Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: провести закрепление приобретенных вокальных уме­ний; проанализировать контрастные части кантаты; завершить художественную отработку народных и авторских песен; позна­комить с понятием «проектная деятельность» и этапами работы над проектом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся разным дири­жерским приемам; приобретут знания о народной музыке; на­тренируют выносливость при исполнении длинных вокальных сочинений; усвоят требования к созданию проектов.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки зверей» ком­позитора Б. Чайковского.

Оформление доски: репродукция триптиха П. Корина «Алек­сандр Невский»; фотография сцены финала оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, С.С. Про­кофьева; плакаты с изображением инструментов симфонического оркестра.

Для проведения урока понадобятся отрывки из кинофильмов «Сказание о земле Сибирской» и «Александр Невский».

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение двухголосного распевания «Мы поем» в форме переклички. После чего это распевание поют в виде канона на два голоса. Пение упражнения каноном, потом группы меняются ро­лями. Пение каноном народной песни «Со вьюном я хожу».

Пение 1-го куплета канона «Камертон»; текст 2-го куплета канона «Камертон». Объединяется пение 1-го и 2-го куплетов канона «Камертон».

Исполняют упражнение на развитие широкого дыхания «По ступенькам».)

Ритмический диктант

(Педагог просит повторить ритмический рисунок, отбив его ладонями, а также угадать произведение по его ритму.

Можно предложить для этого ритмические рисунки следую­щих музыкальных сочинений: хора «Вставайте, люди русские!», песни «Точка, точка, запятая», «Песни о России», «Песенки зверей».

Если школьники не могут назвать песню, педагог демонстри­рует ее ритмический рисунок повторно, сопровождая метроритм «неслышным исполнением» - исполняя песню неслышно, только губами, артикуляцией.)

II. Актуализация знаний

1. Художественная работа над песней «Точка, точка, запятая»

(Повторение текста последнего припева, после чего исполня­ют припев с инструментальным проигрышем. Повторение финала песни с вокализом-подголоском. Объединение всего произведе­ния с дирижированием.)

Внесем разнообразие в звучание припева. В 1-м и 2-м испол­нении припева строчку «точка, точка, запятая», которая поется 3 раза подряд, надо исполнять с некоторым усилением. Начать совсем тихо, но с каждой строчкой прибавлять звучание.

— Покажите, как надо петь эти строчки с усилением. (Класс поет припев с нужной динамикой - крещендо.)

А в финале, наоборот, с каждым повторением этой строчки звучание должно ослабевать.

— Покажите, как надо петь в этом случае.

(Класс поет повторяющиеся строчки, ослабевая звучание — диминуэндо.)

— Спойте все произведение целиком. (Песня исполняется с дирижерами.)

Обратите внимание на то, какие большие по своей продол­жительности песни вы стали разучивать и исполнять. Вы растете, объемнее становятся и произведения для слушания и вокального исполнения.

2. Повторение народных песен с движениями, понятия о русских народных песнях

(Повторение русских народных песен «Милый мой хоровод» и «А мы просо сеяли» с игровыми ритмическими движениями.)

— Какой рассказ о состязании исполнителей русских народ­ных песен вы слушали?

— Помните ли вы участников певческого состязания? Кто победил в этом состязании?

— В рассказе «Певцы» идет речь о соревновании между луч­шими певцами в околотке — Якове и рядчике. Кто из них выступал первым?

— Какую песню пел рядчик?

— Почему он выбрал веселую плясовую песню?

— Как он старался показать свое мастерство? (Использовал сложные приемы: то пел на очень высоких нотах, то резко падал голосом вниз.)

Хорошо ли пел рядчик, как на его пение отзывались слушатели?

— Были ли слушатели этого певческого состязания, которые разбирались в песенном творчестве?

— Какую песню пел Яков? (Медленную, заунывную.)

— Какой жанр песни мог выбрать Яков?

— Старался ли Яков поразить слушателей фокусами своего голоса? (Нет, он просто пел песню от души.)

— Как зрители реагировали на пение Якова? (Они притихли, а жена одного из них даже заплакала, после окончания пения Якова все еще сидели молча, не смея пошевелиться.)

— Как рядчик выразил отношение к результату соревнования? (Рядчик согласился с победой Якова и ушел.)

— Послушайте еще раз, как автор описывает пение Якова. (Педагог читает окончание рассказа, которое прозвучало на прошлом уроке.)

3. «Вокализ» — прослушивание

(Школьники слушают «Вокализ» СВ. Рахманинова с про­смотром отрывка из кинофильма «Сказание о земле Сибирской». Предварительно повторяют правила поведения на симфониче­ском концерте. Последующий разбор «Вокализа» идет по вопро­сам, изложенным в предыдущем уроке.)

Высшая степень одобрения исполнения слушателями — ти­шина после его окончания. Это значит, что каждый слушатель с головой погрузился в музыку, которая сейчас звучала. И очень важно сохранить музыку в себе, чтобы она не забылась, звучала в душе.

— Послушайте, как об этом сказал в своих стихах поэт. (Педагог читает стихотворение.)

Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.

Но так ли это? Кажется, сейчас

Она звучит и будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугой-дугой,

Как будто нам жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой...

Такой могучей, сказочною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасимой,

Как океан, безбрежною она...

К. Ибряев

4. «Героическая музыка»

- Какие музыкальные произведения о героях России вы знаете?

— Что такое кант?

- Как строилась мелодия в канте?

— В каком произведении композитор М.И. Глинка использо­вал приемы канта?

(Слушание финала оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» с раз­бором характера музыки и ее исполнителей.)

- Какой новый отрывок из кантаты С. Прокофьева «Алек­сандр Невский» вы слушали на прошлом уроке? («Мертвое поле».)

— Каков этот отрывок по своему содержанию?

- Кто исполнял этот отрывок?

- Какому жанру русской народной песни близка мелодия отрывка «Мертвое поле»?

— Посмотрите отрывок из кинофильма «Александр Невский», для которого композитор С. Прокофьев и создавал музыку, переработанную потом в кантату. (Показ концертного исполнения отрывка «Мертвое поле» ре­жиссера С. Эйзенштейна.)

В музыке кантаты «Александр Невский» воплотились умения композитора С. Прокофьева создавать не только русские героиче­ские образы и образы захватчиков, но и лирические, трогательные персонажи. Недаром отрывок «Мертвое поле» иначе еще называ­ют «Песня невесты».

Большинство мелодий кантаты построено на русской народ­ной песенности.

Но если хор «Вставайте, люди русские!» дышит боевой уда­лью и отвагой, то единственная в кантате сольная ария «Мертвое поле» напоминает плач. Она покоряет строгостью напева, глуби­ной и искренностью чувств.

5. «Песня о России» — повторение

- Назовите песню, которую вы разучивали в течение этой четверти и которая похожа своей мелодией на народную. («Песня о России».)

— В чем сходство русских народных песен и «Песни о России»?

- Кто хочет стать дирижерами этой песни? (Назначение дирижеров.)

— В каких местах придется дирижировать одной рукой? (Во вступлении к песне и в месте инструментального проиг­рыша.)

Я прошу вас спеть эту песню, как на концерте. Поднимитесь со своих мест, подтянитесь. Примите певческую позицию. (Концертное исполнение песни.)

III. «Песенка зверей» - повторение, завершение разучивания

(Повторение текста и мелодии 1-го и 2-го куплетов песни, а также припева с вокализом.)

- Какой характер у этой песенки? (Веселый, радостный, смеш­ной, солнечный, скачущий.)

— В каком ладу — в мажоре или в миноре - она написана? (В мажоре.)

— Каким штрихом ее надо исполнять — плавным легато или нон легато? (Нон легато.)

Присоединим к песне 3-й куплет, споем его в виде вокализа на слоги «ла-ла». (Пробное исполнение 3-го куплета в виде вокализа.)

- Расскажите, как играют на скрипке. В какую руку берут инструмент? (В левую.) (Педагог показывает действия, которые школьники повто­ряют.)

Скрипку приставляют к плечу у шеи. А в правую руку берут смычок и смычком проводят по струнам.

(Имитируют игру на скрипке.)

- Какой герой «Песенки зверей» играл на скрипке? (Сурок -знаменитый педагог.)

- Какой жест нужен для того, чтобы продирижировать этой песенкой? (Легкий, кистевой.)

— Песня начинается с инструментального вступления. По­слушайте его.

(Педагог исполняет вступление на инструменте. Отработка точного начала пения после вступления.)

— Но после каждого куплета в песне также будет инструмен­тальный проигрыш. Послушайте, как он звучит. (Педагог исполняет проигрыш между куплетами.) Покажите, как вы начнете 2-й куплет после проигрыша. (Отработка начала 2-го куплета после проигрыша.)

— Как надо дирижировать инструментальными проигрыша­ми? (Одной рукой.)

Вот какая сложная работа для дирижера будет в этой песне — инструментальными отрывками придется дирижировать одной рукой. А во время пения вокализа припева вы должны показывать, как сурок играет на скрипочке. Покажите еще раз, как это надо делать. (Класс имитирует игру на скрипке.)

— Споем всю песню — два куплета со словами и вокализами, а третий куплет и припев целиком получатся вокализными. Всю песню вы дирижируете, а в местах, где сурок играет на скрипочке, показываете эту игру. (Исполнение песни полностью.)

Пусть поднимут руки те ребята, у кого день рождения в этой четверти. Считайте, что эту замечательную песенку мы вам подарили на день рождения. А все остальные ребята вместе со мной сейчас произнесут слова поздравления и поаплоди­руют. (Педагог произносит вместе с классом: «Поздравляем с днем рождения!»)

— Какие еще песенки для исполнения в день рождения вы знаете? (Русская народная песня-игра «Каравай», «Песня кро­кодила Гены» композитора В.Я. Шаинского.)

— Какой должен быть характер у таких песен?

— К какой группе инструментов относится скрипка?

IV. Понятие о проектной деятельности

В этом году, как и в прошлом, вы будете создавать проекты. Я напомню, что создание проекта — это интересная творческая работа в течение всего учебного года. Проект выполняется только по вашему желанию, т. е. его создают и потом защищают те ре­бята, кто хочет проверить свои силы в научной работе. Конечно, на это придется потратить время и приложить старания — почитать дополнительную литературу, провести научное исследование и сделать из него выводы. Зато, я думаю, никто потом не пожалеет о том, что создавал такую работу.

Вспомните, что слово «проект» переводится с латинского язы­ка как «замысел», «план», «идея». Работа над проектом состоит из нескольких этапов.

Запишите в тетрадях определение: «Проект — научная рабо­та, в которой проводят исследование какого-то вопроса и делают выводы по результатам этого исследования».

При разработке научных проектов для уроков музыки вы встретитесь с большим количеством новых слов и понятий, кото­рые пригодятся и в этом году, и в последующее время. Для начала придется выбрать тему, над которой вы будете работать. Позна­комьтесь с темами проектов. (Педагог читает несколько тем для ознакомления.)

Темы проектов

1. Разные жанры произведений С. Рахманинова.

2. Какие бывают вокализы?

3. Жанры народной музыки.

4. Жанр плача в народных песнях и в произведениях компо­зиторов.

5. Что такое концерт?

6. Кого готовят в консерваториях?

Вы также можете придумать свою собственную тему для проекта. Пока не надо торопиться, над проектом вы будете ра­ботать в основном зимой. Поэтому для выбора темы еще есть время.

— Расскажите, с чего обычно начинается выполнение како­го-то большого и важного задания. (С создания плана его осуществления.)

Нужно составить список видов работы, которой надо заняться. Далее подобрать литературу по выбранной теме. Это могут быть отдельные статьи, отрывки из книг, даже тексты из Интернета. Только все источники, которые вы прочитаете и используете, надо обязательно записывать, потому что они должны быть представ­лены в конце проекта.

Во время работы над проектом вам придется заняться новыми видами деятельности. Скажем, вы выбрали тему «Разные жанры произведений С. Рахманинова». Перед тем как начать рассказы­вать о музыкальных жанрах, в которых сочинял композитор, вы можете рассказать о таланте, который проявился у композитора с детства, о его высоких способностях, о нелегкой судьбе. Еще вы можете поговорить об этом композиторе со своими знакомыми. Например, узнать, слышали ли они фамилию этого композитора, что они знают о нем, какую музыку слушали, нравится ли им его знаменитая «Итальянская полька». Такой вид работы называется «анкетирование». Для этого вы составляете вопросы, на которые ваши знакомые отвечают. Какими могут быть вопросы по этой теме?

Анкета проекта «Разные жанры произведений С. Рахманинова»

1. Вспомните, откуда вы знаете фамилию композитора С. Рах­манинова.

2. Какие его произведения вы знаете?

3. Кто исполнял эти произведения?

4. Понравились ли вам произведения С. Рахманинова?

5. Чем они вам понравились?

6. Хотели ли вы больше узнать об этом композиторе и о его музыке?

После получения ответов анкеты надо проанализировать: сколько человек участвовало в анкетировании, в чем было сход­ство и различие ответов, что нового вам дало это анкетирование.

Или представьте, что вы пишете проект на тему «Кого готовят в консерваториях?». Какие вопросы можно придумать для анкеты по этой теме? (Ответы детей.)

Самый большой раздел — выводы по ответам на эти вопросы и написание текста проекта.

Наконец, в заключение вы оцениваете качество проекта, про­водите анализ, все ли вышло так, как задумывалось вначале.

Теперь я прошу вас записать основные правила работы над проектами в ваших тетрадях.

(Ученики записывают в тетрадях, педагог комментирует каж­дый пункт.)

Последовательность работы над проектом

1. Выбор темы.

Вы должны ответить на вопросы: что мне интересно больше всего? Что хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка цели исследования.

Определить цель исследования - значит ответить себе на во­прос о том, зачем его проводить, для кого и зачем проект создает­ся. Началом работы над проектом могут стать слова «разработать» и «создать».

3. Подбор и изучение материала по теме работы.

+   Перед написанием работы требуется изучить все то, что уже существует по данному вопросу, — статьи, отрывки из книг, тексты в Интернете. Названия всех материалов, которые вы про­читаете, необходимо записывать. Это станет последней главой вашего проекта под названием «Библиография», т. е. список ис­пользованной литературы.

4. Составление плана работы.

Надо определить, какими методами вы можете пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Например, мы уже говорили о методе анкетирования (ответы на заранее приготовленные во­просы). Другие методы — изучение литературы по теме, проведе­ние анализа материала. Все эти виды работ могут стать пунктами плана проекта.

Пока мы остановимся на этом пункте плана работы над про­ектом. В течение осенних каникул постарайтесь решить, будете ли вы создавать такую научную работу. Может быть, вы даже на­метите для себя тему проекта.

Еще раз напомню, что проект - творческая работа. Вам пред­лагается побыть в роли ученых-музыковедов, придумать свои ва­рианты изучения разных музыкальных произведений.

После того как проект готов, желающие проводят его защиту. (При знакомстве с понятием «проект» педагог может про­демонстрировать работы, выполненные учащимися прошлых лет.)

V. Вокальная импровизация

Разучим два новых коротких текста, чтобы закрепить умение сочинять музыку, для исполнения которой понадобятся разные штрихи.

Шторм на море

Шторм на море волны бьет,

Обгоняет пароход.

М. Давыдова

Какой будет по характеру мелодия в этой импровизации? (Бурная, грозная, громкая, сильная.)

— А еще здесь мелодия должна быть плавной, легатной. Кто готов исполнить свою мелодию на эти слова?

Дождик в поле

Дождик в поле зачастил

И всю землю напоил.

М. Давыдова

— Какой будет по характеру мелодия в этой импровизации? (Легкой, острой, светлой, шуточной, нон легато.)

— Кто хочет показать свой напев к этим словам?

— Попробуйте соединить вместе два отрывка и спойте кон­трастные варианты вокальных импровизаций.

VI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какой русской народной песне близка часть «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»?

— Какой характер должен быть у песен, которые поют на днях рождения?

VII. Рефлексия

— Почему важен момент тишины после окончания музыкаль­ного произведения?

— Был ли такой момент после того, как свою песню закончил петь Яков в рассказе «Певцы»?

— О чем говорит тишина после его пения?

— После окончания какого произведения вы наблюдали се­годня момент тишины? («Вокализа».)

— Какие песни сегодня вы пели с вокализами? В каких местах там были вокализы?

— Какой музыкальный инструмент вы показывали, исполняя «Песенку зверей»?

— Какие еще инструменты симфонического оркестра вы знае­те? Покажите их на плакатах.

— Прочитайте в тетрадях определение проекта.

VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

•   «Песенка зверей» композитора Б. Чайковского;

• «Мертвое поле» композитора С.С. Прокофьева;

•   песня «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова.)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет