Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: продолжить тренировку продолжительного дыхания и отработку дикции; закрепить исполнение распеваний с элемен­тами двухголосия; сформировать устойчивость при исполнении целиком песен продолжительного звучания; повторить приемы дирижирования во время пения; отработать запоминание мелодий знакомых произведений, выученных в III четверти; провести по­вторение термина «вариация», творческую работу по подготовке индивидуальных проектов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосно­му исполнению распеваний; приобретут выносливость во время долговременной певческой работы; запомнят лейтмотивы музы­кальных сочинений, особенности творческих приемов одного композитора в его разных сочинениях.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Дорога добра» композитора М. Минкова.

Оформление доски: нотная запись гаммы до-мажор; рисунки или фотографии с видами произведений искусства в жанре ро­коко (электронная презентация); портрет композитора П.И. Чай­ковского; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Распевание на 1 -ю и 2-ю строчки песни «Светит месяц» от разных звуков.

Упражнения на продолжительность дыхания — «Дыхание под счет» и «Янтарь».

Повторяется пение двухголосного канона «Солнце». Повторяются правила записи нот первой октавы на нотоносце. Школьники поют гамму до-мажор, показывая на пальцах ле­вой руки расположение нот.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

На прошлом уроке вы знакомились с русскими народными инструментами.

— Кто помнит названия, готов их показать на плакатах и рас­сказать, как из них извлекается звук? (Ответы детей.)

— Какие инструменты подойдут для сопровождения лириче­ских протяжных песен?

— Какие инструменты подойдут для сопровождения плясовых песен или частушек?

— Какие жанры народным песен вы помните?

Песенные жанры

У народа песни звонки да чудесны.

Шутки игровые — бойкие, смешные,

Хороводы водим, плавные заводим,

Под песни о труде работа есть везде.

Песни о героях исполняют строем.

Мы гордимся ими, песнями такими.

А частушки запоем — сразу в пляс под них пойдем!

М. Давыдова

Сегодня на уроке вы будете знакомиться с музыкальными сочинениями, созданными для разных инструментов. Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальные инструменты».

III. «Светит месяц» - повторение, дальнейшее разучивание слов и движений

(Повторение 1 -го куплета русской народной песни «Светит месяц», разучивание 2-го куплета.)

Светит месяц, светит ясный,

Светит месяц высоко.

На родимой на сторонке

Нам все видно далеко.

(Школьники разучивают текст и поют 2-й куплет песни.)

— Объединим два куплета этой песни. (Класс исполняет два куплета.)

Чтобы соединить вместе танцевальные движения и исполне­ние этой песни, разучим приставной шаг. Прошу вас подняться со своих мест, поставьте руки на пояс. Посмотрите, как выпол­няется приставной шаг. (Педагог демонстрирует выполнение приставного шага.)

Попробуйте повторить эти движения сначала просто под счет. Прошу вас делать шаги вперед как можно короче. Вы сами видите, что для больших шагов в классе просто нет места. Начнем выпол­нять шаги с правой ноги. Шаг правой, приставить к ней левую. Такой же шаг левой, приставить к ней правую. Повторите эти два движения еще раз.

Выполняя шаг вперед, надо руки развести в стороны. Вер­нитесь обратно на свои места и повторите шаги вперед еще раз с разведением рук.

Теперь те же действия надо выполнить, передвигаясь назад, обратно на свои места. Руки при этом также ставят на пояс. (Исполнение песни с движениями.)

IV. Актуализация знаний - инструменты народного оркестра

- В состав какого оркестра входят русские народные инстру­менты?

- Какой музыкант усовершенствовал балалайку и впервые создал оркестр русских народных инструментов?

В России заслуги музыканта В.В. Андреева признали только после того, как его оркестр народных инструментов с огром­ным успехом выступил за границей. Вот как описывал один очевидец последний концерт в Англии: «При появлении орке­стра на сцене... раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов... Что это был за момент!.. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». (Ю.А. Мансфельд. Воспоми­нания во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909-1910 гг.)

Столь же триумфальными были гастроли во Франции, Гер­мании, США.

Три струны всего у балалайки,

Но широк ее размах большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев, простой и юный,

По окрестным паркам и садам.

Слушаю его и молодею,

Прохожу по саду налегке, »                        

Все-то, видно, знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.

Дай и мне к душе твоей певучей

Прикоснуться медленной рукой,

Может, прозвучит еще получше

Песенка, написанная мной.

В. Саянов

V. Пояснение новой темы

Сегодня вы познакомитесь с инструментами, которые входят в состав другого оркестра — симфонического.

— Посмотрите на плакат и назовите группы инструментов, которые входят в состав этого оркестра. (Струнные, духовые деревянные, медные духовые, ударные, рояль.)

— Посмотрите внимательно на инструмент, который напоми­нает большую скрипку. Как он называется? (Виолончель.)

— Какой звук у виолончели? (Низкий, важный, проникновен­ный.)

Для виолончели сочиняли музыку многие композиторы. За­пишите название произведения, начало которого вы сегодня по­слушаете, в тетрадях: «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Композитор П.И. Чайковский».

— Что означает слово «вариация»? (Повторение одной и той же мелодии в разном оформлении.)

— Что может меняться при прохождении вариаций одной и той же темы? (Тембр разных инструментов, громкость, штрихи.)

— Вспомните, как звучала мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла» в финале 4-й Симфонии П.И. Чай­ковского.

— Была ли вариация в финале 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского? Мелодия какой народной песни там использована?

Осталось пояснить слово «рококо». Это французское слово, которое обозначает особое направление в искусстве, переводится как «раковина». Стиль рококо появился во Франции в XVIII в. Вот пример оформления богатой гостиной в стиле рококо — в ней много красивых предметов, стены украшены разными причудли­выми узорами. В этом направлении нет грубости, нет простоты. Все полно изящества, тонких линий, грациозности.

— Как вы думаете, какой будет музыка в стиле рококо? Ко­нечно, она будет тоже изящной, остроумной, кокетливой, игривой.

— Послушайте, как звучит лейтмотив «Вариации на тему ро­коко» П.И. Чайковского.

(Педагог исполняет фразу лейтмотива.)

— Спойте эту тему на такие слова: «Эта тема - рококо, и мы поем ее сейчас».

— Какой характер этой темы? Каким штрихом ее надо испол­нять — легато, нон легато или стаккато?

Главную тему в этих вариациях композитор П.И. Чайковский написал для виолончели. Петр Ильич высоко ценил тембр этого струнного инструмента с красивым, низким звуком, который еще называют бархатным.

— Как играют на виолончели? (Виолончель ставят на специаль­ный штырь вертикально, играют на ней, проводя по струнам смычком, как на скрипке.)

Запишите информацию о «Вариациях на тему рококо», которые композитор создал специально для виолончели с ор­кестром: «Вступление, тема и 7 вариаций». Это структура про­изведения.

Как вам уже известно, музыка в стиле рококо появилась в XVIII в. А композитор П.И. Чайковский жил в конце XIX в., более 100 лет спустя. Хотя свои «Вариации на тему рококо» он спе­циально создавал в стиле музыки XVIII в., однако все равно слыш­но, что ее написал русский композитор: она очень задушевная, лирическая, в ней чувствуется близость русской народной песне.

— Запишите характеристику каждой части «Вариаций»: «1-я и 2-я вариации классические, но 1-я спокойная, 2-я быстрая, 3-я лирическая русская песня-романс».

(Прослушивание отрывка — вступления, темы и трех вариаций.)

— Какие признаки стиля рококо вы услышали в главной теме?

— Каким штрихом она исполнялась?

— Какой инструмент был солирующим в этом произведении?

— Кто еще исполнял это произведение?

VI. Новая песня - повторение, продолжение разучивания

(Педагог просит угадать название песни по ее мелодии и исполняет начало песни «Дорога добра». Повторение ее 1-го и 2-го куплетов.)

— В чем заключается сложность исполнения этой песни? (В широком дыхании, которое объединяет две строчки, и в синкопированном ритме.)

— Как надо петь последний звук в синкопированной фразе? Проведем отработку динамики куплетов. Каждый куплет надо

начинать негромко, но потом в том месте, где объединяются две фразы, следует сделать усиление на переходе в высокий регистр.

И потом уже петь более громко, уверенно. Исполните 1-й куплет в нужной динамике.

- Какой штрих понадобится для пения этой песни - легато, нон легато, стаккато? (Легато.)

- Во 2-м куплете динамика остается прежней, спойте его. (Исполнение 2-го куплета в нужной динамике, затем класс

поет два куплета, объединив их вместе. Далее педагог читает текст 3-го куплета, который школьники запоминают, затем поют все три куплета вместе.)

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь, не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

VII. Творческая работа - создание индивидуальных проектов, консультация

- Вы помните, что вам было предложено создание научных работ по музыкальным темам — проектов? Кто из вас гото­вит проект?

- Кто-то может сообщить нам свою тему?

Вам надо позаботиться о создании плана проекта, подумать о том, как сопроводить его средствами наглядности. Свои работы вы можете иллюстрировать рисунками, фотографиями, схемами, диаграммами, компьютерной презентацией.

VIII. Вокальная импровизация

(Педагог знакомит школьников с текстом для вокальной им­провизации.)

Баянист идет по кругу,

Песня вдаль летит по лугу,

Кто учился — не ленился,

С песней новой подружился.

А. Тверской

- Каков характер текста?

- В жанре какой русской народной песни можно придумать мелодию для этих слов?

(После раздумывания школьники показывают свои варианты импровизаций.)

IX.Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

- Для какого солирующего инструмента П.И. Чайковский написал «Вариации на тему рококо»?

- Каким штрихом надо петь песню «Дорога добра»?

X. Рефлексия

— Русские народные песни каких жанров вы знаете?

— Какой музыкант сделал знаменитой русский народный ин­струмент балалайку?

— Расскажите о стиле рококо. Почему П.И. Чайковский на­звал свое произведение «Вариации на тему рококо»?

— Что означает слово «вариации»?

— Какой характер лейтмотива этого произведения?

— Из каких частей состоят «Вариации на тему рококо»?

— Каковы характеры частей этого произведения?

— По каким признакам можно догадаться, что эту музыку со­чинил русский композитор?

XI. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

•   русская народная песня «Светит месяц»;

• лейтмотив «Вариаций на тему рококо» П.И. Чайковского;

•   песня «Дорога добра» М. Минкова.)


Урок 2

Цели: провести закрепление умений на продолжительность дыхания при пении; усложнить динамику дикционного тренинга; закрепить пение каноном; повторить понятие «вариации»; про­должить работу над песнями; закрепить понятие о стиле рококо; повторить термин «сюита».

Планируемые результаты: учащиеся научатся продолжитель­ному дыханию в тренингах и при пении песен; повторят народную песню в сочетании с движениями; углубят знания об инструмен­тах оркестра; закрепят музыкальные понятия.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вариаций на тему рококо» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Дорога добра» композитора М. Минкова.

Оформление доски: портреты композиторов П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных ин­струментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Проводится по модели предыдущего урока.)

II. Актуализация знаний

1. «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковского

— Какие группы музыкальных инструментов симфонического оркестра вы знаете?

— Покажите на плакате знакомые вам инструменты и расска­жите, как из них извлекают звуки.

На прошлом уроке вы познакомились с произведением ком­позитора П.И. Чайковского «Вариации на тему рококо».

— Для какого солирующего инструмента написано это про­изведение?

— Чем отличается голос виолончели, тембр ее звучания?

— Как играют на виолончели?

— Что такое вариации?

— Что характерно для стиля рококо?

— В какой стране он появился?

— Послушайте главную тему «Вариаций». Каков характер этой музыки?

— Спойте эту тему со знакомыми вам словами: «Эта тема — рококо, и мы поем ее сейчас».

(Школьники повторяют слова, после чего поют их на мелодию лейтмотива произведения.)

— Из каких частей состоит произведение?

— Какие черты русских песен внес композитор в эту музыку?

— Запишите в тетрадях характеристики оставшихся частей «Вариаций»: «4 — скерцо (шутка), 5 — изящный гавот, тема переходит флейте и оркестру, 6 — русская тема, 7 — бурный финал».

В этом описании вам встретились новые слова. Слово «скер­цо» действительно переводится как «шутка», и это говорит о ха­рактере вариации.

— Запишите в тетрадях пояснение: «Скерцо — шутка». Сде­лайте также пояснительную запись: «Гавот — старинный французский танец с поклонами и приседаниями».

— Послушайте оставшиеся вариации и финал сочинения. Вы услышали в музыке характерные приметы стиля рококо? В каких чертах произведения это проявилось?

«Вариации на тему рококо» - настоящая жемчужина русской музыки. Вы знаете немало пьес композитора П.И. Чайковского, но это сочинение, созданное им для виолончели, — особенно яр­кое и запоминающееся. «Вариации на тему рококо» - светлое, радостное произведение, в котором отразились черты характера создавшего его композитора П.И. Чайковского - оптимизм и яс­ность настроения, высокая степень его таланта.

— Вы уже знаете, что в Москве проводится знаменитый музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского. Какие музыканты соревнуются на лучшее исполнение в этом конкурсе? (Певцы-вокалисты, пианисты, скрипачи, вио­лончелисты.)

У каждой группы музыкантов имеется обязательное произве­дение, которое они должны исполнить. И конечно, это музыка, созданная П.И. Чайковским, ведь этот конкурс носит его имя. Для пианистов таким обязательным произведением является 1 -й Кон­церт для фортепиано с оркестром.

— А какое произведение является обязательным для виолон­челистов? («Вариации на тему рококо».)

2. «Светит месяц» - повторение с движениями (Повторение русской народной песни «Светит месяц» и ее исполнение с танцевальными движениями.)

III. Изучение нового

Песня «Дорога добра» - завершение разучивания, художест­венная отработка

(Повторение 1—3-го куплетов песни «Дорога добра».)

В этой песне есть музыкальное вступление, послушайте его и спойте первый звук 1-го куплета. Надо, чтобы начало пения было точным и синхронным, т. е. поем все вместе.

Вы разучили три куплета этой песни. Исполним каждый ку­плет с запевалами. Пусть каждый ряд будет начинать свой куплет. А потом весь класс будет петь повторение двух последних строчек. (Исполнение песни по рядам с запевалами.)

— Осталось разучить последний куплет. Собственно говоря, его и разучивать специально не надо, он состоит из частей двух предыдущих куплетов. Его начало - текст из 1-го ку­плета, окончание — из последнего.

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

(Класс поет заключительный куплет.)

Будет ли меняться характер куплетов от 1-го до последнего? Вероятно, он будет становиться все более решительным и уверен­ным. Ведь мы убеждаемся в главном: действительно надо всю свою жизнь строить так, чтобы она вела нас дорогой добра. Поэтому начало пения у нас спокойное, размышляющее. А финал более твердый, уверенный, он говорит о том, что мы приняли решение и постараемся всю жизнь идти дорогой добра.

— Спойте всю песню целиком. Только запомните, что перед последним, 4-м куплетом вновь прозвучит инструменталь­ное вступление.

— Придумайте девиз этой песни. Может быть, он будет та­ким: «Адрес хорошего настроения», или «Спой эту пес­ню с друзьями», или «Пой песни, когда один», или «Как поделиться настроением». А что придумаете вы? (Ответы детей.)

IV. Новая песня - знакомство, разучивание

В этой четверти, как всегда, разучивается песня, которую мож­но спеть на празднике — Дне защитника Отечества. Сегодня вы познакомитесь с такой песней, запишите в тетрадях ее название и фамилию композитора, который сочинил к ней музыку: «"От­цовская слава", композитор Г. Струве». Автор слов К. Ибряев. Послушайте слова 1-го куплета песни.

1.   Нам отцовская слава дорога, дорога.

Мчались конники лавой, сокрушая врага.

(Школьники повторяют и запоминают текст 1-го куплета.)

У этой песни простая куплетная форма. В каждом куплете вто­рая часть будет повторяться. Послушайте мелодию начала куплета. (Показ начала куплета, школьники разучивают и поют его 2—3 раза для запоминания.)

Вторая часть начинается похоже, но потом мелодия меняется.

(Разучивание окончания куплета и 2—3 раза повторение. Объ­единение куплета.)

При повторении окончания куплета мелодия становится более протяжной, переходит в высокий регистр. (Педагог демонстрирует мелодию повторения куплета, школь­ники ее разучивают и поют, а затем исполняют 1 -й куплет полно­стью с повторением окончания.)

— Послушайте текст 2-го куплета.

Богатырский их подвиг не забыт, не забыт.

Мы сквозь годы сегодня слышим топот копыт. (Разучивание текста 2-го куплета и его исполнение с повтором окончания. Затем класс поет два куплета вместе.)

- Какой характер исполнения песни «Отцовская слава»?

- О чем поется в этой песне?

- Слышится ли в ней гордость поэта и композитора за ге­роизм старшего поколения, своих отцов и дедов, которые защищали нашу страну?

- Почему песня называется «Отцовская слава»?

V. Новый материал - знакомство

Вы знакомы с музыкальным циклом русского композитора МП. Мусоргского «Картинки с выставки». Этот цикл носит название «сюита».

- Что означает это слово, как оно переводится? (Ряд.)

- В сюиту «Картинки с выставки» входят 10 пьес. Какие от­рывки из этой сюиты вы слушали? («Баба-яга», «Балет невылупившихся птенцов».)

- Какой музыкой объединяются все пьесы сюиты «Картинки с выставки»? («Прогулка». Зритель ходит по выставке кар­тин, переходя от одной к другой.)

- Сегодня вы послушаете новую пьесу из цикла «Картинки с выставки» — «Старый замок». Запишите это название в тетрадях: «"Старый замок", пьеса из сюиты "Картинки с выставки", композитор М.П. Мусоргский».

Все вы смотрели мультфильм «Бременские музыканты» и знаете, что его главные герои — бродячие музыканты, трубадуры. Музыка нарисует нам картину старого замка, перед которым стоит бродячий певец — трубадур и поет песню. Послушайте начало этой пьесы, обратите внимание на то, какая протяжная у нее мелодия, мы будто слышим человеческий голос.

(Педагог показывает лейтмотив пьесы.)

— Попробуйте спеть этот лейтмотив с распевами слогов на та­кие слова: «Вот стары-ый замок стои-ит, трубадур под ок­но-ом, и звучит эта песня».

(Школьники повторяют слова и пропевают их на мелодию лейтмотива.)

Эта пьеса необычна тем, что в ее сопровождении, в партии левой руки постоянно звучит один и тот же звук, который придает музыке романтичность, загадочность.

— Подумайте сами: о чем же поет трубадур перед замком? (Слушание пьесы «Старый замок».)

— Какой характер музыки?

— Каким штрихом надо исполнять пьесу «Старый замок»?

— Если бы вам пришлось переложить эту пьесу для исполне­ния оркестром, то какому инструменту вы отдали бы глав­ную партию?

— По-вашему, о чем поет трубадур в своей песне? (О любви, о разлуке.)

— Какие еще сюжеты вы можете представить, прослушав эту пьесу?

VI. Вокальная импровизация

(Педагог показывает ребятам текст для вокальной импровиза­ции, который они читают, запоминают, разбирают и к которому сочиняют свои напевы.)

В корабле мотор как сердце - тук, тук, тук,

Волны белой пеной за кормой бегут.

И плывут по морю трое рыбаков,

С морем породнившихся дружков.

Д. Вараанди

Какие герои описаны в этом стихотворении?

— Какой характер у этих героев?

— Какими средствами музыкальной выразительности вы под­черкнете решительный, мужественный характер моряков?

— Какой штрих для импровизации вы выберете — легато, нон легато или штрихи могут чередоваться?

(Школьники показывают свои варианты импровизаций.)

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— В какую сюиту входит пьеса «Старый замок»?

— В чем разница характера музыки песен «Дорога добра» и «Отцовская слава»?

VIII. Рефлексия

— В чем сходство музыки П.И. Чайковского «Вариации на тему рококо» и подлинной музыки XVIII в.?

— Почему композитор сочинил это произведение?

— Какой тембр у виолончели?

— Какие характеры в вариациях этого произведения?

— Кто исполняет «Вариации на тему рококо»?

— Что означает слово «скерцо»?

— Какой по характеру танец гавот?

— По каким признакам можно догадаться, что «Вариации на тему рококо» сочинил русский композитор?

— Какую песню вы начали учить сегодня?

— Какой характер песни «Отцовская слава»?

— С помощью чего передается героическое начало в этой песне?

— Каким штрихом надо исполнять эту песню?

— Каким штрихом исполняется главный мотив в пьесе «Ста­рый замок»?

— В какой цикл входит эта пьеса?

— Какова динамика этой пьесы?

— Какие еще произведения композитора М.П. Мусоргского вызнаете?

— В каком произведении этого композитора звучат колоколь­ные звоны?

IX. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• пьеса «Старый замок» композитора М.П. Мусоргского;

• лейтмотив произведения «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковского;

• песня «Отцовская слава» композитора Г. Струве.)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет