Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Цели: провести обобщение темы «Музыкальные пейзажи»; от­работать выразительное исполнение хора, умение анализировать произведения на одну тему; продолжить работу над разноплано­вой вокальной импровизацией.

Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному пению в форме переклички; закрепят технику разбора средств музыкальной выразительности; углубят анализирование сходных по тематике одножанровых произведений разных видов искусства.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание пьесы «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение фи­нального хора из оперы «Муха-цокотуха» композитора М. Красева.

Оформление доски: репродукции картин с изображением разных времен года — осени и зимы — и тройки коней; портрет П.И. Чайковского; иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Му­ха-цокотуха»; портреты А.С. Пушкина, его няни; картина Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском».

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Произнесение скороговорки «Метелица» в разной динамике, в разных регистрах и в разных темпах.

Повторяют распевание «Школьный сад осенью», каноны «Со вьюном я хожу» и «Камертон».

Разучивают двухголосное упражнение-перекличку «Ку­кушка». Сначала весь класс на слоги «ку-ку» поет общую пар­тию в один голос четвертными длительностями: ля - фа-диез, фа-диез - ре, фа-диез - ре, ля - фа-диез. Мелодию исполняют несколько раз от разных звуков в движении по хроматической восходящей гамме.

После разучивания основной мелодии класс делится на две группы. Педагог поясняет, какие эпизоды будет петь каждая.

1-я группа: ля - фа-диез.

2-я группа: фа-диез — ре.

1-я группа: ля — фа-диез.

2-я группа: фа-диез - ре.

Отработка исполнения партий приемом перекличка.)

А в самом конце обе группы должны 2 раза спеть свои пар­тии вместе, получится красивое двухголосное завершение уп­ражнения.

(Отработка финала упражнения, после чего объединяется все упражнение полностью.)

- Спойте это упражнение еще несколько раз от других звуков. (Исполняют еще 2—3 раза в движении по хроматической вос­ходящей гамме.)

II. Хор из оперы «Муха-цокотуха» - повторение, отработка художественного исполнения

(Повторение всех куплетов хора и финала, их объединение. Педагог напоминает про разнообразие характеров героев и из­менение манеры исполнения - темпа, штрихов, динамики. Хор исполняется целиком с дирижированием.)

- Посчитайте, сколько героев в каждом куплете. И тогда мы назначим солистов, которые исполнят в виде переклички свои партии.

1-й куплет: сама Муха-цокотуха, Комар, Клоп, Стрекоза, Та­ракан.

2-й куплет - общий, его вы будете исполнять всем хором.

3-й куплет: снова Муха-цокотуха, Комар, Бабочка, Пчелка с Блошкой. Пчелка с Блошкой будут петь свою строчку вместе, дуэтом.

- Кто хочет принять участие в сольном исполнении партий хора? И еще нам понадобится дирижер.

(Педагог назначает солистов и дирижера.)

Не забывайте во время дирижирования показывать вступле­ния всем солистам, а одной рукой дирижировать инструменталь­ными проигрышами.(Исполнение хора с солистами и дирижером 2—3 раза.)

III. Слушание музыки

1. Повторение изученного

(Школьники слушают пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке», проводят их разбор и сравнение по сходству и контрасту. Затем школьники слушают две песни на стихи А.С. Пушкина «Зимняя дорога» - народную и композитора А. Шебалина, проводят разбор и сравнение этих произведений.)

2. Новый материал

Вы уже знакомы со стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер», которое поэт посвятил своей няне — Арине Родионовне.

Зимний вечер (отрывок)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

А. Пушкин

Арина Родионовна не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из са­мых трудных периодов его жизни — когда поэт был сослан в ссылку в глухое селение Михайловское.(Педагог демонстрирует нужную иллюстрацию.)

Там, под завывание вьюги и вой волков, Пушкин коротал глухие зимние вечера с няней. Поэт так писал об этом в письме своему другу: «Она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет ее своей подругой, голубкой.

Благодаря своей нянюшке Пушкин записал сюжеты многих народных сказок. А стихи, которые он ей посвятил, стали песня­ми Стихотворение «Зимний вечер» оказалось таким музыкаль­ным, что на него написано сразу несколько романсов. И музыку каждому из них сочинил друг Пушкина, Михаил Яковлев, с кото­рые он вместе учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зим­ний вечер» на музыку М. Яковлева.

Обратите внимание, как его мелодия передает, с одной сто­роны, монотонность завываний вьюги, которые так часто слушал Пушкин, а с другой — ласковую нежность, которую выражает поэт своей няне.

(Слушание романса «Зимний вечер» М. Яковлева.)

— Какие чувства передаются в этом романсе?

— Как рисуется картина вьюги?

— Слова этого романса вы все знаете, а теперь запомните ме­лодию и исполните его начало все вместе.

(Педагог демонстрирует мелодию, которую школьники повто­ряют и исполняют на знакомые стихи А.С. Пушкина.)

— Запишите в тетрадях название этого произведения: «"Зим­ний вечер", романс М. Яковлева на стихи А.С. Пушкина».

IV. Вокальная импровизация

— На текст какого стихотворения вы сочиняете импровиза­цию? («Пороша» С. Есенина.)

Вспомните первые четверостишия и спойте их в нужных характерах.

— Сколько образов в 1-м четверостишии?

— Мелодию какой песни надо передать во 2-м четверости­шии? (Колыбельной.)

— Кто может спеть большой отрывок со своими импрови­зациями, объединив все четверостишия, которые вы уже знаете?

Послушайте и запомните слова следующего четверостишия. В предыдущем отрывке шла речь о сосне, которая стоит, закутав­шись в снег, как старушка в белую косынку. Далее продолжается ее описание.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

(Школьники повторяют и запоминают слова.)

— Сколько в этом отрывке художественны образов? (Два.)

Какие они — похожие или, наоборот, Контрастные? (Кон­трастные.)

— Что такое клюка?

— Какие средства музыкальной выразительности вы выбе­рете для сочинения музыки для каждого образа — сосны и дятла?

— Сосредоточьтесь на мгновение, представьте свои мелодии для этого отрывка, спойте их «в уме», a потом продемонстрируйте всем.

— Кто сможет исполнить в виде импровизации все три четве­ростишия этого стихотворения?

V. Ритмические движения под музыку

— Мы с вами учились исполнять под музыку разные движе­ния - ритмические, танцевальные, игровые. Какие движе­ния вы исполняли под пение народных песен?

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы устроить танцы? (Ответы детей.)

Оказывается, большой зал для танцев иметь совсем необяза­тельно. Есть такие танцы, которые можно исполнять, не вставая со своих мест. Сейчас один из них мы с вами разучим, исполнять его можно на дискотеке. Основные движения вы будете делать руками. А еще вам потребуется внимательность, чтобы запомнить движения.

Начинается танец, когда вы сидите на своих местах. Главное условие выполнения этого танца - равномерный темп, в котором делаются все ритмические жесты. Они должны не выбиваться из одного взятого темпа и метроритма.

Для его исполнения подойдет любая быстрая ритмическая музыка. Надо только запомнить нужные движения. Сначала вы их разучите в медленном темпе, чтобы во время исполнения не сби­ваться.

Сядьте удобно. Посмотрите, какие действия я буду выполнять, и запоминайте их. А потом повторяйте.

(Педагог последовательно разучивает с ребятами движения.)

1. Два хлопка в ладоши.

2. Два хлопка по коленям.

3. Два движения под названием «ножницы» — двойные рывки руками, согнутыми в локтях, крест-накрест со сменой рук и с поворотом корпуса вправо.

4. Два таких же перекрестных движения руками, согнутыми в локтях, с поворотом влево.

5. Два поглаживающих движения по воздуху на уровне пояса кистями рук — «лапки», с поворотом корпуса вправо.

6. Два аналогичных движения кистями рук — «лапки», с пово­ротом корпуса влево.

7. Два рывка кулаками вверх-вниз с выставленными вверх большими пальцами с поворотом корпуса вправо.

8. Два рывка кулаками вверх-вниз с выставленными вверх большими пальцами с поворотом корпуса влево.

9. Указательным пальцем правой рукой дважды делают маня­щие движения. Корпус поворачивается вправо.

10. Тот же самый жест дважды повторяется указательным паль­цем левой руки с поворотом корпуса влево.

11. Голова кивает один раз, повернувшись вправо.

12. Голова кивает один раз, повернувшись влево.

13. Поднимается вверх и опускается правое колено.

14. Поднимается вверх и опускается левое колено.

15. Надо быстро привстать со стула. При этом преподаватель произносит вслух команду «Встали!».

16. Также быстро в ритме музыки надо сесть обратно. При этом преподаватель произносит вслух команду «Сели!».(Пока движения разучивают в спокойном темпе.)

VI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на во­просы.)

- Какие стихи А.С. Пушкина стали песнями?

- Какие музыкальные жанры встретились в заключительном хоре оперы «Муха-цокотуха»?

VII. Рефлексия

- Какое упражнение с элементом двухголосия вы сегодня разучивали?

- Какое произведение исполняли по ролям?

- В каком настроении завершается опера «Муха-цокотуха»?

- Какие пейзажные произведения вы сегодня слушали?

- Какие произведения на стихи А.С. Пушкина вы слушали и пели?

- Какие произведения называют лирическими?

- Для каких художественных образов стихотворения «Поро­ша» вы сочиняли импровизации?

VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• народная песня «Зимняя дорога»;

• романс «Зимний вечер» на музыку М. Яковлева;

• хор из оперы «Муха-цокотуха».)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет