Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: повторить понятия «музыка - временной вид искус­ства», «кульминация»; провести сравнительный анализ пьес на осеннюю тему; продолжить разучивание отрывка из детской оперы; углубить знания на тему «развитие музыки».

Планируемые результаты: учащиеся повторят и углубят зна­ния о своеобразии музыкального искусства; расширят практику анализа и сравнения пьес; разовьют выносливость музыкального слушания и исполнительства.

Музыкальное сопровождение: школьники входит в кабинет музыки под звучание пьесы «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение финаль­ного хора из оперы «Муха-цокотуха» композитора М- Красева.

Оформление доски: репродукции картин с изображением раз­ных времен года — осени и зимы — и тройка лошадей; портрет П.И. Чайковского; иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Му­ха-цокотуха».

Ход урока

I. Музыкальная разминка - повторение

(Школьники повторяют распевание «Школьный сад осенью», исполняют каноном песни «Со вьюном я хожу» и «Камертон».

Разучивают разными приемами новую скороговорку «Метелица».)

Легкая метелица белым снегом стелится.

II. Работа с тетрадями - повторение темы урока

- Какие произведения вы слушали на прошлом уроке?

— В чем сходство произведений «Октябрь. Осеняя песнь» и «Ноябрь. На тройке»? (Они рисуют картины природы, сочинены одним автором, входят в один сборник и исполняются на фортепиано.)

— Какой была тема прошлого урока? («Музыкальные пейзажи».)

Что означает слово «пейзаж»? Поясните что означают слова «музыкальный пейзаж»? (Образ природы в музыке.)

Сегодня вы также встретитесь с образами природы в музыке.

— В чем сходство пьес «Утро» Э. Грига и «Тройка» Г. Свиридова? (В них показано развитие образов.)

Верно, художественные образы в этих сочинение перед нами в течение некоторого времени. В одном случае мы ожидаем, когда покажется из-за горизонта солнце, в другом - когда мимо нас пронесется тройка коней.

— Почему музыка может показать, как развиваются художественные образы, а живопись не может? (Потому что музыка — временной вид искусства.)

III. «Октябрь. Осенняя песнь» - повторение, слушания

— Угадайте название пьесы, прослушав ее начало. (Педагог исполняет начальные такты пьесы «Октябрь. Осен­няя песнь».)

— Каким был характер пьесы «Октябрь. Осенняя песнь»?

— Какие явления природы передавала пьеса «Октябрь. Осен­няя песнь»? (Порыв ветра, парение листьев в воздухе.)

Какие средства музыкальной выразительности при этом использовались?

IV. Метроритмические движения

— Покажите движениями, как композитор изобразил музыкой порывы ветра и парение листьев в воздухе.

(Педагог исполняет экспозицию пьесы, школьники выпол­няют нужные метроритмические движения.)

V. Слушание музыки

1. Аутогенная тренировка

Сейчас вы послушаете «Осеннюю песнь» целиком. Обратите внимание на то, сколько частей в этой пьесе, меняются ли харак­теры в этих частях. К слушанию надо подготовиться. Повторяйте за мной.

Я буду сейчас слушать прекрасную музыку.

Я буду слушать музыку внимательно.

Я буду наблюдать за развитием музыкальных образов.

Я буду стараться и выполню задание правильно,

(Прослушивание пьесы.)

2. Три части музыкального произведения, кульминация

— Сколько частей вы насчитали в этом произведении?

— Как менялся характер частей?

— Если в начале и в конце пьесы музыкой рисуется осенний пейзаж, то что можно представить себе, слушая среднюю часть? (Настроение человека, его переживания.)

Верно, в средней части становится более быстрым темп музы­ки, словно человек взволнован чем-то. Может быть, герой, о ко­тором нам говорит музыка, ждет встречи с кем-то и из-за этого волнуется. Но вот встреча состоялась, и снова перед нами картина осеннего леса.

— В средней части находится кульминация этого произве­дения. Что такое кульминация? (Момент высшего напря­жения.)

Послушайте еще раз отдельно среднюю часть пьесы и покажи­те взглядом, в каком месте вы услышали ее кульминацию.

— Как называют произведения, в которых передаются личные чувства человека, его переживания? (Лирические, лирика.)

Можно ли пьесу «Октябрь. Осенняя песнь» назвать лири­ческой? (Да.)

— В какой сборник П.И. Чайковского входит эта пьеса?

3. Повторение средств музыкальной выразительности

— Какую еще пьесу композитора П.И. Чайковского из сбор­ника «Времена года» вы слушали на прошлом уроке? («Но­ябрь. На тройке».)

Чем вам запомнилась эта музыка?

— Сколько частей в этом произведении?

— Послушайте начало пьесы, попробуйте спеть голосом ее мелодию на слоги «ла-ла».

(Педагог исполняет экспозицию пьесы, школьники ее вока­лизируют.)

— Какой характер в этом отрывке? (Бодрый, четкий, звонкий, радостный, светлый, морозный.)

Что можно представить себе при звуках начала пьесы? (Кар­тину природы поздней осени. Ударили первые морозцы, посе­ребрили деревья. Воздух стал свежим и прозрачным.)

От морозцев затвердела дорога, и мы ожидаем, когда наста­нет пора прокатиться на тройке с бубенцами. Послушайте пьесу «Ноябрь. На тройке» полностью.

— Сколько частей вы насчитали в этом произведении? (Три.)

Был ли в конце повтор 1-й части? (Да.)

Как называется музыкальная форма, где в конце повторя­ется 1-я часть? (Репризная.)

Значит, у этого произведения трехчастная репризная форма.

— Какое еще произведение, написанное в трехчастной репризной форме, вы сегодня слушали? («Октябрь. Осенняя песнь».)

Вы уже отмечали сходство этих двух произведений - они сочинены одним автором, входят в сборник «Времена года», ис­полняются на фортепиано. А еще, оказывается, у них одинаковая музыкальная форма — трехчастная репризная.

VI. Хор из оперы «Муха-цокотуха» - повторение, продолжение разучивания

— Определите по началу музыки, какое произведение звучит. (Педагог исполняет начало заключительного хора из оперы

«Муха-цокотуха».)

— Что происходит в финале этой оперы? (Муха-цокотуха вы­ходит замуж «за лихого, удалого, молодого комара», все ее гости веселятся.)

Какой характер музыки в этом хоре?

— Какая музыкальная форма у этого хора? (Куплетная.)

— Кто помнит начало 1 -го куплета? Послушайте его мелодию. (Педагог напоминает мелодию начала 1 -го куплета, школь­ники ее повторяют.)

— Кто помнит окончание 1 -го куплета? Будет ли меняться характер музыки на протяжении исполнения всего купле­та? (Да, в окончании куплета появятся новые герои, и музыка изменится.)

— Спойте целиком весь 1 -й куплет, покажите своим испол­нением, как изменится музыка — из громкой, отрывистой она станет плавной, изящной.

— Кто напомнит слова, которыми начинается 2-й куплет? (Повторение начала 2-го куплета, потом этот отрывок испол­няется вокально.)

— В этом куплете меняется музыка окончания — помните, там поется хвала удалому Комару. Как это подчеркивается му­зыкой?

— В каком регистре написан этот отрывок? (В высоком.)

— Это высшая точка напряжения всего хора. Как называется такое место в музыке? (Кульминация.)

— Вспомните, какие слова надо петь в моменте похвалы Комару.

— Соедините весь 2-й куплет целиком. (Исполнение 2-го куплета.)

— Осталось разучить 3-й куплет, заключительный куплет хора. Этот куплет начинается, как 1-й, спойте его начало. Далее изменятся только слова. Послушайте их и запомните.

Пляшет Бабочка-шалунья,

Машет крылышком игрунья.

Пчелка с Блошкой обнялись,

Словно ветер, понеслись.

(Школьники повторяют и запоминают текст 3-го куплета.)

— Спойте этот отрывок в нужном характере. (Поют объединенный 3-й куплет.)

И еще в этом куплете есть окончание - финал.

Нынче Муха-цокотуха именинница!

Нынче Муха-цокотуха именинница!

(Класс повторяет слова финала.)

— Как вы думаете, какой будет музыка в финале? (Гордой, громкой, торжественной, ликующей.)

Верно. Это окончание всей сказки, которая завершается хоро­шо - злодей наказан, а хорошие герои побеждают. Послушайте,   какая будет музыка в этом окончании.

(Педагог исполняет мелодию финала, разучивает и исполняет ее вместе со всем классом.)

— Что надо сделать, чтобы исполнить финал так, как он на­писан у композитора, — звонко, ликующе, ярко? (Взять хорошее дыхание.)

А самый последний звук подержите подольше, чтобы чувство­валось — произведение завершилось. (Повторное исполнение финала.)

— Теперь вы знаете слова и музыку всего финального хора из этой детской оперы. Но с чего начинается этот хор, сразу с пения? (Нет, с музыкального инструментального вступления.)

Это вступление будет потом повторяться перед каждым новым куплетом. Послушайте его и продирижируйте одной рукой, а по­том вступите и остановитесь на первом звуке: «Бо-о-о».

(Отработка точного начала пения после инструментального вступления.)

— Теперь объединим все три куплета. Не забывайте про вступ­ления к ним. А в каждом куплете подчеркните изменения в характерах.

— Будет ли меняться темп всего хора, встретятся ли там за­медления и ускорения мелодии? (Да.)

Общий характер хора — «живо, весело», но в каждом куплете будут небольшие изменения темпа. Это связано с характерами образов. Когда в куплетах появляются Стрекоза и Бабочка, му­зыка замедляется, становится более игривой, напевной, рисуя внешний вид и поведение этих грациозных насекомых. В конце 1-го и 3-го куплетов будут еще замедления. И наконец, самый последний звук вы должны пропеть, подольше задержав его.

— Исполните этот хор еще раз, как можно точнее передавая характеры образов и изменения темпа.

— Можно ли этот хор исполнить приемом «эстафета» — когда отдельную строчку, где говорится про каких-то героев, поет солист? Да, можно.)

Таким приемом вы попробуете спеть этот хор на следующем уроке.

VII. Вокальная импровизация

— На прошлом уроке вы сочиняли импровизацию к строчкам поэта С. Есенина. Кто помнит эти строчки?

— Какие образы здесь рисует поэт? (Звон под копытами коня и полет ворон.)

— Как будет меняться мелодия импровизации, какие средства музыкальной выразительности вы найдете для двух разных образов?

— На несколько секунд закройте глаза и спойте свои импро­визации «в уме».

— Кто хочет спеть свои мелодии вслух?

— Это стихотворение С. Есенина называется «Пороша». Что такое пороша? (Первый снег, который не покрывает землю целиком, а лишь слегка припорашивает ее.)

— Послушайте следующие строчки этого стихотворения.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

(Школьники повторяют текст.)

— Что это за белая косынка, которой повязалась сосна?

— Прочитайте эти стихи все вместе хором, нараспев.

— Какой музыкальный жанр здесь подойдет лучше всего? (Ко­лыбельная песня.)

— Исполните эту часть стихотворения в жанре колыбельной песни.

(Школьники показывают свои варианты мотивов.)

VIII. Слушание музыки - знакомство с новым произведением

— Вы уже читали стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя до­рога». Кто в вашем классе хорошо и выразительно читает стихи?(Школьник выразительно читает стихотворение вслух.)

— Как рисует зимнюю дорогу поэт? (Ответы детей.)

В стихотворении повторяются слова «печальный», «скучной», даже колокольчик звенит не весело, а «утомительно».

— Почему в этом стихотворении используются такие опреде­ления? (Чтобы передать настроение человека, который едет по этой однообразной, унылой дороге.)

На эти стихи написаны песни — народная и авторская. Сейчас вы послушаете начало и первой песни, и второй. Запишите в те­традях название: «"Зимняя дорога", две песни на стихи А.С. Пуш­кина — музыка народная и композитора А. Шебалина».(Слушание песен.)

— Похоже ли настроение в обеих песнях? (Да.)      

Передают ли они настроение стихотворения?

— Есть ли сходство в построении мелодий обеих песен? (В них плавное голосоведение, есть распевы слогов и подголоски.)

— Передаются ли в музыке размышления, чувства человека, который едет по зимней дороге?

— Как называют такие произведения, которые передают раз­мышления и личные переживания человека? (Лирические.)

IX. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Почему менялся характер музыки в куплетах Хора из оперы «Муха-цокотуха»?

— Какие лирические произведения вы сегодня слушали?

X. Рефлексия

— В чем сходство пьес «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке»?

— Чем различаются эти пьесы?

— В какой части размещена кульминация этих пьес?

— Как называется форма, в которой они написаны?

— Как менялся характер куплетов в хоре из оперы «Муха-цо­котуха»?

— В каком месте там находится кульминация?

— Чем была выделена, подчеркнута кульминация? (Высоким регистром, торжественностью звучания, подражанием го­лосу трубы.)

— К какому стихотворению вы сочиняете импровизации?

— Какие образы были в первых строчках?

— Какие музыкальные жанры вы там использовали?

— Какой музыкальный жанр появился в продолжении стихо­творения?

— Какое стихотворение А.С. Пушкина, положенное на музы­ку, стало народной и авторской песней?

— Каким был характер обеих песен?

XI. Контрольный момент: «Угадай-ка»

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет