Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: отработать технику двухголосного пения в распевании; познакомить с приемами двухголосия в песне; провести анализ средств музыкальной выразительности на примерах музыкальных портретов; обобщить знания о народности в профессиональной музыке; завершить знакомство с образами вокальной импрови­зации.

Планируемые результаты: учащиеся научатся разным видам двухголосия; повторят знакомые произведения; закрепят понятие «народность в музыке»; расширят умения импровизационного вокализирования.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание песни «В путь» Ф. Шуберта, выходят из него после урока под собственное исполнение хора «Девицы, красави­цы» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.

Оформление доски: репродукция картины М. Врубеля «Ца­ревна Лебедь»; иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; картина или фотография с изображением народных хороводов; портреты композиторов П.И. Чайковского, Ф. Шуберта, Н.А. Римского-Корсакова; полный текст стихотворения для вокальной импро­визации, написанный на плакате; тексты частушек, выписанные на карточки.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение и исполнение распевании «Школьный сад зи­мой» и «Кукушка».)

Ритмический диктант

(Педагог отхлопывает ритм русской народной песни «Во саду ли, в огороде» и песни Ф. Шуберта «В путь», которые школьники должны повторить и угадать.)

II. Актуализация знаний

1. «В путь» — повторение, введение подголосков, продолжение разучивания

(Школьники повторяют 1—3-й куплеты песни Ф. Шуберта «В путь», отдельно отрабатывая сложные моменты — с высокой тесситурой, с распевами слогов, с точным вступлением после ин­струментальных отрывков, с нужной динамикой.

После чего проводится объединение всех выученных куплетов. Песня поется сначала всем классом, затем покуплетно по рядам.)

Попробуем разнообразить песню, сделать ее исполнение бо­лее интересным. Для этого договоримся петь 1-й и 2-й куплеты обычно, как вы их только что спели. А в 3-м куплете сделаем под­голоски. Вот в каких местах они будут звучать.(Педагог поясняет правила исполнения двухголосных мо­ментов.)

После первой строчки — «Колеса тоже не стоят, колеса» — идет маленький инструментальный проигрыш. Но мы введем в этом месте подголосок — повторение слова «колеса» на тихом звуча­нии и на фоне проигрыша. Послушайте, как это будет выглядеть в исполнении. (Показ пения подголоска.)

Теперь исполним эту строчку хором, а подголосок будет петь не весь класс, а солисты.

(Педагог назначает группу исполнителей подголоска или со­листа, которые будут петь последнее слово в строчке; проводятся пробное исполнение указанных строчек и отработка точного зву­чания подголоска.)

— Далее две строчки поют все вместе хором, исполните их.

— Последняя строчка — «С водою, с водою», поскольку она поется два раза, в первом случае будет исполняться всем классом, а ее повторение — солистами. Исполните ее сна­чала хором, потом сольно, уже на более тихом звучании.

— Видите, получился вариант двухголосного исполнения ку­плета, который сделал его оригинальнее и для вас, певцов, и для слушателей. Спойте весь куплет целиком с выучен­ными подголосками. (Поют 3-й куплет с подголосками.)

Прежде чем прочитать слова 4-го куплета, я напомню, что в этой песне речь идет о мельнике, поэтому в тексте будут встре­чаться слова, которые связаны с этой профессией и с устройством мельницы. Например, жернова — плоские камни, которые все время крутятся, размалывая зерно в муку.

Вы знаете, что иногда в текстах песен меняется ударение в словах — так этого требует музыка. Вот и в этом куплете песни «В путь» в слове «вертятся» ударение будет на 2-м слоге: вертятся. Кроме того, здесь встретится слово «кажется», которое будет про­износиться в упрощенном варианте - «кажись».

Вертятся, пляшут жернова, вертятся. (Строчка повторяется 2 раза.)

Кажись бы, им и не под стать,

Да ведь нельзя ж от всех отстать,

Нельзя же, нельзя же. (Строчка повторяется 2 раза.)

— Повторите текст 4-го куплета все вместе. (Школьники разучивают слова 4-го куплета и исполняют его.)

— 4-й куплет я также прошу спеть с подголосками, как вы только что пели предыдущий.

(Разучивание и исполнение 4-го куплета с подголосками.) И наконец, последний, 5-й куплет.

Движенье — счастие мое, движенье. (Строчка повторяется 2 раза.)

Прости, хозяин дорогой,

Я в путь иду вслед за водой,

Далеко, далеко. (Строчка повторяется 2 раза.)

Вы, наверное, обратили внимание на то, что и здесь есть не со­всем обычные слова. Во-первых, слово «счастье» произносится как «счастие» — в него добавлена одна гласная, чтобы уложиться в размер сточки песни. Во-вторых, слово «далеко, далеко», в ко­тором мы привыкли делать ударение на последний слог, надо пропевать так: «далёко, далёко».

Финальный куплет надо спеть так же, как начальные, — весь в один голос.

— Запишите в тетрадях, как надо исполнять всю песню «В путь». «Исполнительский план песни: 3-й и 4-й купле­ты поются с подголосками - повторениями последних слов в строчках».

Эта песня достаточно длинная, разучив ее, вы доказали, что научились работать над сложными произведениями, которые требуют большой выносливости и терпения. Попробуйте спеть все куплеты последовательно, один за другим. Не забудьте, что 3-й и 4-й куплеты надо исполнять с подголосками.

(Песня исполняется полностью.)

2. «В путь» — просмотр исполнения

Сейчас вы услышите эту песню целиком в концертном испол­нении и посмотрите видеозапись. Но, прежде чем она прозвучит, вспомните и расскажите о правилах поведения на концерте.

(Следуют ответы учащихся, после чего проводится показ концертного исполнения песни в видеозаписи; можно показать школьникам выступление С.Я. Лемешева.)

— Чем отличалось исполнение, которое вы прослушали в за­писи, от того, как сами пели эту песню? (Ответы детей.)

Многое в исполнении любого музыкального сочинения зави­сит от того, кто является его исполнителем. Исполнитель — такой же соучастник творения музыки, как и композитор. Например, в истории музыки были случаи, когда произведение буквально проваливалось, но происходило это из-за того, что оно просто плохо было исполнено — небрежно сыграл музыкант, или дурно продирижировал оркестром дирижер. Позднее эти же сочине­ния, исполненные другими музыкантами, воспринимались уже как шедевры. Поэтому, когда вы поете песню, старайтесь петь ее аккуратно, выполняя все указания композитора. Ведь исполняя прекрасную музыку, человек и сам получает от нее заряд хорошего настроения, она формирует в нем доброту и другие положитель­ные черты характера.

Сейчас песня «В путь» была исполнена Сергеем Яковлеви­чем Лемешевым. Это был выдающийся певец, солист Большого театра.

— Повторите все вместе его фамилию и запомните ее, потому что этот певец - гордость нашей национальной культуры. (Класс повторяет фамилию певца.)

— Каким голосом обладал С.Я. Лемешев? (Тенором.)

В опере композитора П.И. Чайковского «Евгений Онегин», отрывки из которой вы уже слушали ранее, есть персонаж по име­ни Владимир Ленский - молодой человек, поэт, романтик. Певец С.Я. Лемешев во всем мире до сих пор считается самым лучшим, непревзойденным исполнителем роли Ленского.

3. Повторение знаний о композиторе

— Что вы знаете об авторе песни «В путь» - композиторе Ф. Шуберте? (Ответы детей.)

— Какие произведения сделали композитора знаменитым? Главное место в творчестве Ф. Шуберта занимали песни.

В своих произведениях Шуберт показывает нам нового ге­роя — простого и скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

— О чем говорится в песне «В путь»?

Часто единственным другом героя песен Шуберта становится природа. Природе он поверяет свои мысли, надежды и печали.

Поэтому в песнях присутствуют образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора. Эти художественных образы окружают героев песен, разделяют его странствия, радости и горести.

- Как природа показана в песне «В путь»?

Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Од­нако никто из его друзей не отмечал, чтобы композитор впадал и мрачное настроение. Маленького роста, плотный, коренастый и близорукий, Шуберт превращал встречи с друзьями в настоящие музыкальные праздники, которые даже прозвали «шубертиадами». И такие вечера композитор не отходил от фортепиано, буквально на глазах у публики сочиняя свои замечательные произведения.

Ф. Шуберт был большим тружеником. Он много работал, си­стематически, изо дня в день. Сам он так и говорил: «Я сочиняю каждое утро. Когда кончаю одну пьесу, я начинаю другую». Были /щи, когда он сочинял до десяти песен в день!

К одним и тем же словам он мог написать по нескольку различных мелодий. Так, к одному варианту текста он однажды сочинил семь различных мелодий. Музыка посещала его даже во сне. Тогда он просыпался и стремился скорее записать ее. Поэтому он даже спал в очках! Друзья старались помогать ему, покупали нот­ную бумагу. А иногда просто разлиновывали страницы тетрадей потными линеечками.

Один из друзей Ф. Шуберта впоследствии тоже стал компо­зитором, но когда его спросили, какое из своих произведений он считает самым лучшим, то он ответил: «Самое лучшее, что я напи­сал за свою жизнь, это были нотные линейки, которые я рисовал для Шуберта».

- Вам понравилась музыка Ф. Шуберта?

III. Метроритмические движения с изменением их динамики

(Повторение движений детского диско-танца и его исполне­ние несколько раз, сначала в среднем темпе, потом чуть быстрее.)

IV. «Три чуда» - повторение, знакомство с новым материалом

- В какой сказочной опере звучит музыкальный отрывок «Три чуда»?

- Какой композитор сочинил музыку к этой опере?

- Какие музыкальные портреты, изображенные музыкой, вы уже слушали?

- С помощью каких приемов можно передать портрет му­зыкой?

- Какие черты облика белочки и богатырей подчеркнуты ав­тором?

Сегодня вы послушаете музыку, которая покажет последнее чудо в этой сказке - Царевну Лебедь. Вы уже знаете, что музыка -вид искусства, который может показывать события во времени, то, как они преображаются и меняются. Так, вы увидели богаты­рей, который сначала выходили из моря, а потом обратно в него возвращались. Вот и сегодня музыка покажет, как лебедь превра­щается в прекрасную девушку. Обратите внимание: этот отрывок состоит из двух частей. Сначала вы услышите, как по воде плывет лебедь, и музыка нарисует нам брызги морских волн. Помните, как об этом написано в сказке?

Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет.

— Какой, по-вашему, должна быть музыка, рисующая эту пти­цу? (Прекрасной, величественной, плавной.)

Что может изображать музыка в этом отрывке? (Взмахи крыльев, брызги воды.)

Но в середине произведения произойдет превращение, и это снова вам покажет музыка. Из холодноватой, морской она стано­вится похожей на русскую народную песню с широким распевом. Это птица сбросила свое оперение и стала прекрасной царевной. Вот как это описано в сказке:

Тут она, блестя крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты.

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась.

И сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

— Послушайте отрывок «Царевна Лебедь» целиком, и в том месте, где вы услышите момент превращения, поднимите голову.

(Прослушивание отрывка «Царевна Лебедь» и ее разбор.)

— Почему музыка может передать образ героя в его динамике?

— С помощью чего может музыка передать портрет героя? (С помощью средств музыкальной выразительности.)

Что еще, кроме портрета героя, нам может показать музыка? (Его характер.)

V. Народность в музыке - повторение понятия

— Как называется музыка, созданная композиторами? (Ав­торская.)

— А еще какой бывает музыка? (Народной.)

— Но народность может быть и в музыке, которую создал ком­позитор.

Композиторы используют приемы народной музыки, народ­ных песен разных жанров для своих сочинений. Давайте вспо­мним их.

Во-первых, это народные образы, герои народных былин и сказок, которые становятся героями авторской музыки, — Боян, Садко, Лель.

Во-вторых, детали народной музыки - распевность, музы­кальное сопровождение, вокализы. Эти приемы также помогают сделать авторскую музыку похожей на народную.

— Запишите в тетрадях: «Народность в авторской музыке». Существуют два способа проявления народности в музыке, запишите их.

1. Когда композитор создает свою музыку в народном стиле.

2. Когда композитор использует подлинную народную музыку. (Школьники делают запись в тетрадях.)

— Какой способ проявления народности в отрывке «Белка» из антракта «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? (Второй — композитор использовал мелодию народной песни «Во саду ли, в огороде».)

В сцене превращения лебедя в царевну также звучит му­зыка, напоминающая народную песню. Какой способ проявления народности здесь использовал композитор? (Первый композитор сам создал музыку, напоминающую народную.)

Великий русский композитор П.И. Чайковский тоже широко использовал в своей музыке приемы народности. (Педагог показывает портрет композитора.)

— В финале его 4-й Симфонии звучит мелодия русской народ­ной песни «Во поле береза стояла». Какой способ проявле­ния народности здесь использовал композитор? (Второй — использовал подлинную народную песню.)

— В 1 классе вы познакомились с хором «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Вспомните его мелодию и слова.

(Педагог исполняет мелодию хора и поет ее.)

— Эта музыка похожа на народную? (Да.)  

На самом деле она авторская, ее создал сам Петр Ильич.

— К какому жанру народной песни ближе всего хор «Уж как по мосту, мосточку»? (Плясовой, игровой)

— Чем эта песня похожа на народную? (Мелодией, вокализом на слова «вайну-вайну».)

Запишите в тетрадях название отрывка: «"Уж как по мо­сту, мосточку" — хор из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин"».

— Спойте вместе со мной начало этого хора.

Теперь послушайте в записи хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». (Прослушивание хора.)

— Какой характер этой музыки?

— Какой штрих понадобился для его исполнения — легато, нон легато, стаккато? (Нон легато.)

В этой же опере есть хор девушек, который они поют, собирая ягоды. Он называется «Девицы, красавицы». Запишите в тетрадях и это название: «"Девицы, красавицы" — хор из оперы П.И. Чай­ковского "Евгений Онегин"».

— Послушайте начало этого хора. (Педагог исполняет мелодию хора и поет ее.)

— Похожа эта музыка на народную? (Да.)

— А на самом деле она какая? (Авторская.)

— Чем эта авторская музыка похожа на народную песню? (Со­держанием, распевом слогов, мелодией.)

— Запишите первые строчки этого хора.

Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки.

Разыграйтесь, девицы.

Разгуляйтесь, милые.

Свою оперу «Евгений Онегин» композитор П.И. Чайковский сочинял по роману А.С. Пушкина. Поэтому далее подпишите: стихи — А.С. Пушкин.

— Спойте вместе со мной начало этого хора, обратите внима­ние на его мелодию.

(Класс подпевает педагогу, исполняя начало хора.)

— Послушайте этот хор в записи, подпевайте его начало. Об­ратите внимание на то, с чего начнется этот музыкальный отрывок. (Прослушивание хора.)

— С чего начался этот хор? (С инструментального вступления.)

Какой характер хора?

— Какой народной песне ближе всего он по жанру? (Хороводной.)

— Каким музыкальным штрихом надо исполнять этот хор? (Легато.)

VI. Повторение нового жанра народной песни - частушки

— Какие вы знаете жанры народной музыки? (Ответы детей.) Еще один жанр вы забыли назвать, но я вам подскажу: этот

жанр является самым веселым, а музыкальные произведения, которые исполняются в этом жанре, самые короткие, всего мо 4 строчки.

— О каком жанре я говорю? (Частушка.)

- Запишите в тетрадях определение этого жанра: «Частушки — короткие песенки, которые поются на один и тот же мотив».

Частушка — самый молодой жанр народных песен, поскольку они появились только в начале XX в.

- Кто помнит, откуда возникло это название коротких народ­ных песенок — частушки? (Ответы детей, которые педагог обобщает.)

Название их произошло от того, что эти короткие песенки было принято петь очень быстро — скороговоркой, частить, т. е. — часто проговаривать слова. Частушки сочиняли обо всем на све­те — о себе и о соседях, о друзьях и разных жизненных событиях. Даже о школе сочинены частушки. Сейчас я приведу вам примеры таких школьных частушек.

(Педагог исполняет школьные частушки.)

В школу я иду с цветами,

Маму за руку держу.

Из-за школьного букета

Я дверей не нахожу.

Вот директор нашей школы

Издает такой указ:

Как пятерку кто получит,

Он нам премии раздаст.

В нашей школе все ребята

Любят петь и танцевать.

И конечно, на уроке

Отвечаем мы на «пять».

- Вам понравились школьные частушки? Чем они вам понра­вились?

— Все частушки были разными по содержанию, но что у них было общим? (Мелодия все они пелись на один и тот же мотив.)

Сегодня самое время вспомнить про новогодние частушки, ведь мы вскоре будем встречать этот самый радостный праздник. Некоторые ребята прямо на уроке подготовят сюрприз - разучат и пропоют новогодние частушки, а весь класс будет подпевать.

(Слова частушек специально выписаны на отдельные кар­точки. Педагог назначает школьников, которые будут петь ча­стушки — обычно 2—4 человека, сидящих рядом. Понадобятся 5 групп ребят. Педагог называет имена исполнителей часту­шек.)

Для каждой группы я дам свою карточку со словами частуш­ки. Готовьтесь - читайте и разучивайте слова. Когда вы будете их петь, то можно их читать.(Группы школьников, получившие тексты частушек, начина­ют негромко их читать и напевать на известную мелодию.)

Частушки

Ох ты, зимушка-зима,

Праздник новогодний:

Солнце, снег и кутерьма —

Новый год сегодня!

Ох вы, шарики цветные,

Шишки да иголки.

Радостные, озорные,

Пляшем мы под елкой.

Дед Мороза любим мы,

Встретим честь по чести.

Пусть под елкою попляшет

Он с друзьями вместе.

Славный праздник - Новый год,

У ребят полно хлопот:

Надо елку принести

И гостинцы припасти.

К нам приехал Дед Мороз,

У Снегурки красный нос.

На оленях прискакали

И подарки нам раздали.

И. Агапова

А весь класс пусть пока повторит финальный хор из оперы «Муха-цокотуха». Расскажите, какие музыкальные штрихи вы используете для показа образов героев этого хора.

— Исполнители частушек, вы готовы их пропеть? (Пение частушек группами школьников.)

VII. Вокальная импровизация

В течение всей II четверти вы разучиваете стихотворение поэта С. Есенина «Пороша» и на каждое четверостишие сочиняете раз­ные виды импровизации. Перед вами текст этого стихотворения, написанный на плакате.

— Кто может исполнить свою мелодию к 1-му четверости­шию?

— Теперь спойте вместе 1-е и 2-е четверостишия, изменяя характер мелодии, как этого требует текст.

— Кто попробует спеть 1, 2 и 3-е четверостишия, показывая каждый музыкальный образ отдельно?

(Импровизации учеников.)

— Сегодня вы разучите окончание этого стихотворения. По­слушайте и запомните слова.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

— Какие здесь встречаются художественные образы? (Скачу­щий конь, падающий снег, уходящая вдаль дорога.)

Для каждого из этих образов можно придумать свой напев, тою мелодию. Например, для передачи бега коня можно использовать пунктирный ритм.

— Как вы понимаете выражение «Валит снег и стелет шаль»?

— Почему поэт сравнивает дорогу с лентой?

— Каким приемом можно показать, как убегает вдаль дорога, по которой скачет всадник на коне? (Постепенным затиха­нием музыки.)

На несколько секунд закройте глаза и подумайте, какие мелодии подойдут для импровизации этого отрывка.

— Кто готов исполнить свои импровизации? (Школьники показывают свои мотивы для нового отрывка.)

VIII. Блицопрос

(Школьники письменно дают ответы на вопросы.)

— Назовите музыкальный жанр, в котором написано произ­ведение Ф. Шуберта «В путь».

— Как называются короткие песенки, которые все поются на одну мелодию?

IX. Рефлексия

— Как вы учились петь песню «В путь», чтобы она стала более красивой?

— В исполнении какого певца вы прослушали песню «В путь»?

— В какой опере певец С.Я. Лемешев исполнил роль, которая принесла ему мировую известность?

— Какие произведения русских композиторов с проявлением народности вы слушали?

— Кто сочинил роман «Евгений Онегин», на сюжет которого композитор П.И. Чайковский написал свою оперу?

— Какие хоры из оперы «Евгений Онегин» вы сегодня слушали?

— Была ли музыка этих хоров похожа на народную?

— Композитор использовал в этих хорах подлинные народ­ные песни или сам сочинил для них напевы, похожие на народные?

— Какие штрихи понадобились для исполнения этих двух хоров?

— Каким голосом поет белочка в отрывке «Три чуда»? (Тон­ким, звонким, музыка в этой пьесе веселая, легкая.)

— А как вы узнаете пьесу «Богатыри»? (Музыка становится маршевой, звучит громко, словно идут волшебные великаны.)

— Какой характер пьесы «Царевна Лебедь» и как он менялся? (Был плавный, певучий, сначала напоминающий всплески волн, а затем стал ближе к напеву русских песен.)

Что за сюрприз был сегодня на уроке музыки? (Новогодние частушки.)

— Что такое частушки? (Короткие попевки-песенки обычно ве­селого характера.)

Чем отличается напев, на который поются частушки? (Это короткая мелодия, которая во всех частушках одинаковая.)

— Сколько можно исполнять частушек? (Сколько захочется.)

X. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• песня «В путь» композитора Ф. Шуберта;

• хор «Девицы, красавицы» композитора П.И. Чайковского;

• народный напев частушек.)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет