Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: провести закрепление песен и распеваний, разучен­ных в четверти; повторить правила вокализирования в унисон и в двухголосии, правила продолжительного дыхания; повторить знания о составе симфонического оркестра, о разнообразии его инструментов и возможностей; познакомиться с инструментами народного и симфонического оркестров; провести защиты инди­видуальных проектов.

Планируемые результаты: учащиеся повторят и расширят свои знания о симфоническом оркестре; отработают унисонное и двухголосное пение; научатся публичным выступлениям по вы­бранной проектной теме.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Патетической сонаты» Л. Бетховена, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гам­ме» композитора Г. Струве.

Оформление доски: портреты композиторов М.И. Глинки, Л. Бетховена. Ф. Шопена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяют распевание. Повторяют и исполняют 1-го куплет канона «Братец Яков», дыхательные упражнения на продолжи­тельность выдоха.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Какие музыкальные сочинения вы слушали в этой четверти? Какие инструменты их исполняли?

— Какие еще инструменты симфонического оркестра вы знаете?

— Какие произведения для симфонического оркестра вы знаете?

— Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Симфони­ческий оркестр».

— Какие большие группы входят в состав симфонических ор­кестров?

— Как называется руководитель оркестра?

— Отгадайте загадку и произнесите ответ все вместе хором. (Автор М.А. Давыдова.)

Сто человек пред ним сидит,

И ими он руководит.

Взмах сильный — скрипки говорят,

Взмах легкий — флейты зазвучат.

В театре главный — режиссер,

А кто в оркестре? (Дирижер.)

— Какие песни вы сами исполняли с дирижированием?

— Вы дирижировали короткими произведениями - песнями по 2—4 куплета. Сложно было руководить воображаемым оркестром? (Да.)

Конечно, дирижер обязан помнить моменты вступления тех или иных инструментов, вступления певцов, разную динамику или изменения темпа.

— Во время дирижирования ваши руки уставали? (Да.)

А настоящий дирижер дирижирует каждый вечер симфония­ми, операми и балетами. Эти произведения относятся к крупным формам, звучат по нескольку часов, и дирижер самозабвенно ру­ководит всем оркестром. А днем он еще проводит репетиции, повторяя старые произведения и разучивая новые. Так что ра­бота дирижера — это нелегкий труд, одновременно физический и умственный!

III. Актуализация знаний

— Какой великий русский композитор еще в детстве сказал: «Музыка - душа моя»? (М.И. Глинка.)

Какие произведения М.И. Глинки вы знаете?

— Почему М.И. Глинка является первым русским музыкаль­ным классиком?

— Какие оперы сочинил М.И. Глинка? («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».)

— Какая общая тема объединяет эти оперы, хотя «Иван Су­санин» - народная драма, а «Руслан и Людмила» - сказка? (Патриотическая.)

— Какое произведение М.И. Глинки вы слушали на прошлом уроке? (Романс «Венецианская ночь».) Музыка авторская

— Какой жанр у этого романса? (Баркарола.)

— Что означает в переводе с итальянского языка это слово? (Песня лодочника.)

Какие детали помогают понять, что вы слушаете баркаролу? (Прослушивание романса и его обсуждение.)

IV. Новый материал - знакомство

Вы уже знаете, что композитор М.И. Глинка путешествовал по разным странам Европы. В Германии и Италии он учился му­зыке, а потом совершил поездку по Испании, где внимательно вслушивался в испанские народные песни. Любимый музыкаль­ный инструмент испанцев — гитара. М.И. Глинка любовался на­родными танцами, которые сопровождались звуком особых удар­ных инструментов — кастаньет.

(Показ кастаньет или рисунка с их изображением.)

Кастаньеты — плоские кусочки дерева или камня, которые танцоры брали в ладони и ими прищелкивали, придавая музыке особый задор.

В Испании композитор сочинил музыку, в которой использо­вал интонации народных танцев и голоса испанских" инструмен­тов. Одна его увертюра называется «Арагонская хота». Запишите в тетрадях это название: «"Арагонская хота", увертюра компо­зитора М.И. Глинки». Я поясню, как появилось такое название. Арагон — область в Испании, а слово «хота» обозначает испанский народный танец, который исполнялся с обязательным использо­ванием кастаньет.

— К какой группе музыкальных инструментов относятся ка­станьеты? (Ударные.)

— Послушайте начало «Арагонской хоты» и отметьте, какой оркестр исполняет музыку, какие музыкальные инструмен­ты, говорящие об Испании, вы там услышите.

(Прослушивание «Арагонской хоты».)

— Какой общий характер произведения?

— Какие шумовые музыкальные инструменты вы услышали? (Бубен, кастаньеты.)

Верно, эти инструменты придают музыке характерное испан­ское звучание. Послушайте, как о кастаньетах говорится в стихо­творении.

Кастаньеты

Из страны, где солнца свет                          

Льется с неба жгуч и ярок,

Я привез себе в подарок

Пару звонких кастаньет.

Щедро лентами одеты

С этой южной пестротой;

В них живет испанский зной,

В них сокрыт кусочек света...

...И танцоры идут в ряд,

Облитые красным светом,

И гитары говорят

В такт трескучим кастаньетам,

Словно щелканье цикад

В жгучий полдень жарким летом.

М. Волошин

Слушая музыку «Арагонской хоты» и эти стихи, так и пред­ставляешь себе залитую раскаленным солнцем площадь в центре города и веселых танцоров, которые задорно выступают на ней, помогая себе звоном кастаньет.

V. Метроритмические движения с изменением их динамики

Сейчас вы сами вообразите себя такими испанскими танцо­рами. Вот шумовые музыкальные инструменты, которые будут уместны во время звучания «Арагонской хоты», — бубен, погре­мушки, треугольник.

(Педагог раздает инструменты школьникам.)

Потренируемся в игре на этих инструментах. Сделайте первый удар на счет «раз» громким, а те ребята, которые играют на бубне, в этот момент должны ударить по нему ладонью. А далее продол­жите тихо — потряхиванием, легким касанием палочки по тре­угольнику.

(Класс выполняет задание.)

В «Арагонской хоте» композитор дает такие яркие акценты — ударные выделения нужных звуков, что вам остается только по­вторять удары, чередуя сильные доли и слабые. Те ребята, кото­рым не хватило инструментов, покажут сильные доли хлопками в ладоши.

(Игра в шумовой оркестр под звучание «Арагонской хоты».)

VI. Повторение песни

— Помните, что в начале учебного года вы разучили особую песню-поздравление — «Песенку зверей»? С какой целью вы разучили эту песню? (Чтобы поздравлять всех именин­ников.)

Если такие именинники имеются, то сейчас мы вас поздра­вим песней. Только ее надо сначала повторить. Кто помнит слова 1-го куплета?

(Повторение «Песенки зверей» композитора Б. Чайковского и музыкальное поздравление песней. В качестве музыкального подарка именинники могут стать дирижерами при исполнении песни-поздравления.)

— Звуки какого музыкального инструмента вы показывали голосом в вокализе на слоги «ти-ли, ти-ли»? (Скрипки.)

VII. Защита индивидуальных проектов

— Кто сегодня подготовил защиту проекта?

(Педагог определяет последовательность выступлений уча­щихся.)

Уважаемые зрители! Я прошу вас внимательно вслушиваться в выступления ваших товарищей. Если проект вам понравился, вы можете после выступления сказать, что понравилось больше всего, а также задать вопросы по теме выступления.

(Защита проектов отдельными школьниками и обсуждение классом.)

VIII. Актуализация знаний

1. Слушание музыки

— С какой сонатой композитора Л. Бетховена вы познакоми­лись на прошлом уроке?

— Что означает название «Патетическая соната»?

— Какие темы звучат в 1-й части этой сонаты?

— Послушайте еще раз 1-ю часть «Патетической сонаты» Л. Бетховена. Как отразилась в этой музыке судьба самого композитора?

— Что нам хотел сказать композитор этой музыкой?

— Соната — камерный жанр?

— Что нового внес в этот жанр композитор Л. Бетховен?

— На прошлом уроке вы давали определения музыки вступ­ления этой сонаты — мрачная, темная, трагичная.

(Педагог напоминает лейтмотив главной партии «Патетиче­ской сонаты».)

Я снова назову определения, а вы должны повторять только те, которые подходят к ней. А ошибочные определения повторять не надо.

(Педагог дает следующие определения главной партии «Па­тетической сонаты»: стремительная, тихая, плавная, полетная, растянутая, острая, огневая, рыхлая, слабая, пружинистая. Не­правильные определения выделены в тексте курсивом.)

Вот какие стихи посвятил композитору Л. Бетховену поэт Все­волод Рождественский.

Бетховен

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенья нежности и муки,

Ложащиеся в нотные листы!

Касаясь верных клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты ни единой,

Глухою ночью в комнате пустой.

Текли часы, и оплывали свечи,

Шло мужество наперекор судьбе.

А он всю совесть муки человечьей

Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, рожденный не напрасно,

А музыка — бессмертия залог!

2. Повторение песни

(Повторяют исполнение «Песенки о гамме» композитора Г. Струве с куплетами, которые поют солисты приемом «эста­фета».)

IX. Вокальная импровизация

(Педагог просит учеников повторить свои импровизации для текста, разученного на прошлом уроке. После этого школьники читают и запоминают окончание стихотворения.)

...Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

С. Михалков

— Какого характера музыку вы выберете для сочинения напева к этим словам?

(После некоторого раздумья школьники демонстрируют свои вокальные мелодии.)

— Какие еще сочинения поэта С. Михалкова вы знаете?

X. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— В какой увертюре М.И. Глинка использовал звуки кастаньет?

— К чему призывает музыка «Патетической сонаты» Л. Бет­ховена?

XI. Рефлексия

— Какую музыку композитора М.И. Глинки вы слушали се­годня?

— Расскажите о его романсе «Венецианская ночь». Каков он по содержанию?

— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

— Какой жанр выбран для этого романса?

— В какой стране композитор создал увертюру «Арагонская хота»?

— Какой напев и какие инструменты он использовал?

— С какой целью он ввел в звучание симфонического оркестра звуки кастаньет и бубна?

— Как менялась по динамике музыка «Арагонской хоты»?

— Какие темы звучали в «Патетической сонате» Л. Бетховена?

— Какая тема вступления?

— Какая главная тема сонаты?

— Какая главная идея этого произведения?

— Подходит ли к «Патетической сонате» название «героиче­ская»?

XII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• романс «Венецианская ночь» композитора М.И. Глинки;

• «Песенка зверей» Б. Чайковского;

•   1-я тема «Патетической сонаты» Л. Бетховена.)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет