Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: продолжить анализ разновидностей народной музыки; завершить разучивание народной песни; познакомиться с исполь­зованием народной музыки композиторами; провести концертное слушание романса; повторить термин «концерт».

Планируемые результаты: учащиеся научатся нужным прие­мам исполнения песни, игры на народных инструментах, сочетать пение с музыкальной игрой; повторят признаки сходства и разли­чия разных песенных жанров.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание финала 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени».

Оформление доски: репродукция картины В. Васнецова «Гусля­ры»; портреты композиторов П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных инстру­ментов народного оркестра и шумовых инструментов. Для слуша­ния колокольных звонов понадобится специальная фонограмма.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяют распевания на начальные фразы русских народ­ных песен «Светит месяц» и «Как у наших у ворот».

Разучивают новое двухголосное распевание «Солнце» (автор М.А. Давыдова.))

Солнце, к нам

(До (четв.), ре (четв.), ми (полов.).)

В дом войди.

(Ми (четв.), фа (четв.), соль (полов.).)

Будет день

(Соль (четв.), фа (четв.), ми (полов.).)

Впереди.

(Ми (четв.), ре (четв.), до (полов.).)

Солн-це, к нам       в дом вой-ди.           Бу-детдень       впе-ре-ди.

(Сначала распевание разучивают и поют в унисон от разных шуков. Пробным может быть исполнение без сопровождения.

Потом педагог предлагает спеть распевание в форме канона. Класс делится на две группы: 1 -я исполняет 1-ю фразу и продол­жает петь далее до конца, 2-я — начинает петь спустя фразу, об­разуя тем самым двухголосие в терцовом сочетании.

Распевание в форме канона поют несколько раз от разных звуков, группы меняются ролями.

Учитель просит контролировать плавное, протяжное испол­нение упражнения с продолжительными окончаниями каждой фразы.

Повторяют упражнение «Дыхание под счет». После повтора педагог просит добавить в это упражнение движения: на вдох руки поднимают вверх, на выдох медленно опускают вниз. Упражнение с подниманием и опусканием рук школьники могут выполнять, стоя в проходах между рядами.

Повторяют скороговорку «Янтари» на едином вдохе, с разной динамикой, с четким произнесением согласных.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

На прошлом занятии вы знакомились с разными примерами народной и авторской музыки. Сегодня вы продолжите работу в этом направлении, запишите в тетрадях тему урока: «Народная музыка».

— С какой народной музыкой вы встретились на прошлом уроке?

— Какие характеры бывают у колокольных звонов?

— В какой авторской музыке, которую вы слушали, звучат колокола?

III. Актуализация знаний

1. Колокольные звоны

В народе с любовью и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный коло­кольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым. Вот послушайте, какие разнообразные были звоны.

(Слушание фонограммы, показ слайда с изображением звон­ницы.)

Для колоколов стали строить специальные помещения — звонницы. В звонницах вывешивали колокола разного размера, каждый пел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие и массивные и звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колоко­ла маленькие, изящные пели нежно да звонко.

А еще люди начали возводить колокольни, которые поднима­лись выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен.

— Где находится самая известная колокольня в России? (На территории Московского Кремля.)  

Она называется колокольней Ивана Великого. И самый боль­шой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находится в Московском Кремле. Его так и называют — Царь-колокол. Весит он 200 т. (Показ слайда с изображением Царь-колокола.)

Всех, кто приходит на экскурсию в Московский Кремль, ко­локол удивляет своими размерами. Музыканты, которые играли на колоколах, были большие мастера своего дела — для каждого события придумывали свой звон, и каждый звон имел свой харак­тер и значение, нес особое настроение. Звон, который торжест­венно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в небе «красный звон», т. е. красивый, а еже­дневный звон — будничный перезвон.

Но как можно было запомнить звоны, как их записать? Нот­ной записи тогда не существовало. Чтобы легче было запомнить колокольные перезвоны, разнообразную колокольную музыку, звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят под тот или иной звон. Послушайте, какие существовали по­певки.(Педагог демонстрирует мелодии разного ритма, подыгрывая себе колокольчиками.)

«Пеки блин — дров нет, пеки блин — дров нет» — этот звон ныл медленным, четвертными и половинными нотами. Второй шон более подвижный: «А мы вас обокрали, а мы вас обокрали». 11аконец, последний звон исполнялся скороговоркой: «А мы зна­ем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем». Вот как они звучали целым оркестром. Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов на колокольне Ивана Великого назывался «Медведь», а другой — «Ревун».

— Как вы думаете, какими голосами звонили «Медведь» и «Ре­вун»? (Ответы детей.)

Правильно, низкими, громкими, тяжелыми. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда ют угрожал русской земле. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В древней Мо­скве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого, потому что с нее днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. При какой-либо угрозе позорные били в большой колокол. Голос колокола возвещал об опасности.

— Всем нам хорошо известна народная песенка о том, как загорелся кошкин дом. Кто напомнит ее начало? (Ответы детей.)

Верно, она начинается словами «Бом-бом, тили-бом, загорел­ся кошкин дом». Обратите внимание: начальные слова «бом-бом» имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.

2. «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского - слушание музыки

Послушайте начало знакомой вам увертюры композитора М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Это вступление к одной из опер композитора. Представьте себе, как в театре под звуки этой музыки раскрывается занавес и перед зрителями пред­стает пейзаж раннего летнего утра. Над рекой поднимается густой туман и обволакивает все вокруг. Но среди этого тумана мы слы­шим удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное — перезвон колоколов. Богата была на монастыри и храмы русская столица. И почти каждый храм имел свои колокола. Их голоса, сливаясь в едином порыве, создавали удивительный ансамбль, который попытался отразить композитор звуками симфониче­ского оркестра.

(Слушание начального отрывка из увертюры М.П. Мусорг­ского «Рассвет на Москве-реке».)

— Какая картина предстала в вашем воображении, пока зву­чала увертюра М.П. Мусоргского?

Вы услышали могучее тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов.

IV. Повторение и дальнейшее разучивание песни, покуплетные метроритмические движения

(Повторение песни «Ах вы, сени, мои сени» и исполнение 1—3-го куплетов.)

— Как менялись куплеты по своей динамике?

— Назовите обозначения динамики в каждом куплете. (Разучивание 4-го куплета.)

4.   Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко

На родимую сторонку, где мой батюшка живет.

— В какой динамике будет спет последний куплет? (Форте.)

— Чтобы подчеркнуть, что этот куплет завершает всю песню, в его финале надо сделать замедление. Спойте куплет с нуж­ным окончанием.

— Какая эта песня по своему характеру? (Плясовая, игровая.) Поэтому будет интереснее, если вы ее исполните с танцеваль­ными движениями — разными в каждом куплете. Посмотрите, какими могут быть движения во время пения этой песни.

Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решетчатые.

(Плавно руки в стороны, потом на пояс 2раза.)

Выходила молода за новые ворота,

За новые, кленовые, за решетчатые. (Руки на пояс, повороты с поочередным выставлением каждого плеча вперед.)

Выпускала сокола из правого рукава.

Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко. (Вращающие движения кистями одна вокруг другой с одновременным подниманием рук вверх.)

Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко

На родимую сторонку, где мой батюшка живет. (Помахивания кистями рук, поднятых вверх.) (Легкие хлопки в ладоши. На последней строчке руки вниз, описывая полукруг, и хлопок в ладоши.)

Последнее исполнение этой песни сегодня будет с исполь­зованием русских народных шумовых инструментов. (Раздача шумовых инструментов и исполнение песни.)

V. Русские народные инструменты - повторение

— Посмотрите на картину художника В. Васнецова, разме­щенную на доске. Здесь изображены музыканты. На каких инструментах они играют? (На гуслях.)

— Что это за инструмент — струнный или духовой?

— Какой герой русской былины из оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова играл на гуслях?

— Как называются такие музыканты? (Гусляры.)

Посмотрите, три музыканта на этой картине разного возрас­та. Почему художник изобразил на одной картине совсем молодого юношу, человека средних лет и старика? (Ответы детей.)

Художник хотел показать, что у них разные по высоте го­лоса, и поэтому песня, которую они исполняют, звучит на три голоса.

— Какими голосами, на ваш взгляд, обладают певцы? (У юно­ши тенор, у человека средних лет баритон, у старика бас.)

Где находится руководитель гусляров — с краю или в цен­тре? (Скорее всего, это пожилой человек, который сидит в центре, у него наиболее уверенный вид, сразу чувствуется, что у него самый большой музыкальный опыт.)

— Какую песню поют гусляры — веселую или серьезную? (Серьезную, это видно по их лицам.)

Возможно, они выступают в тереме князя и поют песню о по­двигах его войска, о могучих богатырях — защитниках Родины.

— Какой русский народный инструмент считается самым по­пулярным? (Балалайка.)

Балалайка стала особенно известной с конца XIX в., когда русский музыкант по фамилии Андреев заинтересовался этим инструментом и стал обучать игре на нем. Чтобы увеличить чис­ло балалаечников в России, Андреев добился разрешения обучать игре на ней солдат. И потом, когда у солдат оканчивался срок службы, каждый из них, уезжая к себе домой, получал балалайку в подарок. Вот так этот деревянный струнный инструмент стал хорошо известен по всей стране. Андреев создал целый оркестр, состоящий из русских народных инструментов.

Вторым по популярности русским народным инструментом является гармошка, а также ее более сложный вариант — баян.

Баян — духовой инструмент, звук из него извлекается благо­даря тому, что музыкант растягивает и сжимает меха — среднюю часть инструмента.

— К какой группе инструментов относится балалайка? баян?

VI. Слушание музыки

— Вам приходилось слушать пьесы из сборника композитора П.И. Чайковского «Детский альбом». Какие пьесы из это­го сборника вы знаете? («Марш деревянных солдатиков», «Мама», «Зимнее утро».)

В этом сборнике есть забавная пьеса для фортепиано, но в зву­ках музыки вы услышите подражание переборам гармошки. Запи­шите название пьесы и ее автора: «"Мужик на гармонике играет", композитор П.И. Чайковский».

— На каком инструменте исполнялась пьеса?

— Звуки какого инструмента передает фортепиано?

— Были в этой авторской музыке признаки народности? (Да. Композитор сочинил напев, очень близкий к настоящим на­родным переборам, которые можно сыграть на гармошке или баяне.)

— Вторая пьеса из сборника «Детский альбом» называется «Камаринская». Запишите в тетрадях ее название: «"Кама­ринская", композитор П.И. Чайковский».

«Камаринская» - русская народная плясовая песня. П.И. Чай­ковский использовал в этой пьесе настоящий народный напев. Обратите внимание на то, как меняется скорость музыки. Чтобы вам легче было слушать мелодию «Камаринской», запомните сло­ва, которые можно подпевать на звучание лейтмотива:

Пусть сегодня будет весело у нас,

Под «Камаринскую» все пустились в пляс.

М. Давыдова

— Повторите эти слова все вместе хором. Теперь слушайте пьесу и подпевайте ее основной мелодии.

— Как менялся темп музыки? (Постепенно ускорялся к концу.) Кажется, что люди, которые танцуют «Камаринскую», все больше и больше увлекаются танцем, их пляска становится все горячее, и это слышно в самой музыке.

— Какой народный инструмент лучше всех подошел бы для сопровождения мелодии «Камаринской»? (Балалайка.)

— Как народность обозначена в этой пьесе?

VII. Актуализация знаний - средства музыкальной выразительности

— Вы повторили то, что знали про колокольные звоны. Но на прошлом уроке шла речь не только о больших, мощных ко­локолах с гулким и громким голосом. О каких еще колоко­лах вы слушали музыку? (О маленьких колокольчиках.)

— Какой звон у таких колокольчиков?

— Какой романс вы слушали о звоне дорожного колокольчика?

— О чем говорилось в этом романсе? (Ответы детей.) Песня ямщика вместе со звоном дорожного колокольчика вызвала у путника волну воспоминаний, которые растрогали его до слез.

И припомнил я ночи другие,

И родные поля и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

В прошлой четверти вы слушали пение великого русского певцa Сергея Яковлевича Лемешева. Сегодня вы снова услышите его голос.

— Как называется голос, которым пел С.Я. Лемешев? (Тенор.)

— Что это за голос — тенор? (Высокий мужской голос.)

— Представьте себе, что вы оказались в концертном зале на выступлении С.Я. Лемешева. Сядьте удобно и приго­товьтесь внимательно прослушать в исполнении этого пев­ца романс А. Гурилева «Колокольчик». (Прослушивание романса.)

— В основе этого романса лежит простой вальсовый ритм. Но певец спел романс не нудно, а разнообразно. Как ме­нялось исполнение куплетов певцом? (Менялось по темпу и силе звука.)

Пение мастера действительно может завораживать и вызывать у человека разнообразные воспоминания. Такова волшебная сила музыки. Послушайте, как об этом сказано в стихотворении.

Стихия музыки — могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Е. Винокуров

— Назовите фамилию певца, исполнившего романс «Коло­кольчик».

— Какой жанр использовал композитор для создания этого романса?

VIII. «Как у наших у ворот» - повторение песни

(Повторение и исполнение русской народной песни «Как у наших у ворот» в унисон и с инсценировкой.)

IX. Знакомство с новым материалом

— Послушайте украинскую народную песню «Веснянка».

(Педагог исполняет песню «Веснянка».)

Не правда ли, у этой песенки простая, незатейливая мелодия, которая постоянно повторяется. В песне использован украинский вариант имени Иван — Иванко.

— Были в этой короткой песенке распевы слогов? (Да.) Послушайте ее еще раз и запомните слова и мелодию. (Педагог повторяет исполнение песни.)

— Как вы думаете, почему у песни такое название? («Веснянка» исполнялась в начале весны как призыв к солнышку сильнее греть землю, чтобы поскорее пришло тепло.)

(Школьники исполняют «Веснянку» вместе с педагогом.) На основе этой простенькой народной мелодии композитор П.И. Чайковский создал финал своего знаменитого 1-го Концер­та для фортепиано с оркестром. Запишите в тетрадях два назва­ния музыкальных произведений: «Украинская народная песня "Веснянка". Финал 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского».

— Послушайте, как звучит в финале 1 -го Концерта П.И. Чай­ковского тема «Веснянки».

(Слушание начала финала концерта.)

— Как называется песня, мотив которой звучит в финале 1-го Концерта П.И. Чайковского?

— Какой инструмент сначала исполняет мотив «Веснянки»?

— Как переходит основная мелодия в концерте для солирую­щего инструмента и оркестра?

- Какой характер у народной песни «Веснянка»? (Робкий, простой, негромкий, веселый, просящий.)

— Какой характер музыки в финале 1-го Концерта П.И. Чай­ковского? (Бурный, бойкий, блестящий, кипучий, стреми­тельный.)

Из скромного народного напева композитор создал порази­тельное по красоте произведение, которое вот уже полтора столе­тия пианисты не устают играть, а зрители — слушать.

X. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают текст для импровизации, обсу­ждают особенности будущей мелодии и показывают свои ва­рианты.)

Бежит дорожка лыжная,

Бежит лыжня.

И в школу нам опаздывать

Никак нельзя.

Н. Логинов

XI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

- Назовите инструменты русского народного оркестра.

- Какой музыкальный жанр использовал композитор в ро­мансе «Колокольчик»?

XII. Рефлексия

- Какие народные инструменты вы знаете?

- Какие народные песни вы сегодня исполняли?

- В каких авторских произведениях вы слушали звучание ко­локолов?

- Хор из кантаты «Александр Невский» и финальный хор из оперы «Иван Сусанин» сопровождаются звучанием колоколов. Как звучит колокол в хоре из кантаты и как — в финале оперы? (В кантате звон колокола тревожный, набатный, в финале оперы колокола звучат торжественно, празднично.)

- В каких музыкальных пьесах П.И. Чайковского есть подра­жание звучанию народных инструментов?

- Какой характер музыки романса «Колокольчик»?

- В исполнении какого певца вы слушали романс «Коло­кольчик»?

- Что вы знаете о певце С. Лемешеве?

- Напев какой народной песни звучит в финале 1-го Концер­та для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского?

- Сравните характер народной песни «Веснянка» и финал 1-го Концерта П.И. Чайковского.

XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени»;

• романс «Колокольчик» композитора А. Гурилева;

• начало увертюры «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусорг­ского.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет