Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: в игровой форме провести подведение итогов четверти; повторить изученный материал и знакомые термины; исполнить выученные музыкальные произведения; прослушать сочинения с положительной реакцией; дать музыкальное задание на кани­кулы.

Планируемые результаты: учащиеся продемонстрируют при­обретенные во II четверти музыкальные знания и умения; испол­нят изученные песни в разных вариантах; повторят приемы дири­жирования в разных характерах.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание и выходят из него после урока под собственное исполнение песни Ф. Шуберта «В путь».

Оформление доски: карта музыкальной страны А.С. Пуш­кина, на которой отмечают пункты: «Народная музыка», «Ня­нины сказки», «Лицейская дружба», «Зимняя дорога», «Три чуда», «Замок Черномора» (лучше, если карта будет изображена на большом листе ватмана с помощью аппликации из фольги, объемных предметов и т. д. Из бумаги вырезают изображение шмеля, снабженное булавкой с тем, чтобы его можно было пе­ремещать по «Карте музыкальной страны»); книга сочинений А.С. Пушкина с иллюстрациями или отдельные иллюстрации к его произведениям; портреты композиторов П. И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова; шумовые музыкальные инструменты.

Ход урока

I. Пояснение темы урока

Сегодняшний урок музыки последний в этой четверти, поэтому мы должны повторить все то, что узнали о музыке за это время. Нас ждет сюрприз, потому что обобщающий урок вы проведете и форме игры. Посмотрите на доску — прочитайте название карты, которая на ней вывешена. (Школьники хором читают: «Карта музыкальной страны Л.С. Пушкина».)

В этой четверти вы знакомились с произведениями, которые пыли тесно связаны с именем и творчеством А.С. Пушкина. По­грому сегодня большинство произведений можно выстроить так, что они расскажут нам о жизни А.С. Пушкина, но по-своему — музыкальным языком. А оставшиеся произведения, которые вы разучили в течение II четверти, вы вспомните и пропоете просто гак, потому что они вам понравились.

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

- Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Музыкаль­ная страна А.С. Пушкина».

Мы перелистаем страницы сказок АС. Пушкина с помощью музыки, вы вспомните сочинения, которые написали великие русские композиторы на стихи А.С. Пушкина и по сюжетам его книг. (Педагог демонстрирует портреты композиторов.)

- Вспомните, кто из композиторов изображен на этих порт­ретах, и назовите их фамилии.

- В этой музыкальной стране нам необходим помощник. Крибле, крабле, бумс! Вот наш помощник. (Педагог делает пассы руками, а потом достает силуэт шмеля.) Нам поможет найти верную дорогу волшебный шмель из сказ­ки о царе Салтане. В этого шмеля, как вы помните, превращался князь Гвидон.

III Народная музыка - повторение

(Педагог прикрепляет шмеля в первом пункте карты — «На­родная музыка».)

Начнем наше путешествие по этой музыкальной стране с рассказа о том, что Пушкин любил слушать русские народные песни. Александр Сергеевич специально приезжал на народ­ные ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники-певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляньях и праздниках. Вот почему многие стихи самого Пушкина так похожи на народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, вы хорошо знаете и сейчас послушаете. Она написана для романа в стихах «Евге­ний Онегин». (Педагог демонстрирует издание или иллюстрацию к этому произведению.)

Великий русский композитор П. И. Чайковский сочинил по роману Пушкина оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрас­ной музыке.

— О каком хоре я веду рассказ? («Девицы, красавицы».)

— Спойте начало этого хора. Когда в опере звучит этот хор? (Девушки собирают ягоды и поют песенку о том, как весело и шумно они любят играть.)

Петр Ильич Чайковский придумал для стихов Пушкина ме­лодию, тоже очень напоминающую народную - бесхитростную, запоминающуюся, но мелодичную и светлую. Итак, хор «Деви­цы, красавицы» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по роману Пушкина.

(Слушание и пение классом начала хора «Девицы, красавицы» П.И. Чайковского.)

IV. Песни и романсы - повторение, исполнение

— Следующий пункт нашего путешествия называется «Няни­ны сказки».

(Педагог переставляет шмеля в нужное место.)

— Что вы знаете о няне А.С. Пушкина? Разве няня Пушкина сочиняла музыку? (Ответы детей.)

Пушкин посвятил своей няне Арине Родионовне немало сти­хов, в которых ласково называет ее подругой, голубкой. Благодаря своей нянюшке Пушкин записал сюжеты многих народных ска­зок. А стихи, которые он ей посвятил, стали песнями.

— Предлагаю перейти в следующий пункт на нашей карте — «Лицейская дружба».

Пушкин получил хорошее образование. Он окончил лицей, где в годы учебы и начал сочинять стихи. Есть одно стихотворение Пушкина о его няне, которое вы все хорошо знаете. Начнем его читать все вместе.

(Класс и педагог читают начало стихотворения «Зимний ве­чер».)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,                        

To, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

— Почему это стихотворение оказалось очень музыкальным? (На его слова написано сразу несколько романсов.)

Верно, и музыку к одному из романсов сочинил друг Пуш­кина, с которым он вместе учился в лицее, — Михаил Яковлев. Давайте послушаем романс «Зимний вечер» и споем его.

В гости к Пушкину, который находился в ссылке в селе Михайловское, чтобы скрасить длинные зимние вечера, приезжали его друзья по лицею. Добираться до места на лошадях по зимней дороге, проводя по многу часов в санях, было нелегко. Вот как описывал зимнюю дорогу сам поэт. (Педагог читает начало стихотворения А.С. Пушкина «В поле чистом серебрится...».)

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки,

Звуки песни удалой.

Сейчас наш шмель перелетает в новую точку музыкальной страны — «Зимняя дорога». Вы слушали народную песню «Зимняя дорога» на слова А. С. Пушкина.

— Вспомните ее и вместе со слушанием музыки спойте.

V. Слушание музыки, штрихи - повторение

— Какое время года АС. Пушкин любил больше всего? (Осень.)

— Какие музыкальные произведения, в которых говорится об осенних пейзажах, вы слушали? (Пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке».)

— Послушайте пьесу «Октябрь. Осенняя песнь», покажите руками движение ветра и листопад. (Прослушивание начальных тактов пьесы.)

— Настала очередь второй пьесы - «Ноябрь. На тройке». Пусть наша поездка на тройке станет похожа на настоя­щую — помогите звону бубенцов игрой на треугольнике, колокольчиках и погремушках.

(Педагог раздает инструменты, проводится прослушивание пьесы с подыгрыванием.)

Теперь шмель перелетает в следующую точку на карте, и мы оказываемся в музыкальной сказке под названием «Сказка о царе Салтане». Оперу на сюжет этой сказки написал великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Одно из самых известных мест оперы — отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы по­мните, какие чудеса там совершает лебедь. Первое чудо — белочка. (Педагог открывает страницу книги с нужной иллюстрацией и читает отрывок.)

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

— Послушайте, как музыка нарисует вам эту волшебную бе­лочку. Какой музыкальный инструмент исполнит ее глав­ную партию? (Флейта.)

— Какой музыкальный штрих вы бы избрали для создания портрета белочки — легато, нон легато, стаккато? (Конечно, стаккато.)

«Стаккато», «стаккато» — короткие звуки

Доносятся ясно, как будто бы руки

Их стук отбивают отрывисто, четко,

И ноги запрыгали в острой чечетке.

М. Давыдова

А еще вы услышите в мелодии напев русской народной песни, упомянутой Пушкиным, - «Во саду ли, в огороде». Споем начало этой песенки вместе со мной.

(Класс вспоминает напев.)

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

(Слушание отрывка «Белка».)

— Прослушаем отрывок о втором чуде этой сказки. (Педагог открывает страницу книги с нужной иллюстрацией и читает отрывок.)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

В этом отрывке из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» мы услышим призывный голос трубы, она возве­стит о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразит их тяжелую богатырскую поступь. Богатыри идут издалека, и музыка будет звучать чуть слышно. Но постепенно она начнет усиливать­ся — это богатыри подходят все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише. (Слушание отрывка «Богатыри».)

- С помощью какого музыкального штриха композитор на­рисовал образ богатырей — легато, стаккато или нон легато? (Нон легато.)

Раз-два, четким шагом,

Дружно всем отрядом

Отобьем, ребята,

Штрих мы «нон легато».

М. Давыдова

Последнее чудо в этой сказке - лебедь, который превратился в прекрасную царевну: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Вот мы и послушаем музыку, рисующую Царевну Лебедь.

(Педагог показывает иллюстрацию в книге иди репродукцию картины М. Врубеля «Царевна Лебедь».)

— Каким музыкальным штрихом будет нарисована Царевна Лебедь? (Легато.)

На море легко ветерочек играет

И волны чуть-чуть над водой поднимает,

И если мы спеть это в песне хотим,

Конечно, «легато» к нам в класс пригласим.

М. Давыдова

Сначала композитор показывает нам образ птицы, плывущей по волнам: звуки оркестра рисуют всплески воды, которую стря­хивает с себя лебедь. А потом мы услышим, как мелодия станет похожей на привольную русскую песню. Это тот момент, где пти­ца обернется прекрасной девушкой. (Слушание отрывка «Царевна Лебедь».)

VI. Музыкальные штрихи - обобщение, вокальная импровизация

Вы услышали звучание музыкальных примеров, где показано исполнение мелодии разными штрихами. Теперь вам надо вообразить, какой может быть мелодия на тот или иной художественный образ и каким штрихом вы ее можете исполнить — легато, стаккато или нон легато. Фразу, которую я произнесу, надо спеть нужным штрихом, сочинив вокальную импровизацию.

(Педагог называет фразу, школьники выбирают для нее музы­кальные штрихи и импровизируют нужный мотив.)

Плывет по реке лодочка. (Легато.) Идет отряд по дороге. (Нонлегато.) Скачет зайчик по лесу. (Стаккато.) Колышется хлебное поле. (Легато.) Забиваем молотком гвозди. (Нон легато.) Плавает лебедь. (Легато.) Ходит слон. (Нонлегато.) Скачет воробей. (Стаккато.)

Теперь встаньте и покажите в движении все эти три вида разных музыкальных штрихов. Покажите, как вы ходите под звуки марша. Что это за музыкальный штрих? (Нон ле­гато.)

— Теперь пройдитесь на цыпочках, осторожно, словно вы боитесь кого-то разбудить. Что это за музыкальный штрих? (Стаккато.)

— Осталось пройти медленно, плавно, словно в русском хо­роводе. Какой музыкальный штрих вы используете? (Ле­гато.)

VII. Слушание музыки - продолжение

(Слушание отрывка «Полет шмеля» можно включить в урок по желанию преподавателя.)

В опере «Сказка о царе Салтане» есть музыкальный отры­вок, где говорится про нашего шмеля, в которого превращался князь Гвидон. Эта музыкальная пьеса так и называется — «По­лет шмеля». Вы можете представить себе, как жужжит шмель? Наверное, это легко сделать. Ведь каждый из нас отмахивал­ся когда-нибудь от надоедливого шмеля или комара. Жужжит и жужжит, то справа, то слева, то тише, то громче, а никак его не поймаешь. В пьесе «Полет шмеля» композитор покажет нам, как может жужжать шмель. Только сделает он это с помощью инструментов симфонического оркестра. Обратите внимание: основной мотив пьесы строится на быстром повторении одних и тех же нот. Пьеса очень быстрая, и мелодия постоянно ме­няется. Она то звучит низко, басовито, будто шмель жужжит где-то возле вас, то вдруг взмывает вверх и становится высокой, пронзительной. (Слушание пьесы «Полет шмеля».)

— Посмотрите, на нашей карте остался последний пункт. Он называется «Замок Черномора». Имя Черномора мы уже упоминали в нашем путешествии. Вспомните, когда это имя уже звучало сегодня. (Ответы детей.)

Когда вы вспоминали о чудо-богатырях, которые из моря выходили, то упоминали военачальника по имени Черномор. Но в произведениях Пушкина два Черномора. Один — добрый, гго дядька Черномор из сказки о царе Салтане. А другой — злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила». Этот Черномор похи­тил прекрасную девушку по имени Людмила и силой волшебства перенес ее в свой дворец.

Послушайте отрывок, который так и называется — «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: снача­ла грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия — высокая и звонкая, в исполнении колокольчи­ков — напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

— Какой композитор написал оперу на сюжет поэмы Пушки­на «Руслан и Людмила»?

Посмотрите на изображение декорации к опере «Руслан и Людмила» с волшебным замком Черномора. Звон колокольчи­ков повторите вашими инструментами — колокольчиками и тре­угольником. (Педагог показывает иллюстрацию к поэме, идет слушание «Марша Черномора» М.И. Глинки.)

Наше путешествие по музыкальной стране подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений Пушкина и вспомнили музыку, написанную русскими композиторами на стихи поэта и по сюжетам его произведений. Жаль только, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам, обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.

По произведениям Пушкина сочинены оперы, балеты, ора­тории, произведения для разных инструментов. Ребята, когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его про­изведений есть еще и вторая жизнь — в музыке.

VIII. Исполнение песни

В этой четверти вы разучили песню Ф. Шуберта «В путь». Да­вайте исполним ее полностью с элементами двухголосия.

IX. Повторение понятия о проекте

(Школьники читают в тетрадях записи поэтапного создания проекта, учитель дает разъяснения по вопросам учащихся.)

X. Новогоднее напутствие перед каникулами

Прошу вас во время каникул не забывать слушать хорошую музыку, а также повторяйте дома песни, которые вы разучили на уроках. Если у вас дома будет праздник, придут гости, то про­пойте им эти песни и научите их петь вместе с вами.

XI. Гигиенические рекомендации

Зимние каникулы приходятся на самое холодное время года — пик зимы. Вероятно, вы будете много гулять на свежем воздухе, и это прекрасно. Прошу вас только запомнить, что хо­лодный воздух может неблагоприятно повлиять на ваше горло. Поэтому постарайтесь во время прогулок или занятий спортом громко не кричать, чтобы не повредить голосовые связки. И еще вредно во время сильных холодов кушать на улице мороженое. Да­вайте договоримся: если вы купили мороженое, то принесите его домой и там не торопясь съешьте. Словом, постарайтесь беречь ваше горло — оно вам еще очень понадобится на уроках музыки. А в целом я желаю вам веселых и запоминающихся каникул!

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет