Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: проанализировать произведения разных видов искусства на одну тему; приступить к разучиванию новой песни; повторить музыкальные термины, понятие «музыкальный пейзаж».

Планируемые результаты: учащиеся научатся художест­венно-исполнительским приемам создания различных образов в произведениях разных видов искусства; запомнят специфику музыкальных ладов «мажор» и «минор», лейтмотивы изученных фрагментов.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание пьесы «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение финаль­ного хора из оперы «Муха-цокотуха» композитора М. Красева.

Оформление доски: репродукции картин осенних и зимних пей­зажей; портрет П.И. Чайковского; иллюстрация к сказке К.И. Чу­ковского «Муха-цокотуха».

Начиная с этого урока, школьники будут сочинять импрови­зации к стихотворению С. Есенина «Пороша», поэтому целесооб­разно предварительно написать текст стихотворения на плакате, чтобы вывешивать его на уроке.

Ход урока

I. Музыкальная разминка - метроритмика, разучивание нового распевания

(Повторение метроритмического упражнения «Считалочка».) Разучим текст нового распевания.

Школьный сад осенью

Золотится, золотится наш осенний школьный сад,

Это листья лип и кленов тихо в руки к нам летят.

(Распевание поют на звуки гаммы, начиная с нисходящего движения - до второй октавы, с удвоением каждого звука. Рас­певание повторяют 2—3 раза.)

Ритмический диктант

(Школьники повторяют и угадывают ритмические рисунки пес­ни «Точка, точка, запятая», «Песенки зверей», «Песни о России».)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока, повторение материала

Тема нашего сегодняшнего урока - картины природы в му­зыке. Вы уже слушали музыкальные произведения, где звуками композитор рисовал картины природы.

— Как называется изображение природы в живописи? (Пейзаж.)

Сегодня вы вновь встретитесь с музыкальными пейзажами.

Запишите эту тему в тетрадях: «Музыкальный пейзаж».

— Вспомните названия произведений, чьи начальные такты я сейчас исполню.

(Педагог исполняет начало сочинения «Утро» композитора Э. Грига, школьники хором произносят название пьесы.)

— Какой композитор сочинил пьесу «Утро»? (Эдвард Григ.) (Хоровой ответ по руке педагога, повторяющийся 2—3 раза,

демонстрация портрета композитора.)

— В какой стране родился и жил Э. Григ? (В Норвегии.) Послушайте это произведение еще раз и покажите взглядом,

в каком месте вы услышите восход солнца. Поднимите голову в тот момент, как вы услышите в музыке появление над линией горизонта яркого солнца, как солнечные лучи заливают все во­круг. Этот момент вам нарисует своим звучанием симфонический оркестр. (Прослушивание пьесы с выполнением задания.)

— На какой динамике начинается пьеса «Утро»? (Тихо.)

— Как композитор показал, что постепенно оживает природа и все вокруг с нетерпением ожидает прихода утра? (Усиле­нием звучания произведения.)

Обратите внимание: с помощью музыки показано, как из­меняется со временем все вокруг. Так происходит потому, что музыка — временной вид искусства. Повторите это правило все вместе хором. Запишите в тетрадях: «Музыка — временной вид искусства». Это значит, что музыка может показать развитие со­бытия во времени.

— Может ли произведение живописи показать развитие со­бытия во времени? (Нет.)

- А может ли книга показать развитие события во времени? (Да.)

Значит, литература — тоже временной вид искусства.

- Кто исполнял пьесу Э. Грига «Утро»? (Симфонический ор­кестр.)

- Вам понравилось это произведение? Чем оно вам понрави­лось? (Ответы детей.)

Музыка композитора Э. Грига очень мелодичная, она запоми­нается, ее можно напевать. Это роднит музыку норвежского ком­позитора с музыкой русских композиторов. Великий русский ком­позитор Петр Ильич Чайковский высоко ценил музыку Э. Грига. Эти два великих музыканта жили в одно время в разных странах, но знали музыку друг друга, переписывались и даже встречались, когда Григ выступал с концертами в странах Европы.

- Вы запомнили главную музыкальную тему пьесы? Испол­ните ее на слог «лю». (Педагог демонстрирует начало пьесы. Класс поет лейтмотив произведения.)

Главная тема пьесы несколько раз повторяется. Мелодия у нее не изменится, а вот звучание этой мелодии каждый раз будет не­сколько иным.

- Как называется в музыке такая форма, когда повторяется одна и та же тема, но с некоторыми изменениями? (Ва­риации.)

- Повторите этот термин и запишите его определение в тетра­дях: «Вариация - повторение одной темы в разном оформ­лении».

Например, тему могут исполнять разные инструменты. Вы уже встречались с такой вариацией, когда слушали финал 4-й Симфо­нии П.И. Чайковского. Помните, там звучала мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла». Главная тема не изме­нялась, но ее исполняли разные инструменты симфонического оркестра.

- Как называется вид исполнения, когда звуки поют или иг­рают плавно, связно друг с другом? (Легато.)

- Как называется острое, отрывистое звучание звуков? (Стаккато.)

- Как в пьесе «Утро» исполнялась мелодия — легато или стак­като? (Легато.)

- В каких еще музыкальных произведениях вы встретились с показом художественного образа в развитии и изменении? («Полюшко-поле», «Тройка».)

III. Художественные образы в разных видах искусства -знакомство с понятием

- Какое время года сейчас? (Осень.)

Мы привыкли, что осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают теплыми, иногда в эту пору уже трещат морозы. Но одно остается неизменным: осень — краси­вейшая пора года, и за это ее очень любят и поэты, и писатели, и художники, и композиторы.

— Посмотрите на доску — как много осенних пейзажей радует глаз! Какие краски используют художники для изображения осени? (Ответы детей.)

- Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы изобразить на своей картине? (Ответы детей.)

— Какое настроение чаще всего передает осенний пейзаж?

- Какое настроение передает музыка, рисующая осенний пейзаж?

Осень (отрывок)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А. Пушкин

- Какое настроение в начале этого стихотворения? Каким музыкальным термином можно это назвать? (Минор.)

Но меняется ли настроение дальше? (Да.)

Дано описание пышной красоты природы, и наше вообра­жение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Ведь и сам Пушкин много раз восхищался красотой осенних ле­сов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чем он говорил в своих стихах.

IV. Слушание музыки

Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы. Но, как вы уже знаете, у музыки есть одно отличие от живописи или архитектуры: она показывает кар­тину природы в изменении, в движении. Например, только что в пьесе Э. Грига «Утро» вы услышали, как пробуждается природа, как восходит солнышко.

— Запомните: музыка показывает картину природы в движе­нии, в развитии. Повторите это правило и запишите его в тетрадях.

Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь» из сборника П.И. Чайковского «Времена года». В ней рисуется картина осенней природы.

- Послушайте музыку и ответьте на вопрос: какие картины передал композитор ее звучанием?

(Школьники слушают начало пьесы — ее экспозицию 16 тактов.)

- Какие картины природы нарисовал композитор своей му­зыкой? (Опадание листвы, шум ветра.)

Запишите в тетрадях название произведения и фамилию его автора: «Октябрь. Осенняя песнь", композитор П.И. Чайков­ский».

Я исполню начало «Осенней песни» на инструменте еще раз, а вы покажите взглядом, в каком месте композитор рисует порывы ветра.

- Какой композитор сочинил пьесы об осенних месяцах? (П.И. Чайковский.)

- Какое еще название имеет пьеса «Октябрь»? («Осенняя песнь».)

- Какой была по характеру пьеса «Осенняя песнь»? (Тихой, медленной, напевной, грустной, вздыхающей.)

- Какой музыкальный лад использован для этой пьесы? (Ми­нор.)

- Какую еще музыку П.И. Чайковского вы знаете?

П.И. Чайковский создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года. Сегодня вы познакомитесь с музыкой осенних месяцев.

V. Метроритмические движения с изменением их динамики

- Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра и опадание листвы.)

Сейчас вы послушаете начало произведения «Октябрь. Осен­няя песнь» еще раз. А когда вы услышите в музыке порыв ветра, покажите его движениями рук — поднимите их. Когда ветер пре­кратится, покажите руками, как парят в воздухе листочки, мед­ленно опускаясь на землю.

(Прослушивание начала произведения с нужными движения­ми рук.)

VI. Новое произведение - разучивание

- Разучиванием какой песни вы закончили предыдущую четверть? («Песенки зверей».)

— О чем говорилось в этой песенке? (О том, как звери от­правились в гости к Слоненку на его день рождения, их вел музыкант — сурок, который всю дорогу играл на скрипке.)

Сегодня вы начнете разучивать хор из детской оперы, в ко­торой тоже говорится о празднике, который отмечала главная героиня, — именинах.

— Подумайте, может быть, кто-то из вас вспомнит, в какой книжке ее главная героиня праздновала свои именины. («Муха-цокотуха».)

Эту сказку сочинил замечательный детский поэт К.И. Чуков­ский, и вы все ее хорошо знаете. А еще вы знакомы с музыкой композитора Михаила Красева, который написал музыку для песенки «Маленькой елочке холодно зимой», ее поют все дети нашей страны почти 100 лет. И еще композитор М. Красев сочи­нил оперу на сюжет сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха». Сегодня вы познакомитесь с финалом этой оперы, который на­зывается так: «Заключительный хор из оперы «"Муха-цокотуха", композитор М. Красев». Внесите эту запись к себе в тетради. По­слушайте отрывок.

(Педагог проводит показ отрывка из оперы «Муха-цокотуха».) Вы услышали знакомые слова в тексте хора? Да, многие слова вам знакомы по сказке К.И. Чуковского, значит, и разучивать их вам будет легче.

— Менялся ли темп в течение всего хора? (Да. Были замедления и ускорения.)

— Менялся ли характер музыки? (Ответы детей.) Конечно, музыка отражала портреты разных гостей мухи.

Например, Стрекоза-щеголиха танцевала изящно, кокетливо. А Клоп, наоборот, громко топал сапогами: «Топ, топ!»

Музыку композитор сочинял для того, чтобы ее могли слу­шать и петь сами дети, поэтому она носит подзаголовок «детская опера».

— Какую еще детскую оперу вы знаете и даже сами пели от­рывки из нее? («Волк и семеро козлят».)

Чтобы было легче запомнить мелодию хора из оперы «Муха-цокотуха», композитор взял за основу куплетную форму. В этом хоре три куплета, которые начинаются совершенно одинаково, но в середине у них будут некоторые изменения.

1.   Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ.

— На ваш взгляд, какой музыкальный жанр лучше всего по­дойдет для этого отрывка? (Марш.)

Послушайте, какая будет мелодия в этом отрывке. (Педагог демонстрирует мелодию начала куплета, школьники ее разучивают и исполняют.)

При исполнении этого отрывка надо тщательно проговари­вать окончания слов: боМ, тоП. Последние буквы в этих словах произносите отчетливо. Далее мелодия немного изменится, это произойдет потому, что танец продолжат другие гости Мухи-цо­котухи. Послушайте, что это за гости.

Стрекоза- щеголиха

С Муравьем танцует лихо.

Сам усатый Таракан

Громко бьет в барабан.

— Послушайте мелодию этой части 1-го куплета.

(Показ мелодии, ее разучивание и пропевание школьниками.)

— В каком слове появился распев слогов? («Стрекоза-а».)

Отличается ли характер мелодии начала куплета от ее окон­чания? (Да.)

Каким по характеру было начало куплета? (Маршевым, гром­ким, решительным.)

— Какой стала мелодия во второй части? (Песенной, танце­вальной, изящной, кокетливой.)

А потом вновь вернулся характер 1 -й части. Соедините вместе весь 1-й куплет, споем его в среднем рабочем темпе.

Хор из оперы «Муха-цокотуха» начинается инструментальным вступлением. Послушайте его, найдите место вступления хора и спойте первый звук: «Бом!»

(Педагог играет вступление, школьники учатся точно испол­нять начальный звук.)

— Послушайте слова начала 2-го куплета.

Тара-pa! Тара-ра!

Заплясала мошкара.

Веселится народ,

Пляшет, песни поет.

Этот отрывок надо спеть на уже вам знакомую мелодию начала 1-го куплета.

(Педагог показывает мелодию отрывка, школьники исполня­ют начало 2-го куплета.) +     — В каком слове вам встретился распев слогов? («Пе-есни».)

Теперь послушайте и запомните окончание 2-го куплета.

Хвалит смелого, лихого,

Удалого комара.

Хвалит смелого, лихого,

Удалого комара.

— Вы видите, что здесь одни и те же слова повторяются два­жды, музыка тоже будет повторяться. Но сначала послу­шайте ее и запомните.

(Педагог показывает мелодию, которую школьники повторя­ют и заучивают.)

— В каком регистре исполняется эта часть? (В высоком.)

Почему хвала Комару сочинена композитором в высоком регистре? (Здесь мелодия напоминает звуки фанфар, которые звучат в торжественные моменты.)

— Соединим вместе весь 2-й куплет.

Между 1-ми 2-м куплетами исполняется проигрыш, он такой же, как и вступление к песне. Объедините вместе 1-й и 2-й ку­плеты.

(Исполняют вместе 1-й и 2-й куплеты.)

VII. Слушание музыки - знакомство с новым произведением

Вы уже познакомились с музыкой, в которой говорится об осени, осеннем месяце октябре, с печальным осенним на­строением. Теперь познакомьтесь с пьесой под названием «Но­ябрь. На тройке». Обычно в средней полосе России в ноябре уже выпадает снег, поэтому в этом месяце принято было обновлять санный путь.

— Сейчас вы услышите пьесу из сборника «Времена года», запишите в тетрадях ее название: «"Ноябрь. На тройке", композитор П.И. Чайковский».

Представьте себе дорогу, по которой скачет тройка лошадей. Вам уже приходилось слушать музыку, которая рисовала подоб­ную картину. Это была пьеса «Тройка» композитора Г. Свири­дова.

— Какие изобразительные приемы в ней использовал ком­позитор? (Показ перезвона колокольчиков на дуге лошадей, эффект приближения и отдаления.)

— На что похожи эти звуки фортепиано? ...

(В высоком регистре педагог наигрышем имитирует перезвон колокольчиков.)

Подобные мелодии очень украшают пьесы, в которых надо показать стремительный бег тройки коней.

— С помощью какого приема можно показать, что кони сна­чала появляются издалека, потом проносятся мимо нас и наконец исчезают вдали? (Музыка изменяется динамиче­ски, сначала она звучит тихо, потом усиливается, а в конце затихает.)

— Послушайте пьесу «Ноябрь. На тройке» композитора П.И. Чайковского и подумайте, какой пейзаж хотел на­рисовать звуками этот композитор. Какими приемам это достигается?

— Каков общий характер произведения? (Громкий, бойкий, четкий, отчетливый, маршевый.)

— Какой характер имеет музыка, которая рисует картину на­ступления зимы, настроение человека? (Звучный, резвый, оживленный.)

Кажется, будто мы слышим напев бодрой, оживленной песни, исполняемой голосом. Вы уже знаете, что музыка композитора П.И. Чайковского отличается тем, что почти всю ее можно на­петь голосом, исполнить вокально. Вот и лейтмотив начала пьесы можно представить исполняемым голосом человека.

— Какой музыкальный лад вы услышали в пьеге «Ноябрь. На тройке»? (Мажор.)

— Менялся ли характер музыки в середине пьесы? (Да, стано­вился более подвижным, игривым, появлялась имитация звона колокольчиков.)

Какой инструмент исполнял эту пьесу? (Фортепиано.) Видите, не зря фортепиано называют «королевским» инстру­ментом, он может изобразить голоса многих других инструментов, например поддужных колокольчиков.

— Отличались ли друг от друга «пейзажные» пьесы, которые вы сегодня прослушали на уроке?

— В какой сборник композитора П.И. Чайковского входят эти пьесы?

— Какие еще музыкальные произведения передают образы движения?

VIII. Вокальная импровизация

Послушайте и запомните начало стихотворения, где говорится как раз о том, чему посвящены музыкальные произведения о пер­вом снеге и проезде на тройках, которые вы слушали.

Пороша (отрывок)

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

С. Есенин

О каких художественных образах здесь говорится? Что опи­сывает поэт? (Начало зимней дороги, первые заморозки, когда земля твердеет и начинает звенеть под лошадиными подко­вами.)

Можно ли сказать, что в этом небольшом отрывке нам по­казаны два разных образа? (Да.)

Какие это образы? (Езда на лошади под звонкий цокот копыт и летающие серые вороны.)

Можно ли эти два образа передать разными средствами му­зыкальной выразительности? (Да.)

Какие средства музыкальной выразительности вы выберете для передачи первого образа — поездки по замерзшей земле, когда «слышны звоны под копытом на снегу»? (Быстрый темп, отрывистое звучание, веселое настроение.)

А с помощью каких средств можно передать полет ворон? (С помощью плавного характера, легатных штрихов, громкой динамики.)

Сосредоточьтесь на минуту, закройте глаза, представьте себе мотивы для импровизации.

(Школьники демонстрируют примеры импровизаций.)

— Есть ли в образах ваших импровизаций сходство с пьесой П.И. Чайковского «Ноябрь. На тройке»?

IX. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какие виды искусства могут передать движение?

— В каких музыкальных произведениях передается движение?

X. Рефлексия

— Чем отличается музыкальное искусство от живописи?

— Какой еще вид искусства может передать изменение худо­жественного образа в развитии?

— В каких произведениях вы слышали, как изменяется худо­жественный образ?

— С помощью какого приема композиторы показывают, как приближается и удаляется тройка коней?

— В какой сборник входят пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке»?

— В чем сходство этих пьес? (Они рисуют картины природы, со­чинены одним автором, входят в один сборник и исполняются на фортепиано.)

- Какие художественные образы вы услышали в пьесе «Ок­тябрь. Осенняя песнь»?

— Как музыкой передается развитие этих образов?

— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

— Какие образы создал композитор в пьесе «Ноябрь. На тройке»?

— Какие художественные приемы там использовались?

— Чем примечателен сборник П.И. Чайковского «Времена года»?

— Какой еще сборник пьес этого композитора вы знаете? («Детский альбом».)

— Какие пьесы из сборника «Детский альбом» вы знаете?

— Что такое опера?

— Какие оперы вы знаете?

— Чем отличается детская опера от взрослой?

— Какие детские оперы вы знаете?

— Какой отрывок из детской оперы вы сегодня разучивали?

— Каким был характер этого отрывка?

— Каких героев этого отрывка вы запомнили?

— Менялись ли музыкальные образы в этом отрывке?

XI. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• финальный хор оперы «Муха-цокотуха» композитора М. Красева;

• пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» композитора П.И. Чай­ковского;

• пьеса «Ноябрь. На тройке» композитора П.И. Чайков­ского.)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет