Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: закрепить художественно-исполнительские планы песен; провести анализ вариативного изменения пьесы; сопо­ставить динамику частей в музыке; ввести концертную форму работы на уроке, новые понятия — «миниатюра», «мазурка», «по­лонез».

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать над дикцией, метроритмическими движениями; различать виды му­зыкальных форм, музыкальных жанров.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание романса «Сирень» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гам­ме» композитора Г. Струве.

Оформление доски: репродукции пейзажей с изображением сирени; портреты композиторов СВ. Рахманинова, Ф. Шопена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра; плакат с записью текста для вокальной импро­визации.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

Дыхательное упражнение «Любимый аромат»

Сделаем произносимую вами фразу более длинной: «Мне нра­вится прекрасный аромат этого удивительного цветка, который мы нашли в саду». Повторите ее, чтобы запомнить слова.

(Школьники повторяют фразу и произносят ее на одном вы­дохе.)

Разучим новое распевание на слоги «ми-мэ-ма». В этом рас-певании вам потребуется продолжительное дыхание, над которым вы так старательно работали в этой четверти, потому что почти каждый слог придется распевать на несколько звуков.

(Педагог демонстрирует распевание, разучивает его, после чего класс поет распевание от 3—4 звуков восходящей хромати­ческой гаммы.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Назовите основные музыкальные жанры. (Песня, танец, марш.)

— Назовите крупные музыкальные жанры. (Опера, балет, сим­фония.)

РАСПЕВАНИЕ

Поднимается вверх до си-бемоль мажора

— Почему произведения крупной формы так называются? (Они длинные по своему звучанию, и для их исполнения надо много музыкантов, певцов и танцоров.)

Большое музыкальное произведение, например концерт или симфония, может звучать 40—50 минут, а оперы и балеты — 2—3 часа и более.

— Какие еще музыкальные жанры вы знаете? (Романс, кон­церт, кантата, сюита, увертюра.)

— Сегодня вы повторите разные музыкальные жанры и узнае­те названия новых. Запишите в тетради тему урока: «Музы­кальные жанры».

III. Актуализация знаний

1. Пьеса «Старый замок» М.П. Мусоргского — слушание, разбор

(Школьники слушают пьесу «Старый замок».)

— Что передает мелодическая линия этой пьесы? (Живое пение, человеческий голос.)

— В каком ладу начинается пьеса? (В миноре.)

Но в ее середине звучит мажор. И настроение произведения становится более светлым. Потом происходит возвращение опять в минор. Первая тема возвращается и звучит, постепенно затихая, будто погружаясь в сон.

— Сколько частей в этой пьесе? (Три.)

— Как называется такая форма? (Трехчастная.)

— Повторяется ли начало пьесы? (Да.)

— Каким словом в музыке называется повторение мелодии? (Реприза.)

— Как называется трехчастная форма, где повторяется начало? (Трехчастная репризная.)

— Что неожиданного в финале пьесы? (Громкий аккорд.) Словно пьеса завершается коротким словом: «Прощай!»

2. Романс «Сирень» СВ. Рахманинова - слушание, разбор

(Слушание романса «Сирень» и его разбор по вопросам про­шлого урока.)

— Что напоминает по своему звучанию инструментальное вступление к романсу? (Капельки утренней росы.)

— Какой характер этой музыки?

— Почему романс написан в мажоре?

— Романс «Сирень» — короткий или длинный по своей про­должительности? (Короткий.)

Композитор СВ. Рахманинов - мастер коротких романсов, его произведения, написанные в этом жанре, короче, чем у других композиторов. Зато в каждом произведении композитор словно «сгущает» главное настроение, собирает нужную эмоциональ­ность.

— Короткие музыкальные произведения называются «миниа­тюра». Повторите это слово и запомните его.

— Что означает слово «миниатюра»? (Короткое музыкальное произведение.)

Романс «Сирень» — вокальная или инструментальная ми­ниатюра? (Вокальная.)

Певица, для которой композитор СВ. Рахманинов написал «Вокализ», — Антонина Васильевна Нежданова — очень любила исполнять и романс «Сирень», эту изящную вокальную миниа­тюру.    

— Для какого голоса создан романс «Сирень»? (Сопрано.)

С.В. Рахманинов был вынужден покинуть Россию, но он никогда не забывал о своей родине. Как помогал он России в годы Великой Отечественной войны?

Слушая музыку СВ. Рахманинова, можно понять, что ее со­чинил русский композитор: он использует приемы народных пе­сен - напевность, мелодичность, протяжность. Даже находясь вдали от родины, он постоянно думал о ней, и это чувствуется в его музыке. Вот как об этом говорится в стихотворении.

Рахманинов за границей (отрывок)

...Он пел Россию от земли до неба,

Он пел Россию трепетом всех пальцев,

Ее дожди, крыльцо под белым снегом

И осень рыжую с кочующим багрянцем.

Он пел Россию сердцем незабвенным

И не сфальшивил нотой ни единой...

Когда война коснулась длинной тенью

Его полей, его земли ранимой,

Старик глубокий сел за фортепьяно,

И для России обагренной он играл.

И руки его нежно и упрямо

Несли любовь к России в тихий зал...

А музыке звучать навеки в сердце.

Шумят березы в ней, снега, дожди косые.

Не отдала его Россия чужеземцам,

И весь талант его принадлежит России...

М. Румянцева

IV. Актуализация знаний

1. «Песенка о гамме» Г. Струве - повторение, исполнение

Попробуйте спеть эту песню приемом «эстафета» — когда на­чнется называние нот и слов, в которых они встречаются, то от­рывок про каждую ноту пусть поет один человек. Всего нам по­надобятся 7 солистов — по числу нот в гамме. Поскольку ноты «фа» и «соль» объединены вместе, нужный отрывок пусть споет дуэт - два человека. А припев с гаммой до-мажор и последний куплет с вокализом будет исполнять весь класс.

(Педагог назначает солистов, песня исполняется целиком, в куплетах используется прием «эстафета».)

2. Повторение песен «Дорога добра» и «Отцовская слава»

зависимости от подготовленности класса педагог разучи­вает элемент двухголосия в песне «Отцовская слава».)

Чтобы сделать песню «Отцовская слава» более красивой по звучанию, попробуем в каждом куплете, в месте повторения последних фраз выучить подголосок. Сначала разучим его на сло­вах 1-го куплета.

(Разучивание момента подголоска, после чего педагог на­значает исполнителей подголоска - ряд или солистов — и куплет поют в новом варианте.)

V. Новый материал - знакомство

Послушайте еще два музыкальных произведения, которые можно отнести к жанру миниатюры. Это прелюдии композитора Ф. Шопена — № 7 и 20. Запишите их названия в тетрадях: «Пре­людия № 7, Прелюдия № 20, композитор Ф. Шопен».

В каждой миниатюре вам надо определить место, где распо­ложена кульминация - высшая точка развития пьесы. Покажите место кульминации взглядом.

(Прослушивание пьес с определением в них кульминаций.)

- Из скольких частей состоит каждая прелюдия? (Из одной части. Это произведения одночастные.)

- Эти две прелюдии сходные между собой или контрастные? (Контрастные.)

- В чем заключается их контраст? (В динамике, в темпе, в на­строении, в регистре.)

- В каких жанрах созданы прелюдия № 7 и прелюдия № 20? (№ 7— танец-вальс, №20- похоронный марш.)

- В каких ладах написаны эти произведения? (№ 7- в мажо­ре, №20-в миноре.)

- Что вы знаете о композиторе Ф. Шопене? (Ответы детей.) Ф. Шопен родился и начал сочинять музыку в родной Поль­ше, но потом был вынужден уехать оттуда и много лет прожил во Франции. Чаще всего Ф. Шопен создавал свои музыкальные произведения для исполнения на фортепиано, и в числе его сочи­нений много фортепианных миниатюр. В основном это танцы — вальсы, мазурки, полонезы.

- Чем отличается танец вальс? (Трехдольным ритмом, его тан­цуют в парах и при этом кружатся.)

Вот как описывал свои впечатления о вальсе писатель и поэт И. Бунин.

Вальс

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных, —

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный –

И веет, веет ветер бальный

Теплом пушистых опахал.

Новые для вас названия танцев — мазурка и полонез. Это на­звания музыкальных жанров, запишите их определения в тетра­дях: «Мазурка — веселый народный польский танец с подскока­ми. Полонез — торжественный танец-шествие, переводится как "польский"». С этими музыкальными жанрами вы еще встрети­тесь на уроках.

— Послушайте некоторые сочинения композитора Ф. Шо­пена.

(Прослушивание сочинений Ф. Шопена или начальных от­рывков из них, школьники отгадывают на слух жанры вальса и мазурки.)

— В какой стране родился композитор Ф. Шопен?

— Для какого инструмента он чаще всего сочинял музыку?

— В каких музыкальных жанрах созданы его произведения?

— Какие музыкальные миниатюры вы слушали?

— Можно ли по этим сочинениям определить, что их автор польский композитор?

— По каким признакам это можно определить? (Ф. Шопен использовал в музыке напевы и жанры польских народных танцев.)

VI. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают слова для импровизации, обсуждают их характер и выбирают средства музыкальной выразительности, после чего исполняют свои вокальные напевы.)

Вот наш сад, танцоры в ряд,

Как цветы, стоят.

Теплым днем, ясным днем

Мы плясать начнем.

Ю. Хазанов

— Можно ли исполнить этот текст в жанре мазурки?

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какой голос исполняет романс «Сирень»?

— Для какого инструмента чаще всего сочинял музыку ком­позитор Ф. Шопен?

VIII. Рефлексия

— Музыку каких жанров вы слушали сегодня на уроке?

— В какой форме написана пьеса «Старый замок»?

— Кто ее автор?

— Какую еще музыку написал композитор М.П. Мусоргский?

— В какую сюиту входит пьеса «Старый замок»?

— К какому жанру относится романс «Сирень» композитора СВ. Рахманинова?

— Какие еще музыкальные миниатюры вы слушали?

— Чем отличается танец мазурка?

— Чем отличается танец полонез?

— По каким особенностям произведений можно догадаться, что Ф. Шопен польский композитор?

IX. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• пьеса «Старый замок» М.П. Мусоргского;

• романс «Сирень» СВ. Рахманинова,

• прелюдия № 7 Ф. Шопена.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет