Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: продолжить отработку техники двухголосного пения; углубить знакомство с разнообразием народных инструментов; отработать технику анализа и сравнения при разборе музыкаль­ных сочинений; закрепить понятие «народность»; познакомить с термином «виртуоз».

Планируемые результаты: учащиеся научатся синкретиче­ским формам исполнения народных песен; запомнят приемы анализа музыкальных произведений и специфику народной му­зыки на разных примерах; повторят тембры народных инстру­ментов.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание финала 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Дорога добра» композитора М. Минкова.

Оформление доски: рисунки с изображением музыкальных инструментов народного оркестра (электронная презентация); фотографии народных ансамблей и оркестров; портрет компози­тора П.И. Чайковского; плакаты с записью текста для вокальной импровизации и нотной записи гаммы до-мажор.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяют распевания на начальные фразы русских народ­ных песен «Светит месяц» и «Как у наших у ворот».

Двухголосное распевание «Солнце» — повторение, исполне­ние в унисон и каноном со сменой вступления групп.)

- Вы уже знаете, что музыка записывается особыми знака­ми — нотами. Как называется линейка для нот? (Нотоносец или нотный стан.)

- Запишите это определение в тетрадях: «Строчка для записи нот называется нотоносцем или нотным станом».

Нотоносец состоит из пяти линеек, их счет ведется снизу.

- Как по записи звуков можно узнать, какой из них звучит выше, а какой ниже? (Чем выше звук, тем выше он записы­вается на нотоносце.)

- Посмотрите, как располагаются на нотоносце звуки гаммы до-мажор.

(Показ нотной записи гаммы.)

- Расскажите, где расположены ноты на нотоносце. (На ли­неечках, между линеечками, под линеечками.)

А для самой первой ноты — до первой октавы — линеек не хва­тило. Поэтому для нее пишут специальную дополнительную ли­нейку снизу.

- Прочитайте все названия звуков первой октавы и поясните, где какой звук пишется.

(Педагог указывает на каждую ноту первой октавы, класс про­износит название ноты и поясняет, где она записана.)

До — на первой дополнительной линейке снизу, ре — под первой линейкой, ми — на первой линейке, фа - между первой и второй линейками, соль - на второй линейке, ля — между второй и третьей, си — на третье линейке, наконец, до второй октавы — между третьей и четвертой линейками.

Теперь посмотрите на свою левую ладонь, поверните ее ла­дошкой к себе и разведите пальцы. Представьте, что это нотоно­сец. Указательным пальцем правой руки показывайте, где пишут первые 5 нот - до, ре, ми, фа, соль. Надо их расположение показать и спеть их — сначала вверх, потом вниз.

(Класс показывает на пальцах расположение пяти нот и поет их.)

— Как называется строчка для записи нот?

- Где расположена нота «до» первой октавы?

- Где располагаются ноты на нотоносце? (Повторение дыхательной гимнастики «Дыхание под счет» с удлинением вдоха (на 6 счетов) и выдоха (на 8—10 счетов. Повто­рение скороговорки «Янтари», к которой педагог просит добавить окончание: «Останутся деньги, куплю Маше серьги». Весь текст произносится на едином вдохе с отчетливым выговариванием звука .)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока, знакомство с новым материалом

- Запишите в тетрадях название темы урока: «Народные ин­струменты». Какие вы знаете русские народные инстру­менты?

Теперь разберемся, к каким группам относятся те или иные инструменты.

(Можно использовать электронную презентацию.)

- Как извлекается звук из балалайки?

— К какой группе относится этот инструмент? (Струнных.)

— Какие еще струнные инструменты народного оркестра вы знаете? (Гусли.)

К струнным народным инструментам также относится домра. Запишите в тетрадях название этого инструмента и пояснение: «Домра — русский народный инструмент группы струнных». По­смотрите на рисунок: домра похожа на балалайку, но у нее округ­лый корпус.

— К какой группе относятся рожок, дудочка, свирель, жалей­ка? (Деревянных духовых.)— С помощью чего извлекается звук из гармошки и баяна? (С помощью нагнетания в них воздуха.)

И еще при этом музыкант нажимает на клавиши или кнопки. Такие инструменты называются «клавишно-духовые».

— Перечислите ударные народные инструменты. (Барабаны, ложки, погремушки, трещотки.)

Среди необычных народных инструментов есть такие, кото­рые называются «дрова» — несколько поленцев музыкант связы­вает веревкой наподобие лесенки, вешает все это сооружение себе на шею и стучит по ним специальной колотушкой.

— Вспомните, какие вы знаете народные песни и какие ин­струменты лучше всего подошли бы для их сопровождения.

III. Актуализация знаний - народные песни, повторение

(Повторение и исполнение русских народных песен «Как у на­ших у ворот», «Ах вы сени, мои сени».)

IV. Новая песня - знакомство, разбор, разучивание

— Послушайте новую песню, которую вы сегодня начнете разучивать.

(Показ песни композитора М. Минкова на стихи Ю. Энтина «Дорога добра».)

— Вам понравилась эта песня? Чем она вам понравилась? (Красивая мелодия, содержательный текст. Эта песня на­поминает доброе напутствие подрастающему человеку на всю его будущую жизнь.)

- Какая форма у этой песни? (Одночастная — запев с повто­рением окончания.)

Кто исполнял запев? (Солист.)

— Каким будет характер звучания? (Плавным, распевным, ли­рическим.)

Какой штрих надо выбрать для исполнения - легато или нон легато? (Легато.)

К разучиванию этой песни вы сегодня приступите. Запиши­те в тетрадях ее название и фамилию композитора: «"Дорога добра". Композитор М. Минков».

(Педагог читает текст 1-го куплета, школьники его запомина­ют и повторяют хором, по рядам и индивидуально.)

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

В этом тексте много звуков [р], их надо произносить отчет-пиво. Но вы не зря этому учились в «Музыкальной разминке». Повторите слова еще раз, обратите внимание на этот звук.

(Педагог демонстрирует мелодию 1-й и 2-й строчек запева песни.)

— Негромко пропойте начало куплета. Какой была мелодия в этом отрывке — были в ней скачки? (Нет, почти вся фраза пелась на 1—2звуках.)

В начале куплета слышна задумчивость — человек размышляет, какой жизненный путь ему избрать. Поэтому начало надо спеть негромко, задушевно.

— В чем заключалась особенность ритма этих строчек? (В кон­це каждой строчки были синкопы — перенос ударения с удар­ного слога на безударный.)

Спойте еще раз этот отрывок — более уверенно, с четким исполнением синкопированных длительностей.

Далее мелодия идет вверх, как по ступенькам. (Педагог исполняет напев 3-й строчки: «Куда по свету белому отправиться с утра». Класс поет строчку.)

— Объедините вместе выученные строчки. (Пропевание выученного отрывка 2—3 раза.)

— Как менялся регистр в этом отрывке? (Сначала был средний, потом высокий.)

Далее мелодия 4-й фразы начинается в более высоком регист­ре, она движется вверх, потом будут скачки — вниз и вверх.

(Педагог показывает мелодию фразы, школьники ее повто­ряют.)

Вы слышите, что здесь сохраняется ритм синкопы. При ис­полнении синкопы есть одно правило — ее окончание надо спеть легко, мягко.

(Разучивание 4-й фразы в нужной динамике.)

— Вы не зря учились правильному дыханию для исполнения длинных песенных фраз. Сейчас вам предстоит использо­вать свои умения. Надо объединить на одном дыхании 3-ю и 4-ю строчки: «Куда по свету белому отправиться с утра, иди за солнцем следом».

(Отработка соединения двух строчек, класс 2—3 раза поет труд­ное место отдельно.)

Следующая, 5-я фраза похожая на предыдущую, но в ней име­ются и отличия.

(Демонстрация фразы и ее разучивание.)

— Объедините полностью весь 1-й куплет, вторую половину куплета надо повторить.

— Спойте этот куплет с запевалой — пусть один ряд будет петь весь куплет, а остальные споют повторение окончания.

— Послушайте и запомните слова 2-го куплета.

(Педагог читает слова 2-го куплета, класс его повторяет, за­поминает и исполняет, после чего проводится объединение 1-го и 2-го куплетов.)

Забудь свои заботы,

Падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба себя ведет не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.

— О чем говорится в этой песне?

— Как от строчки к строчке менялся ее регистр?

— Что было необычного в ритме песни?

V. Актуализация знаний

1. Народность в авторской музыке

— Вспомните песню по ее мелодии и скажите все вместе хором ее название.

(Педагог исполняет мелодию украинской народной песни «Веснянка», школьники угадывают и произносят ее название.)

— Повторите слова этой песни, а потом спойте ее все вместе. (Школьники исполняют «Веснянку».)

— Какой характер у этой украинской народной песни?

— Какой великий русский композитор использовал ее напев в своем произведении?

— В каком произведении композитор П.И. Чайковский ис­пользовал напев «Веснянки»?

— Изменился ли характер «Веснянки» в финале 1-го Концерта П.И. Чайковского?

— Послушайте финал 1-го Концерта П.И. Чайковского. Какой оркестр исполняет 1-й Концерт П.И. Чайковского? (Сим­фонический.)

— Какие инструменты входят в состав симфонического орке­стра?

— В опере композитора Н.А. Римского-Корсакова «Снегу­рочка» при исполнении 3-й песни Леля звучит наигрыш пастушьего рожка. Назовите и покажите на плакате, какой инструмент симфонического оркестра подражает этому на­родному инструменту. (Кларнет.)

— В опере композитора Н.А. Римского-Корсакова «Садко» главный герой — гусляр, при исполнении песен он сам себе аккомпанирует на гуслях. Какой инструмент симфониче­ского оркестра подражает звучанию гуслей? Покажите этот инструмент на плакате. (Арфа.)

2. Народные инструменты

В каких еще пьесах П.И. Чайковского звучат народные на­певы?

(Слушание пьес П.И. Чайковского «Камаринская» и «Мужик на гармонике играет».)

— В какой сборник входят эти пьесы?

— Какие еще пьесы входят в сборник П.И. Чайковского «Дет­ский альбом»?

— Как называется оркестр, в котором звучат русские народные инструменты?

VI. Познавательная информация

— Какой музыкант приложил много сил, чтобы сделать по­пулярной балалайку? (В.В. Андреев.)

С народной песней В.В. Андреев познакомился еще в дет­ские годы, а когда ему исполнилось 20 лет, он проехал по евро­пейским странам, познакомился там с народными инструмен­тами. Например, в Италии он слушал, как звучит мандолина, в Испании — гитара. А потом, вернувшись в Россию, В.В. Ан­дреев в своем имении увидел, как играет на балалайке крепост­ной крестьянин. Вот как сам В.В. Андреев об этом вспоминал: «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожидан­но услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на... ба­лалайке! Я уже видел этот инструмент... но никогда не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, что такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами может давать столько звуков».

Эта встреча сыграла огромную роль в судьбе В.В. Андреева. Услышав игру народного виртуоза, он понял, что балалайка бо­лее, чем любой другой русский народный инструмент, способна передавать характер плясовых песен, что в ней таятся такие воз­можности, о которых никто и не подозревает. Василий Василье­вич сам овладел приемами игры на балалайке, превзойдя своего учителя, а потом задумался: как сделать, чтобы этот инструмент заинтересовал многих? Прежде всего, следовало улучшить сам балалайку, ведь тогда балалайки делали кустарными способа ми, звук они имели тихий, струны были слабыми. Андреев смог увлечь своей идеей хороших мастеров, которые принялись по­могать ему, и вскоре балалайки стали делать из отличных по­род дерева, со специальными струнами. Появились концертные балалайки, с которыми сам Андреев начал выступать, покоряя игрой публику.

Первые выступления состоялись в Петербурге. Зрители там были избалованы многочисленными русскими и иностранными исполнителями, игравшими на мандолинах, гитарах, гармонях. Но успех Андреева превзошел все ожидания. Его виртуозная игра восхитила слушателей, у него появились ученики. И Андреев со­здал кружок любителей игры на балалайке, вместе с ними он вы­ступил уже группой, небольшим оркестром. Он добился, чтобы в армии была введена должность преподавателя игры на балалай­ке. Солдаты учились играть во время службы в армии, а потом, уезжая домой, обучали этой игре других.

(Прослушивание любого музыкального сочинения в испол­нении на балалайке.)

— Какой музыкант внес большой вклад в популяризацию ба­лалайки?

— Что означает слово «виртуоз»?

VII. Новая песня - знакомство, разучивание

— Сегодня вы начнете разучивать еще одну русскую народную песню — «Светит месяц». Запишите в тетрадях ее название: «Русская народная песня "Светит месяц"».

(Педагог исполняет 1-й куплет песни.)

— Каков жанр этой народной песни? (Плясовая, игровая.)

— Какой характер в песне? (Веселый, быстрый, смелый, плясо­вой, громкий, радостный, праздничный, оживленный, безза­ботный.)

— Послушайте и запомните 1-й куплет песни. (Педагог исполняет 1-й куплет еще раз.)

1.   Светит месяц, светит ясный, Светит полная луна, Освещает путь-дорожку До родимого крыльца.

(Школьники повторяют текст, запоминают мелодию и испол­няют куплет в среднем темпе.)

— Какое голосоведение в этой песне - плавное или скачками? (Плавное.)

Спойте песню еще раз и покажите ритмический рисунок хлопками в ладоши. В чем заключается особенность ритма этой песни? (Ритм в строчках повторяется.)

Какими инструментами можно сопровождать исполнение этой песни?

(Педагог раздает народные шумовые инструменты, куплет исполняется в их сопровождении.)

VIII. Вокальная импровизация

— Посмотрите на запись текста для вокальной импровизации. Это текст народной песни. Посмотрим, какую мелодию смо­жете для этих слов сочинить вы.

(Педагог вывешивает плакат с текстом.)

Зеленейся, зеленейся, наш зеленый, пышный сад.

Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки.

Поспевайте, поспевайте, вкусны ягодки скорей,

Ко мне едут, ко мне едут мои гости дорогие.

— В жанре какой народной песни можно сочинить вокальный напев для этих слов?

— Какой темп можно выбрать для этой импровизации?

— Какой характер будет у напева?

— Будут ли в напеве повторения?

— Сосредоточьтесь на несколько секунд. Кто готов показать свою мелодию?

IX. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Перечислите, какие струнные и духовые народные инстру­менты вы знаете.

— Назовите авторские произведения, в которых звучат народ­ные мотивы.

X. Рефлексия

— При исполнении какой песни вам понадобилось продол­жительное дыхание?

— Какие струнные русские народные инструменты вы знаете?

— Какие духовые русские народные инструменты вы знаете?

— К каким инструментам относятся гармоника и баян?

— Какие русские народные песни вы знаете?

— Чем отличается украинская народная песня от финала 1-го Концерта П.И. Чайковского?

— В чем особенность ритма песни «Светит месяц»? (Все строч­ки исполняются в едином ритмическом рисунке.)

XI. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• песня «Дорога добра» композитора М. Минкова;

• русская народная песня «Светит месяц»;

• украинская народная песня «Веснянка».)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет