчетливо, не проглатывая отдельных звуков.

(Дикционная отработка скороговорки всем классом, по рядам и индивидуально. Повторение распевания. Повторение и испол­нение 1-го куплета канона «Братец Яков».)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— В этой четверти вы более подробно будете изучать музы­кальные произведения крупной формы. Какие вы знаете произведения крупной формы? (Оперы, балеты, симфонии.)

Почему эти произведения относятся к крупным формам? (Для их исполнения требуется много музыкантов, их смотрят и слушают много людей, они звучат длительное время.)

Сегодня вы вспомните знакомые вам оперы. Запишите тему урока в тетрадях: «Крупные формы - опера».

— Опера — произведение вокальное или инструментальное? (В первую очередь вокальное, потому что без пения, без чело­веческого голоса опера не получится.)

Какие вы знаете оперы русских и зарубежных композиторов?

— Какие вы знаете оперные голоса — мужские и женские?

— Какие партии для сопрано есть в операх? (Снегурочка, Люд­мила.)

Какие партии для басов есть в операх? (Иван Сусанин, Фарлаф.)

III. Актуализация знаний

1. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки

— Вы уже неоднократно слушали отрывки из оперы компози­тора М.И. Глинки «Иван Сусанин». О чем говорится в этой опере?

— В чем заключается подвиг Ивана Сусанина?

— События, о которых говорится в опере «Иван Сусанин», происходили в начале XVII в. Повторялся ли такой подвиг в годы Великой Отечественной войны, которая была в сере­дине XX в.? (Да. Это был подвиг Матвея Кузьмина, который завел немецкий отряд в лесную чащу к партизанской засаде и сам погиб в последнем бою.)

— Как называется в опере большая песня главного героя? (Ария.)

Какую арию из оперы «Иван Сусанин» вы слушали? (Арию Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)

— В какой момент в опере исполняется эта ария? (В сцене смер­ти героя.)

2. Повторение характера главного образа

(Педагог напоминает главную мелодию Арии Сусанина, ис­полняя ее лейтмотив на фортепиано.)

— Вы должны в этой музыке почувствовать серьезность, со­средоточенность настроения героя и то, как певец передает этот характер своим исполнением. Спойте мелодию арии без слов, как вокализ. (Пение мелодии на гласный звук «а», прослушивание арии.)

— Какой характер у этой музыки? (Песенный, печальный, скорб­ный.)

Но слышно ли в музыке раскаяние героя в своем поступке? Может быть, Иван Сусанин жалеет о том, что совершил его? (Нет.)

В этой сцене композитор передал душевное состояние чело­века, готового идти на смерть во имя спасения Родины. Как это показано характером музыки? (Музыка хоть и печальная, но мужественная, героическая, суровая.)

Характер героя подчеркивается выразительностью звучания низкого мужского голоса — баса, исполняющего арию.

— По каким признакам можно понять, что автор музыки — русский композитор? (В мелодии арии встречается много распевов слогов, что делает ее похожей на русские народные песни.)

Какие еще качества мелодии придают арии сходство с на­родной песней? (Протяжность, взволнованность, не крик­ливость, а сдержанность, скромность, достоинство.)

IV. Знакомство с новым материалом

1. Структура построения оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Вы уже знаете, что композитор М.И. Глинка является осно­воположником русской классической музыки. Он создал настоя­щие образцы музыки во всех основных жанрах — опере, балете, симфонии, романсе. Рассмотрим, как строится первая русская классическая опера, созданная М.И. Глинкой, — «Иван Сусанин». Запишите в тетрадях заголовок: «Структура построения оперы композитора М.И. Глинки "Иван Сусанин"».

В этой опере 4 действия, в начале звучит большое инструмен­тальное вступление — увертюра, а в финале — уже знакомый вам эпилог.

— Где происходит действие эпилога этой оперы, когда дети Сусанина рассказывают о его подвиге? (В Москве на Красной площади.)

— Какой знаменитый хор звучит в финале? (Хор «Славься!».)

Запишите в столбик характеристику каждого действия.

(Школьники записывают под диктовку педагога: 1-е дейст­вие - «русское», появление всех русских героев оперы: Ивана Су­санина, его дочери Антониды и ее жениха Собинина, приемного сына Сусанина — Вани. Рассказ о нападении на Русь поляков. Даны музыкальные характеристики русских героев: все лейтмо­тивы песенные, гибкие, очень красивые.)

— М.И. Глинка - величайший в мире композитор-мелодист, это подтверждается тем, что почти любую его мелодию можно воспроизвести, напев ее. Докажите это — вспомните и спойте начало нескольких его произведений:

• романса «Жаворонок»;

• хора «Славься!»;

• увертюры к опере «Руслан и Людмила»;

• романса «Венецианская ночь»;

• симфонической картины «Арагонская хота»;

• арии Сусанина.

Вы убедились в необыкновенной мелодичности музыки М.И. Глинки? В своей первой опере «Иван Сусанин» для всех русских героев он сочинил удивительно мелодичные и красивые вокальные партии.

— Продолжим запись в тетрадях.

(Школьники записывают следующий текст: 2-е действие — «польское», бал в замке польского короля. Звучат мелодии поль­ских танцев — полонеза, мазурки, краковяка, вальса. Образ врагов передан через нарядные, эффектные танцы, но зато вокальные партии у поляков отсутствуют, хор поет всего на нескольких но­тах, сольных партий вообще нет. Звучат сразу два оркестра.)

В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» вы уже сталкива­лись с тем, что у отрицательных персонажей нет своих вокальных партий.

— Какие персонажи оперы «Руслан и Людмила» — злые, от­рицательные? (Волшебник Черномор и волшебница Наина.)

С помощью каких приемов, какой музыки композитор представляет образы этих злых волшебников? (Образ Чер­номора — через марш, образ Наины — через партию, которая поется на 1—2звуках.)

То есть композитор лишает злых персонажей голоса, вокаль­ных партий. «Руслан и Людмила» — вторая опера М.И. Глинки, первая — «Иван Сусанин». Именно здесь композитор применил этот прием: сочинил для русских героев поразительные по красоте вокальные арии, а образы захватчиков передал через танцы — тоже необыкновенно красивые, восхитительные, но без песенных партий.

В «польском» действии М.И. Глинка ввел звучание сразу двух оркестров. В сцене в королевском замке играет еще один настоя­щий оркестр — духовой, который вместе с симфоническим орке­стром сопровождает танцы поляков.

— Если в «польском» действии много танцевальных номеров, то какие еще артисты, помимо певцов, участвуют в этом действии? (Танцоры.)

«Польское» действие почти полностью танцевальное, именно здесь мы слышим музыку танцев, которые дают основание считать М.И. Глинку основоположником не только оперной, но и балет­ной музыки: полонеза, мазурки, краковяка, вальса.

— Как построены 1 -е и 2-е действия в опере «Иван Сусанин» — «русское» и «польское» — на приеме сходства или контра­ста? (Контраста.)

В чем проявляется контраст этих действий? (Песенность — танцевальность, скромность хвастливость, патриотизм — захватничество, стремление к миру стремление к войне, красивые песенные мелодии — отсутствие вокальных партий.)

2. Полонез из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Вы повторили арию Сусанина и убедились в том, что для положительных персонажей композитор написал музыку, напо­минающую русские народные песни. Теперь вы познакомитесь с танцами из второго действия оперы — «польского».

— В III четверти вы слушали музыку композитора Ф. Шопена, основанную на мелодиях польских народных танцев. Какие названия польских танцев вы помните? (Мазурка, полонез.)

Как переводится название танца «полонез» на русский язык? («Польский».)

Что это за танец? (Танец-шествие, которым открывались балы.)

Характер полонеза важный, торжественный. Когда-то это был мужской танец рыцарей, которые исполняли его одетыми в же­лезные латы. Полонез танцуют парами, и обычно в первой паре шла хозяйка бала или самая красивая дама на балу. Например, жена поэта А.С. Пушкина - Наталья Николаевна — была первой красавицей Санкт-Петербурга, и поэтому она часто открывала балы, танцуя полонез в первой паре с самим императором.

— Запишите в тетрадях название отрывка: «"Полонез" из опе­ры М.И. Глинки "Иван Сусанин"». (Слушание «Полонеза».)

— Какой характер музыки этого отрывка? (Важный, гордый, хвастливый, чванливый, чопорный, яркий, очень громкий.)

Все это подчеркивает хвастливую уверенность польских за­воевателей.

— Вы подметили черты, присущие польским народным танцам?

— В «польском» действии оркестр играет красочно, мощно, насыщенно. Почему его громкость так усилена? (Потому что в этом действии играют сразу два оркестра, один — обычный симфонический, второй на сцене, он изображает придворных королевских музыкантов.)

— Вы обратили внимание на то, какая однообразная партия хора в этом действии? (Певцы исполняют партию, написан­ную всего на нескольких нотах, отрывисто, крикливо, резко.)

— В «польском» действии есть еще несколько танцев. Но глав­ным лейтмотивом, который сопровождает образы поляков на протяжении всей оперы, является мазурка. Послушайте начало мазурки, ее основную тему. (Педагог исполняет начало мотива мазурки на инструменте.)

— Запишите в тетрадях название отрывка: «Мазурка из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин"».

— Послушайте, какую красивую мазурку сочинил М.И. Глин­ка для «польского» действия оперы «Иван Сусанин». (Слушание мазурки.)

— Какой характер музыки? (Танцевальный, блестящий, полет­ный, радостный.)

Мазурка — танец, который танцуют в парах, в быстром темпе, с подскоками, поэтому музыка М.И. Глинки своими акцентами словно показывает, как в танце танцоры постукивают каблучками.

В ритме мазурки присутствует синкопа — перенос ударения на безударный слог. Послушайте, как это звучит в мелодии. (Педагог исполняет лейтмотив мазурки на инструменте.)

— Какая форма мазурки? (Трехчастная репризная.)

Вы сами убедились, что М.И. Глинка создает для образа врагов совершенно потрясающую по красоте музыку, но она танцеваль­ная. Композитор отбирает у них главное — песню, их душу. Зато в русских образах, в напевах арий, которые поют русские герои, как раз показана широта души и любовь к родине.

— Закончим анализ оперы «Иван Сусанин». (Школьники завершают запись по структуре оперы: 3-е действие — столкновение «русской» и «польской» музыкальных тем, поляки в избе у Сусанина.

4-е действие — гибель поляков в лесу, смерть Сусанина.

Финал на Красной площади, звучит «архигениальное» «Славь­ся!» (определение П.И. Чайковского).)

Отрывки из остальных действий оперы вы услышите на сле­дующем уроке.

— Как чередуются действия в опере?

— Какой музыкой обрисованы русские герои и польские за­хватчики?

— Какой прием использован в сопоставлении «русского» и «польского» действий? (Контраст.)

V. Разучивание новой песни

— Запишите в тетрадях название новой песни, которую вы сегодня начнете разучивать: «"Ты слышишь, море?", ком­позитор А. Зацепин».

Александр Зацепин — современный композитор, и его музыку вы, наверное, хорошо знаете по известным кинокомедиям — «Кав­казская пленница» («Песенка о медведях»), «Бриллиантовая рука» («Песня про зайцев» и «Остров невезения»). Его детские песни много раз исполняла знаменитая певица Алла Пугачева — «Вол­шебник-недоучка», «Куда уходит детство?» и др.

— Вам приходилось слышать эти песни?

— Можете вы какую-либо из них напеть?

Композитор Александр Зацепин всегда сочиняет для своих пе­сен запоминающийся мотив, поэтому его песни так долго живут.

— Как называется композитор, обладающий даром создавать красивые, запоминающиеся мелодии? (Мелодист.)

Этим талантом обладали великие русские композиторы — М.И. Глинка и П.И. Чайковский, поэтому их музыку любят и в наши дни.

Послушайте песню композитора А. Зацепина «Ты слышишь, море?». Попробуйте перенестись в воображении на морской берег, на который набегают волны, представьте, будто вы находитесь в порту и рассматриваете корабли, которые там стоят.

(Показ песни.)

— Вам понравилась песня «Ты слышишь, море?»? Каким ста­новится настроение после того, как прослушаешь такую песню? (Задумчивым, мечтательным, романтическим.)

Верно, такая песня пробуждает у человека фантазию, мечту о путешествиях.

— Какой характер песни? (Неторопливый, спокойный.)

— Какая форма у этой песни? (Двухчастная запев с припевом.)

Запев в песне большой — он состоит из 6 строчек.

— Похож характер этой песни на известный вам жанр барка­ролы — «песни лодочника»? (Да.)

— Как это передается в музыке? (Покачивания мелодии, словно показ движения волн, «всплески» музыкальных звуков.)

Все эти качества постарайтесь передать во время исполнения песни.

(Педагог читает слова 1 -го куплета, автор слов — М. Пляцковский.)

Цепи якорей гремят в порту,

Верят корабли в мою мечту.

Всем ветрам назло я спешу на зов

Дальних, неизвестных островов.

Снятся часто мне по ночам дельфины,

Снятся чайки и мачты бригантины.

(Разучивание текста запева.)

Эту песню надо исполнять протяжно, неторопливо, словно вы рассказываете о своей мечте и боитесь ее спугнуть. 1 -я и 2-я строч­ки почти одинаковые по мелодии, за исключением окончания 2-й строчки.

(Показ и разучивание начала куплета.)

— Послушайте мелодию 3-й строчки - она также состоит из повторения одной фразы — и окончания 4-й строчки.

(Разучивание 3-й и 4-й строчек и объединение начала запева.) Осталось выучить еще 2 строчки — переходных от запева к припеву. Они необычны тем, что в них слова отделяются друг от друга паузами — молчанием.

(Разучивание слов и мелодии переходных строчек припева.) Чтобы эти две строчки получились более интересными, а пау­зы в них исчезли, мы повторим здесь отдельные слова. Вы уже ис­полняли некоторые упражнения приемом «эхо», когда одна груп­па поет фразу на громкой динамике — форте, вторая повторяет эту же фразу, но уже тихо — на пиано. Вот такой прием вы сейчас используете в этом месте запева. Представим себе, будто в море плывет корабль, на борту которого матрос поет песню. А морское эхо повторяет его слова. Поделим класс на две группы — мальчиков и девочек. Мальчики будут петь партию моряков, а девочки -повторять слова, как эхо, на более тихом звучании.

(Педагог демонстрирует исполнение приема «эхо» в данном эпизоде.)

Мальчики (матросы). Снятся (mf).

Девочки (эхо). Снятся (р).

Мальчики (матросы). Часто (mf).

Девочки (эхо). Часто (р).

Мальчики (матросы). Мне по ночам дельфины (mf)-

Девочки (эхо). Дельфины (р).

Мальчики (матросы). Снятся (mf).

Девочки (эхо). Снятся(р).

Мальчики (матросы). Чайки (mf).

Девочки (эхо). Чайки (р).

Мальчики (матросы). И мачты бригантины.

Девочки (эхо). Бригантины (р).

(Отработка приема «эхо», после чего разучивают припев песни.)

Припев:       След мой волною смоет,

А я на берег с утра приду опять.

Море. Ты слышишь, море?

Твоим матросом хочу я стать!

— Припев состоит из двух фраз, у которых совершенно одина­ковое начало, а окончание немного отличается друг от дру­га. Объедините вместе запев и припев.

— Какой музыкальный жанр напоминает мелодия песни «Ты слышишь, море?»? (Баркаролу.)

— У какого русского композитора есть романс, созданный в жанре баркаролы? (У М.И. Глинки «Венецианская ночь».)

Какие музыкальные приемы характерны для новой пес­ни и романса М.И. Глинки? (Передача музыкой движения и всплесков волн.)

VI. Знакомство с новым материалом

— Какую музыку композитора С.В. Рахманинова вы знаете? («Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром, романс «Сирень».)

Вы убедились, что СВ. Рахманинов был великим компози­тором, музыка которого звучит уже более 100 лет. А в каких еще областях он проявил себя как выдающийся музыкант? (Как пианист, как дирижер.)

Верно. До сих пор считается, что музыку С.В. Рахманинова — концерты и пьесы для фортепиано — никто не может исполнить лучше, чем ее автор - сам композитор. Поскольку С.В. Рахмани­нов блестяще владел фортепиано, он много произведений создал специально для этого инструмента. Сегодня вы познакомитесь еще с одной его фортепианной пьесой, ее название вам знакомо — она называется «Прелюдия».

— Запишите в тетрадях название: «Прелюдия», композитор СВ. Рахманинов».

— У какого композитора есть пьесы с названием «Прелюдия», которые вы слушали? (УФ. Шопена.)

Слово «прелюдия» означает «вступление, открытие, начало». Считается, что прелюдия — небольшая пьеса, которая звучит перед более крупным произведением, настраивая слушателя на нужное восприятие. Но «Прелюдии» С.В. Рахманинова являются сами по себе самостоятельными крупными пьесами. То есть компози­тор благодаря своему таланту преодолел эту камерность прелю­дий, создав пьесы значительные по объему, сложные, драмати­чески зрелые.

— Вы уже встречались с подобным преобразованием музы­кальных сочинений. К какому жанру принято относить сонату? (К камерному.)

А сонаты композитора Л. Бетховена разве не звучат в больших концертных залах? Они просто созданы для того, чтобы их испол­няли на концертах с большим количеством зрителей.

— Какие известные вам сонаты Л. Бетховена звучат на кон­цертах? («Лунная соната», «Патетическая».)

Композитор благодаря своей гениальности поднял скром­ный жанр сонаты от камерного до концертного. Так произошло и с прелюдиями, созданными СВ. Рахманиновым. Послушайте его «Прелюдию», обратите внимание на то, что она похожа на диа­лог двух людей — какие у них голоса и настроение.

— Разберем главные темы произведения более подробно. Вот первый мотив «Прелюдии» — всего три звука в нижнем ре­гистре. (Педагог показывает 1-й мотив.)

— В какой динамике он звучит? (Очень громко — фортиссимо.)

— Какой он по характеру? (Сдержанный, грозный.)

Эта тема одноголосная, две руки играют одни и те же звуки в унисон.

А вот вторая тема, которая отвечает ему. (Показ 2-го мотива.)

— В какой динамике она звучит? (Очень тихо пианиссимо.)

Состоит она из аккордов. Какая она по характеру? (Груст­ная, с нисходящими интонациями, взволнованная, страстная, обеспокоенная, встревоженная.)

Но далее эта тема становится все более и более, образно гово­ря, наэлектризованной. Она переходит в более высокий регистр, как будто убеждает своего слушателя в чем-то.

— Послушайте пьесу и определите форму произведения. (Прослушивание «Прелюдии» С.В. Рахманинова.)

— Сколько частей в произведении? (Три части. Значит, эта пьеса трехчастная.)

Было ли в конце повторение 1-й части? (Да. Была реприза.)

Назовите полностью форму «Прелюдии». (Трехчастная репризная.)

— Чем отличалась реприза от начальной части? (Более громким звучанием, торжественностью.)

А еще - согласием голосов. Теперь две руки в унисон испол­няют сразу обе партии — 1-ю и 2-ю.

— Как вы считаете, эта пьеса трудна для исполнения? (Да. Справиться с ней может только очень подготовленный пиа­нист.)

— Как называется такой исполнитель, который может играть очень сложные пьесы? (Виртуоз.)

— Являлся ли сам автор «Прелюдии» виртуозом? (Да.)

VII. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают народную весеннюю закличку, за­поминают ее слова, делают разбор характера, настроения и ди­намики ее частей, после чего сочиняют свои вокальные напевы.)

Приди, весна! Приди, красна!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

Со великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Обратите внимание на то, что в этой закличке несколько ча­стей. Сначала люди просят весну, чтобы она поскорее пришла после долгой зимы. Кажется, что к ней обращаются с мольбой, даже кланяются в пояс. Такие песни в России назывались «ве­личальные» — того, к кому обращались, называли разными вели­чальными словами, хвалили, как в этой закличке. Весну называют «красной», просят прийти «с милостью», «с радостью».

— Каким будет характер музыки в этой части? (Плавным, ве­личественным, уважительным.)

А вторая часть более веселая, игровая. И как музыка здесь изменится? (Станет подвижной, резвой, скачущей.)

VIII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Как называются контрастные два действия из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

— Какой музыкант нужен для исполнения очень сложных му­зыкальных сочинений?

IX. Рефлексия

— О чем рассказывается в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

— Чем отличается в операх М.И. Глинки показ положитель­ных и отрицательных персонажей?

— Какие положительные герои в опере «Иван Сусанин»?

— Какие танцы звучат в «польском» действии?

— Что необычного в звучании оркестра в «польском» дей­ствии?

— Какой танец стал лейтмотивом польских захватчиков в опере?

— Какой общий прием изображения героев использовал М.И. Глинка в своих операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»?

— Какой характер у «Мазурки»? (Легкий, подвижный, стреми­тельный.)

Какой характер у танца «Полонез»?

— Кто, кроме певцов, участвует в «польском» действии оперы? (Танцоры и музыканты оркестра.)

— Почему М.И. Глинка является основоположником русского балета, ведь он не сочинил ни одного балета?

— Теперь я задам вопрос-шутку: сколько в опере М.И. Глин­ки «Иван Сусанин» Иванов Сусаниных? (Двое: сам главный герой Иван Сусанин и его приемный сын Ваня.)

Как называется пьеса СВ. Рахманинова, которую вы сего­дня слушали?

— Сколько главных тем в «Прелюдии» СВ. Рахманинова? Ка­кие они?

— Какая форма у этой «Прелюдии»?

— В «Прелюдии» СВ. Рахманинова две контрастные темы, и эту пьесу иногда называют «схваткой человека с судьбой». У какого композитора в произведении отразилась его борь­ба с собственной судьбой? (У.Л. Бетховена.)

X. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

•   «Мазурка» из оперы композитора М.И. Глинки «Иван Су­санин»;

• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина;

•   «Прелюдия» С.В. Рахманинова).


Урок 2

Цели: продолжить изучение жанра оперы; повторить понятие «кульминация»; продолжить работу над выстраиванием унисона в песне и распевании; завершить разучивание новой песни; по­вторить музыкальные термины.

Планируемые результаты: учащиеся усовершенствуют вокаль­ное исполнительство; закрепят знания о законах оперной драма­тургии; расширят рамки познаний о жанрах фортепианных пьес; уточнят понятия о кульминации и контрасте.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Су­санин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.

Оформление доски: изображения декораций и героев опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Л. Бетховена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение скороговорки «Аквариум». Повторение 1-го ку­плета песни «Братец Яков» одноголосно в виде канона.

Одноголосное разучивание 2-го куплета песни «Братец Яков». После разучивания 2-й куплет исполняют в виде канона.)

— Разучим следующий куплет песни.

Так поднимем поскорее

Звон-трезвон, звон-трезвон

И заставим братца делом заниматься.

Дин-дин-дон, дин-дин-дон.

(Объединение куплетов распевания. 1-й и 2-й куплеты испол­няют в форме канона, при этом группы меняются ролями: в 1-м ку­плете канон начинает одна группа, во 2-м куплете - другая.)

II. Работа с тетрадями

— Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока. Какую оперу вы вспоминали?

— О чем говорится в опере «Иван Сусанин»?

— Какие еще оперы русских и зарубежных композиторов вы знаете?

III. Актуализация знаний - повторение знакомого материала

— Какой знакомый отрывок из оперы «Иван Сусанин» вы слушали на прошлом уроке? (Арию Сусанина.)

— Расскажите, что переживает герой оперы в этот момент, и как музыка отражает его переживания.

— Какова структура оперы «Иван Сусанин»?

— Чем отличаются русские герои оперы?

— Какие новые отрывки из этой оперы вы слушали?

— К какому действию относятся «Полонез» и «Мазурка»?

— Что необычного придумал М.И. Глинка для показа образа врагов?

(Прослушивание и разбор отрывков полонеза и мазурки.)

IV. Знакомство с новым материалом

1. Музыкальная драматургия

На прошлом уроке вы познакомились с сюжетом сценической постановки. Сначала там показаны герои спектакля, потом их встреча — по принципу сходства или контраста, затем действие вновь развивается до самого финала. Такое построение имеется не только в театральных постановках, но и в большинстве книг, кинофильмов. Этот прием называется особым словом — драма­тургия.

(Класс повторяет новое слово «драматургия» хором, потом по рядам.)

А в музыкальных спектаклях будет присутствовать особая драматургия - музыкальная, потому что музыка подчеркивает все действия героев, даже иногда она отображает их внутренний мир, их мысли.

— Запишите в тетрадях новое понятие и его определение: «Му­зыкальная драматургия - приемы построения спектакля с использованием средств музыкальной выразительности». Запишите законы, по которым происходит развитие драма­тургии.

1. Экспозиция — показ главных героев сюжета. Развитие дей­ствия.

2. Завязка - событие, которое приводит к встрече героев.

3. Кульминация — самый напряженный момент произведе­ния — встреча героев по принципу сходства или контраста.

4. Развязка.

В произведении также может быть пролог и финал (эпилог).

На каждом этапе идет развитие действия. Ведь нельзя сразу показать всех героев, потом конфликт и развязку. Между всеми этими главными эпизодами действие развивается, происходят какие-то события, но все они в целом направлены на реализацию этой общей схемы, общих законов драматургии.

- На прошлом уроке вы записали структуру построения опе­ры М.И. Глинки «Иван Сусанин». Сопоставим эту запись с законами драматургии. Какой момент в этой опере явля­ется экспозицией, самым началом? (1-е действие.)

Здесь нам показывают завязку произведения — нападение по­ляков на Русское государство, начало войны.

- В каком действии встречаются два лагеря — русский, мир­ный, семейный - и польский - военный, захватнический? (В 3-м действии, в доме у Сусанина.)

Возникает конфликт: поляки требуют показать им дорогу на Москву, и Сусанин делает вид, что соглашается.

- В чем заключается кульминация оперы? (Поляки начинают догадываться о цели Сусанина, Сусанин сознается: он завел их на погибель.)

- О подвиге Ивана Сусанина сложена песня. (Педагог читает текст песни на слова К.Ф. Рылеева).

...Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза, Лишь снег под ногами хрустит от мороза.

— Куда ты завел нас? Чертовская даль!

— Веду, куда знаю! — Сусанин сказал. — Предателя, мнили, во мне вы нашли. Их нет и не будет на русской земли!..

Кто русский по сердцу, тот гордо, и смело, И радостно гибнет за правое дело!

- Какова развязка оперы? (Поляки убивают героя, но и сами гибнут в зимнем лесу.)

- Расскажите о финале оперы.

2. Полонез и мазурка в «польском» действии оперы

В опере образы поляков раскрываются через звуки их танцев -полонеза и мазурки. Познакомьтесь с тем, как М.И. Глинка гениально вводит их лейтмотивы в музыкальную драматургию оперы. Итак, 3-е действие оперы: мы попадаем в село под Костромой, где живет Сусанин со своей семьей. В доме Ивана Сусанина го­товятся к свадьбе его дочери Антониды. Вот как об этом сообщает сам Сусанин.

(Педагог исполняет или показывает в записи отрывок пар­тии Сусанина на слова «Вот наконец я дожил до свадьбы дочери моей».)

— Казалось бы, мы слышим радостный рассказ Сусанина о предстоящей свадьбе. Но что-то необычное звучит в со­провождении оркестра? (Звуки полонеза.)

О чем это говорит? (Скоро появятся поляки.)

И потом, чуть позднее, сын Сусанина Ваня восклицает: «Я слышу конский топот». Здесь снова звучит мазурка, и врыва­ются поляки, которые требуют, чтобы Сусанин показал дорогу на Москву.

— Напомните, какие вокальные партии дал М.И. Глинка по­лякам, захватчикам. (Короткие, на 1—2 звуках.)

Вот и сейчас они не поют, а кричат на одной ноте, требуя: «Старик! Веди нас!»

— Мог Сусанин отказаться? (Да.)

— Что могло бы произойти потом, если бы он отказался? (По­ляки убили бы его, но нашелся кто-то другой, кто провел бы их туда, куда надо врагам.)

И Сусанин решает пожертвовать своей жизнью, но вместе с тем и погубить врагов. Тогда они предлагают Сусанину деньги, и он так отвечает: «Да, ваша правда! Деньги — сила!» Но компо­зитор с помощью музыки показывает, о чем НА САМОМ ДЕЛЕ думает Сусанин: оркестр в этот момент исполняет мазурку — поль­ский лейтмотив. То есть, Сусанин обманывает врагов, он только ДЕЛАЕТ ВИД, что соглашается. Он прощается с дочерью, а Ваню отсылает предупредить русское войско о том, что отведет поляков в непроходимую чащу, и вместе с врагами уходит из дома.

— Какую роль играет мелодия мазурки в момент ответа Сусанина? И наконец, последний момент звучания мазурки в опере —

сцена в заснеженном лесу, куда Сусанин завел врагов. Помни­те, в «польском» действии, когда поляки собирались захватить Москву, мазурка звучала горделиво, хвастливо. А здесь, в глухом морозном лесу она звучит устало, очень тихо, а сами поляки поют свою арию в две ноты плаксиво, измученно: «Устали мы, про­дрогли мы».

(Педагог показывает изменение интонации мазурки.)

— Менялся ли характер мазурки в опере? (Да.)

— Каким был характер мазурки в «польском» действии?

— Каким был характер мазурки в сцене в лесу?

— В каких еще эпизодах оперы звучала мазурка и о чем она рассказывала?

— Как одна и та же музыкальная тема (мазурка) использо­вана композитором в разных моментах музыкальной дра­матургии?

— В каких моментах в опере звучал полонез?

— Что показывала музыка полонеза в разных действиях оперы?

V. Актуализация знаний

1. Повторение арии Сусанина

— В сцене в лесу поляки понимают, что Сусанин привел их на погибель. А сам Иван Сусанин понимает, что враги не оставят его в живых?

— Как ведет себя герой перед лицом опасности?

— Как это передается в характере музыки его последней арии? (Слушание и исполнение школьниками арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)

2. «Прелюдия» СВ. Рахманинова — повторение

(Повторение слушания «Прелюдии» С.В. Рахманинова и ее разбор по вопросам предыдущего урока.)

— Если бы вы делали переложение «Прелюдии» для орке­стра, то какой инструмент выбрали бы для исполнения 1-й темы — низкой, гулкой, мощной? (Орган или колокол.)

VI. Знакомство с новым материалом

1. Слушание музыки

— В какой стране родился и начал сочинять музыку компози­тор Ф. Шопен? (В Польше.)

Но он был вынужден покинуть свою родину и жить в другой стране. Однако вот как композитор вспоминал о Польше в своих письмах: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в раз­луке с тобой?.. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца — мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончился».                            

Композитор горячо откликался на события, которые проис­ходили на его родине. Так, после того как в Польше было поднято восстание, Ф. Шопен создал особое музыкальное произведения — «Этюд № 12», который получил название «Революционный». За­пишите это название: «Этюд № 12» («Революционный»), компо­зитор Ф. Шопен».

В живописи слово «этюд» означает набросок для картины. В музыке слово «этюд» означает упражнение для развития бег­лости пальцев. Это название хорошо знакомо тем, кто учится музыке. Этюд — несложное упражнение, маленькое учебное про­изведение камерного жанра.

— Но может ли произведение камерного жанра перерасти в концертное? (Да.)

Вспомните жанр «соната», расскажите о знакомых вам сонатах композитора Л. Бетховена. Вот и Ф. Шопен создал такой этюд, который представляет собой поистине концертную вещь — эф­фектную, динамичную, которая по силам только исполнителю-виртуозу. Сейчас вы в этом убедитесь. (Прослушивание произведения.)

— Для какого инструмента создал Ф. Шопен это произведение?

— Что в первую очередь поражает слушателя в этом произведе­нии? (Быстрый темп, напористость, динамичность, громкий звук.)

Что напоминает начальная мелодия, которая звучит в пра­вой руке пианиста? (Словно мы слышим какой-то призыв к действию или удары колокола.)

(Педагог демонстрирует лейтмотив начала произведения.)

— Какая по характеру эта тема? (Уверенная, громкая, повто­ряющаяся, настойчивая, победная.)

Словом «революционный» этюд назвал не сам композитор, а его современники, которые услышали в музыке отголоски поль­ского восстания.

У других композиторов также в жизни были случаи, когда их произведения получали названия, данные другими людьми. Например, «Лунная соната» (Соната № 14) Л. Бетховена. Ведь название, под которым ее сейчас знает весь мир, — «Лунная» — принадлежит не самому Л. Бетховену, а другому человеку, кото­рый, слушая 1-ю часть сонаты, представил себе картину лунной ночи и луну, которая отражается в реке.

— Вы помните главную тему «Лунной сонаты»? Вы сможете узнать это произведение по его первым тактам? (Педагог исполняет начало «Лунной сонаты».)

— Теперь, я думаю, вы точно так же навсегда запомните и «Ре­волюционный этюд» Ф. Шопена. (Педагог исполняет начало произведения.)

2. Разучивание новой песни - продолжение работы

(Проводят повторение слов и мелодии 1-го куплета песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина. Песня исполняется сначала одноголосно, потом с элементами двухголосия приемом «эхо».)

- Разучим текст 2-го куплета.

2.   Море, подари свои шторма,

Пусть до самых звезд летит корма!

Палубу качай, с ног сбивай меня,

Брызгами холодными звеня.

Знаю, можешь ты черным быть и синим.

Море, море, стать помоги мне сильным.

- Изменится ли характер исполнения 2-го куплета? (Да, его надо исполнять более уверенно, решительно, смело, отважно и громко.)

- По примеру 1-го куплета окончание 2-го вы также испол­ните приемом «эхо».

(Отработка нужного отрывка приемом «эхо».)

- А припев договоримся петь по-прежнему негромко, про­никновенно, лирично. Объедините 2-й куплет и припев.

- Объедините 1-й и 2-й куплеты вместе, продирижируйте этой песней. Какой дирижерский жест надо выбрать? (Пе­сенный — плавную вертикаль.)

- В этой песне есть инструментальное вступление. Послу­шайте его.

(Педагог исполняет вступление к песне.)

- Теперь послушайте вступление и точно исполните самый 1-й звук на слог «це-е».

(Отработка точного начала пения после вступления.)

- В III четверти вы разучивали песню-поздравление для мамы — «Песенку о гамме». Каким в этой песне был 3-й ку­плет? (Куплет-вокализ.)

Чтобы такая красивая песня «Ты слышишь, море?» тоже зву­чала подольше, в ней надо спеть дополнительный куплет-вокализ. Начните петь 3-й куплет без слов, на звук «м» — первые две строч­ки. Потом следующие 2 строчки — уже на звук «а».

(Исполнение 3-го куплета в виде вокализа.)

- А переходные две строчки, где вы поете приемом «Эхо», и припев надо спеть так, как во 2-м куплете. (Полное пропевание всего 3-го куплета и припева.) Песня «Ты слышишь, море?» была написана композитором А. Зацепиным специально для старого детского фильма «Свистать всех Наверх!». Сейчас эту киноленту мало кто помнит, а песня зву­чит и продолжает трогать своим мелодизмом и романтикой сердца слушателей. Вы уже знаете, что так часто случается — фильм уста­рел и забылся, а вот талантливая музыка от него остается надолго.

VII. Вокальная импровизация

Познакомьтесь с новым текстом для вокальной импрови­зации.

Шли вперед смельчаки сквозь огонь и картечь

И за счастье они погибали в бою.

Надо крепко любить, надо крепко беречь

Эту гордую землю - твою и мою.

В. Коростылев

— Какой характер музыки понадобится для импровизации мелодии на такой текст?

(После обсуждения и обдумывания школьники демонстриру­ют свои варианты напевов.)

VIII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Почему меняется характер мазурки в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

— Чем вам нравится песня «Ты слышишь, море?»?

IX. Рефлексия

— Как мазурка рисует образ поляков в «польском» действии оперы «Иван Сусанин»?

— Как меняется облик поляков в сцене в лесу?

— В каких еще моментах оперы звучит мазурка?

— Чем необычен ритмический рисунок танца мазурки?

— Какой танец в переводе на русский язык означает «поль­ский»?

— Звучит ли в опере «Иван Сусанин» полонез?

— В каких действиях это происходит?

— Расскажите о характере полонеза.

— Расскажите о характере мазурки.

— Какова структура построения оперы «Иван Сусанин»?

— Что такое «музыкальная драматургия»?

— Чем необычно «польское» действие оперы «Иван Сусанин»?

— Какие еще вы знаете оперы?

— Какие темы звучали в «Прелюдии» СВ. Рахманинова?

— Какой принцип при их сочинении использовал композитор — сходства или контраста?

— Что означает слово «этюд» в рисовании и музыке?

— К какому жанру относятся такие музыкальные сочинения, как соната и этюд?

— Что вы знаете о знаменитых сонатах Л. Бетховена?

— Какое название получил «Этюд № 12» Ф. Шопена?

— Расскажите о главной теме «Революционного этюда».

— Как менялся характер песни «Ты слышишь, море?» в двух куплетах?

— Как можно назвать 3-й куплет этой песни?

X. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Мазурка» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;

• «Революционный этюд» композитора Ф. Шопена;

• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет