Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: провести повторение выученных песен и частушек; ис­полнить песню-поздравление; повторить правила двухголосного пения; сделать анализ пьес, определив музыкальный характер об­разов; творческая работа — создание индивидуальных проектов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосно­му исполнению распеваний; приобретут выносливость во время долговременной певческой работы; запомнят лейтмотивы музы­кальных сочинений, особенности творческих приемов одного композитора в его разных сочинениях; отработают манеру пения частушек; познакомятся с темами проектов.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание песни «В путь» композитора Ф. Шуберта, выходят из него после урока под собственное исполнение хора «Девицы, красавицы» композитора П.И. Чайковского.

Оформление доски: репродукции с изображением народных гуляний, вида Венеции; портреты композиторов П.И. Чайков­ского, М.И. Глинки, Ф. Шуберта; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

Ход урока

I. Музыкальная разминка, повторение правил певческой позиции

(Повторяются распевания, которые школьники разучивали и повторяли в течение II четверти.)

II. Народность в музыке - повторение понятия

— Как может проявляться народность в авторской музыке?

— На прошлом уроке вы слушали отрывки из оперы компо­зитора П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Кто может вспомнить названия этих отрывков?

— Послушайте основные мелодии хоров «Уж как по мосту, мо­сточку» и «Девицы-красавицы», спойте их вместе со мной.(Повторение лейтмотивов и текстов хоров.)

— Теперь послушайте эти хоры в записи. Прошу вас подпе­вать исполнителям. Обратите внимание на художественные особенности этих двух отрывков.

— Что общего у этой музыки? (Создана одним композитором, звучит в одной опере.)

В чем разница между этими двумя хорами?

— Кто исполнял хоры?

— Какие штрихи нужны для их исполнения?

— Как проявилась народность в музыке этих хоров?

— Отрывок из какой оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова вы слушали?

— Расскажите об элементах народности в отрывке «Три чуда».

— Каждое из трех чудес представлено в своей манере исполне­ния. Расскажите, какие штрихи нужны для показа белочки, богатырей и Царевны Лебеди. (Белочки - стаккато, бога­тырей — нон легато, Царевны Лебеди — легато.)

— В какой опере звучит этот отрывок и кто ее автор?

— Послушайте мелодию песни и вспомните ее название.

(Педагог исполняет мелодию песни М. Яковлева «Зимний вечер».)

— В чем проявляется народность этой песни?

— Спойте вместе со мной эту песню.

— Каким музыкальным штрихом поется песня «Зимний вечер»?

III. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Музыкаль­ные характеры».

— Какие вы знаете музыкальные произведения, в которых ярко проявляются черты характера музыкального образа?

— Какой характер рисует П.И. Чайковский в хоре девушек?

— Какие характеры у образов трех чудес в опере «Сказка о царе Салтане»?

— С помощью чего музыка показывает характер музыкаль­ного образа? (С помощью средств музыкальной выразитель­ности.)

IV. «В путь» - повторение, исполнение

(Повторение 3—5-го куплетов песни «В путь». Отрабатывают исполнение нужных куплетов с двухголосным звучанием.)

— Какой характер этой музыки?

— Как передается нужный характер средствами музыкальной выразительности?

— Каким основным музыкальным штрихом вы поете эту пес­ню? (Легато.)

Прошу вас подняться и спеть песню «В путь», как на кон­церте.

— Теперь послушайте, как это произведение исполняет певец С.Я. Лемешев.

(Просмотр видеозаписи.)

— Что вы знаете о певце С.Я. Лемешеве? В каком театре он работал?

— Что вы знаете о композиторе Ф. Шуберте?

V. Знакомство с новым материалом

1. «Вальс» Ф. Шуберта

Вы знаете, что главным жанром композитора Ф. Шуберта была песня. Но еще он создал много пьес для исполнения на фор­тепиано, и начинающие исполнители часто играют его несложные вальсы, прелюдии или музыкальные моменты.

— Сейчас вы послушаете вальс Ф. Шуберта. Запишите в те­традях название произведения и его автора: «Вальс Ф. Шу­берта».

— Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился своими вальсами. Для чего предназначалась музыка этого жанра? (Для танцев.)

Такие танцевальные пьесы сочинял и Ф. Шуберт. Обычно их мелодии возникали у него на вечерах-«шубертиадах», на балах пли загородных прогулках. Там он импровизировал, сопровождая ганцы или просто радуя своей игрой друзей. Жаль, что не все свои музыкальные пьесы он успевал записывать. Но вот один из его вальсов (си-минор) наверняка знают юные музыканты. Этот вальс несложен, в начале у него особенное светлое, мягкое звучание, мы слышим минорный лад. Но в середине вальс меняет свою то­нальность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным.

(Прослушивание вальса си-минор.)

— Сколько частей в этом произведении?

— Чем отличались части друг от друга?

— Повторялась ли первая часть в конце?

— Как называется такая музыкальная форма? (Трехчастная репризная.)

2. Романс «Венецианская ночь» М.И. Глинки

— Какие произведения русского композитора М.И. Глинки вы знаете?

М.И. Глинка — основоположник русской классической музы­ки. Как А.С. Пушкин создал основы русского языка, на котором говорим мы с вами, так М.И. Глинка создал основы русского му­зыкального языка. Эти два великих человека жили в одно время — и начале XIX в., недаром их имена часто упоминают вместе. Вот как об этом говорится в стихах.

Музыка (отрывок)

Среди имен, что дороги нам с детства,

В чьих звуках гордость родины слышна,

Есть два особо дорогих для сердца —

То Пушкина и Глинки имена.

Н. Рыленков

На сюжет какой сказки А.С. Пушкина композитор М.И. Глинка создал оперу?

У А.С. Пушкина и М.И. Глинки даже дни рождения рядом: Пушкин родился 6 июня, а Глинка — 1 июня. Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это слов­но определило жизненный путь ребенка — быть ему музыкантом.

Музыка М.И. Глинки полна народности, музыковед В.В. Ста­сов пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не су­ществуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России». Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему Глинка считается первым русским композитором-классиком.

Но профессионально музыке М.И. Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель». В память о своем пребывании в Италии Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».

Посмотрите на рисунок — на нем изображен итальянский го­род Венеция. Это очень необычный город, вместо улиц там ка­налы, по которым люди передвигаются на лодках. Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка». И в Венеции принято, чтобы лодочник, управляя такой баркой, непременно пел песни - баркаролы. Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника».

Свой романс «Венецианская ночь» М.И. Глинка сочинил в жанре баркаролы, вы услышите в музыке переливы волн, звуки воды, которая стекает с весел.

И еще Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском кар­навале и пойдет речь в романсе М.И. Глинки.

— Запишите название произведения: «"Венецианская ночь", романс-баркарола М.И. Глинки».

— Послушайте начало этого романса.

Ночь волшебная дышала

Светло-южною красой,

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной.

Окружен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Слова И. Козлова

— Вслушайтесь не только в музыку этого романса, но и в его слова. Когда вы услышите новое для вас слово «баркарола», посмотрите на меня.(Прослушивание романса.)

— Какой характер музыки этого романса? (Изящный, изыскан­ный, утонченный, нежный.)

— Какие вы услышали изобразительные детали, показанные музыкой?

— В каком жанре сочинил композитор этот романс?

— Как переводится слово «баркарола»?

— В каких жанрах создавал музыку М.И. Глинка?

— Какая музыка М.И. Глинки вам запомнилась больше всего?

— Какие штрихи нужны для исполнения романса «Венециан­ская ночь»? (Стаккато, легато.)

— Что рисует сопровождение к романсу?

— В каких еще произведениях музыка передает звуки воды? («Царевна Лебедь», «В путь».)

VI. Метроритмические движения с изменением их динамики

— Повторите слова, которые вы поете на лейтмотив «Польки» М.И.Глинки.(Повторение текста.)

— Спойте «Польку» М.И. Глинки со словами. (Класс исполняет произведение.)

— Прошу вас подняться со своих мест и исполнить «Поль­ку», добавив к ней еще и танцевальные движения — под­скоки.(«Полька» исполняется с движениями. Повторение детского диско-танца.)

VII. Песня-поздравление - повторение, исполнение

— Помните, в прошлой четверти вы разучили специальную песню для поздравления ребят в день рождения? Как на­зывается эта песня? («Песенка зверей».)

Давайте повторим ее и поздравим наших именинников. Ка­кие действия вы выполните во время пения этой песенки? (Игру на скрипке.)

Каким жестом надо дирижировать этой песней? (Легким, кистевым.)

Спойте песню, дирижируя, а во время проигрыша показывая воображаемую игру на скрипке. Исполним эту песенку весело, но в то же время торжественно!

(Назначение дирижеров, исполнение песни.) Дорогие именинники, мы всем классом поздравляем вас с ва­шим замечательным праздником — днем рождения! Пусть вы его отмечаете в разные дни, но мы сейчас желаем всем вам хорошего здоровья и отличной учебы!

VIII. Частушки - повторение

— На прошлом уроке вы вспоминали веселые короткие пе­сенки. Как они назывались? (Частушки.)

— Почему эти песенки получили такое название?

Частушки можно петь и как некоторые другие русские народ­ные песни — с запевалой. Сначала один певец поет всю частушку целиком, а потом хор повторяет две последние строчки. Испол­ните частушку с запевалами. Вот тексты новогодних частушек, которые вы слушали и пели на прошлом уроке. Пусть они сегодня прозвучат еще раз.(Педагог распределяет частушки среди групп исполнителей.) Вам даем 2—3 минуты для повторения частушек, спойте их негромко каждый в своей группе, чтобы не запинаться при про­изнесении текста.

Теперь каждая группа будет исполнять свою частушку, а потом класс всем дружным хором окончание этой частушки пропоет еще раз. Так у нас и получится пение с запевалами.

IX. Понятие о проекте - повторение

— Прочитайте в тетрадях все, что вы записали о проекте. Кто для себя уже решил, что он будет работать над проектом?

— Выбрана ли вами тема для проекта? Сегодня надо записать продолжение этапов работы над проектом. (Школьники записывают остальные этапы работы над проек­том, педагог поясняет каждый пункт.)

1. Как изложить гипотезу.

Гипотеза — это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Гипотезы начинают­ся словами «предположим», «допустим», «возможно, что», «если». Например, гипотеза по теме «Музыка в нашей жизни» может зву­чать так: «Если школьник любое событие будет сопровождать му­зыкой, то у него повысится интерес к самой жизни».

2. С чего начать работу.

Надо задать себе вопросы: что я знаю об этом? Какие су­ждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о предмете моего иссле­дования?

3. Как провести эксперимент.

Провести эксперимент — значит выполнить какие-то действия г предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. В состав эксперимента может войти проведение анкетирования (в начале), а затем опроса (в конце). По итогам анкетирования надо сделать выводы.

Теперь вы знаете этапы работы над проектом. В течение зимних каникул вы можете начать над ним трудиться. Конечно, вам будут помогать взрослые — и я, и ваши родители.

X. Вокальная импровизация - повторение, исполнение

(Покуплетное повторение импровизации на текст стихотво­рения С. Есенина «Пороша».)

— Какие музыкальные штрихи вы использовали?

— Кто готов спеть полностью импровизацию всего стихотво­рения?

XI. Повторение изученного

(Повторение и исполнение заключительного хора из оперы «Муха-цокотуха».)

— Как отличалась музыка, которая рисовала разных героев оперы?

— Какие музыкальные штрихи вы использовали во время пе­ния хора?

XII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Чем необычен город Венеция?

— Какие бывают музыкальные штрихи?

XIII. Рефлексия

— Какие отрывки из оперы П. И. Чайковского «Евгений Оне­гин» вы слушали и исполняли?

— Расскажите о сходстве двух хоров — «Уж как по мосту, мо­сточку» и «Девицы, красавицы».

— Расскажите, чем отличаются друг от друга эти два хора.

— Какие авторские произведения с признаками народности вы знаете?

— Кто сочинил слова к романсу «Зимний вечер»?

— Что вы знаете о композиторе М.И. Глинке?

— Какие классические жанры русский музыки принадлежат М.И.Глинке?

— Почему имена А.С. Пушкина и М.И. Глинки ставят рядом?

— Что означает слово «баркарола»?

— Чем необычен город Венеция?

— Какой характер выбрал М.И. Глинка для своего романса «Венецианская ночь»?

— Какие изобразительные моменты присутствуют в музыке этого романса?

— Какие штрихи нужны для его исполнения?

— Какие штрихи были нужны для хора из оперы «Муха-цоко­туха»?

XIV. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• романс «Венецианская ночь» М.И. Глинки;

• песня «В путь» Ф. Шуберта;

• начало хора из оперы «Муха-цокотуха» М. Красева.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет