Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: продолжить работу над певческим двухголосием; отра­ботать художественное исполнение песен; углубить работу по теме «героическая музыка»; провести анализ разной музыки героиче­ской тематики.

Планируемые результаты: учащиеся научатся петь в унисон и на два голоса; запомнят исполнительский план песен; углубят свои знания произведений героического характера.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки зверей» ком­позитора Б. Чайковского.

Оформление доски: репродукции картин с изображением ге­роических страниц истории России и исполнителей русских народных песен (например, «Северная идиллия» К. Коровина, «Северная песня» В. Попкова), русских народных костюмов; фотографии Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; портреты композиторов М.И. Глинки, Г. Глад­кова, СС. Прокофьева.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение двухголосного распевания «Мы поем» в форме переклички. После чего это распевание поют в виде канона на два голоса. Пение упражнения каноном, потом группы меняются ро­лями. Повторяют пение каноном народной песни «Со вьюном я хожу».

Повторяют упражнение на развитие широкого дыхания «По ступенькам».)

— Вспомните, как называется это произведение. (Педагог исполняет начало канона — норвежской народной песни «Камертон».)

— Как поется это произведение? (Каноном на 2 голоса.)

Повторите слова начала канона.

(Повторение слов и мелодии основной темы канона, после чего начало хора поют каноном.

Повторяют скороговорку в быстром темпе всем классом и ин­дивидуально.)

II. Психологическая настройка на занятие

— Сядьте удобно, опустите головы, закройте глаза. Я буду произносить фразы, а вы повторяйте за мной негромко, спокойно и при этом свободно, глубоко дышите.

Я нахожусь на уроке музыки.

Мне нравится работать на уроке музыки.

Мне нравится слушать музыку.

Я буду слушать музыку внимательно, чтобы лучше понять ее.

Я буду стараться хорошо петь песни.

Я буду внимательно слушать музыку и отвечать на вопросы учителя.

Я буду хорошим учеником и получу за урок высокую оценку.

III. Народные песни - продолжение работы

Вот теперь вы получили нужную настройку на сегодняшнее занятие. Приступим к следующему этапу работы на уроке. (Повторение песни «Милый мой хоровод» с движениями. Повторение 1-го и 2-го куплетов песни «А мы просо сеяли», их исполнение с танцевальными движениями.)

— Послушайте текст 3-го куплета.

Девочки.     А чего ж вам надобно, надобно?

Ой, дид Ладо, надобно, надобно?

Мальчики. А нам надо девицу, девицу,

Ой, дид Ладо, девицу, девицу.

(Школьники повторяют слова 3-го куплета, после чего испол­няют их с движениями.)

— Соединим все 3 куплета песни целиком. (Исполнение песни полностью.)

IV. Расширение знаний о народной песне

- На прошлом уроке вы начали слушать отрывок из рассказа писателя И.С. Тургенева «Певцы». О чем говорилось в этом рассказе? (Про соревнование двух певцов.)

— Как назвал писатель этих двух певцов? (Яшка-Турок и ряд­чик.)

— Какое описание внешности этих двух героев дает писатель?

— Кто из певцов выступал первым? (Рядчик.)

Какую песню исполнял рядчик? (Веселую, плясовую.)

— Каким голосом он пел? (Высоким — тенором и фальцетом.)

Как поддерживали пение рядчика слушатели?

— Послушайте окончание рассказа «Певцы». (Педагог читает окончание рассказа.)

Певцы (отрывок)

...Яков взялся рукой за горло.

— Что, брат, того... что-то... Гм... Не знаю, право, что-то того...

— Ну, полно, не робей. Стыдись!., чего вертишься?.. Пой, как Бог тебе велит...

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой... Все так и впи­лись в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обыч­ную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, лег­кое беспокойство. Он прислонился к стене и опять положил под себя обе руки, но уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл свое лицо - оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опу­щенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подей­ствовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще ви­димо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня.

«Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся...

Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчали­вым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь рас­крывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч поту­пился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удив­ленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его...

— Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и — смолк.

Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Яко­ву. «Ты... твоя... ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.

... Яков наслаждался своей победой, как дитя; все его лицо преобра­зилось; особенно его глаза так и засияли счастьем...

... Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова...

(Педагог задает вопросы и помогает школьникам найти пра­вильные ответы, зачитывая нужные отрывки из рассказа.)

— Кто же стал победителем в этом соревновании певцов?

— Какую песню пел Яков?

— Как слушали его зрители?

— Что было после того, как он завершил свое пение?

— Был ли Яков уверен в себе перед началом состязания?

— Что хотел показать своим рассказом писатель Тургенев? (Талант простых русских людей, их умение проникать своим пением в самое сердце слушателей и порождать сильный эмо­циональный отклик.)

Учился ли Яков где-нибудь пению? (Нет.)

Людей, у которых таланты открываются сами по себе, неожи­данно, но так, что покоряют всех окружающих, называют «само­родки». Так еще принято называть большие природные слитки зо­лота, которые обнаруживают при поисках полезных ископаемых. То есть талантливых людей мы сравниваем с бесценным золотом, и это очень важно.

— Найдите на доске картину, где показано звучание русской народной музыки.

— По каким признакам можно убедиться в том, что музыка проникла в самую душу слушателей?

V. Актуализация знаний - «героическая музыка»

— Какие примеры героической музыки вы знаете?

— Спойте главную тему хора М.И. Глинки «Славься!». Послу­шайте финал оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Сегодня вы послушаете отрывки из героической кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский». В этой кантате рассказы­вается о подлинном историческом событии — битве русского кня­зя Александра Невского с врагами — немецкими псами-рыцарями на льду Чудского озера, о победе русского войска над немцами.

— От какого слова произошло слово «кантата»?

— Какой отрывок из этой кантаты вы уже слушали? (Хор «Вставайте, люди русские!».)

— Спойте главную мелодию этого хора. (Класс поет тему «Вставайте, люди русские!».)

— Вспомните и спойте тему средней части, которую поет жен­ский хор, - «На Руси большой, на Руси родной не бывать врагу».

— Послушайте хор «Вставайте, люди русские!», отметьте, как менялся характер каждой части и кто их исполнял.

— Сколько частей в этом хоре?

— Какой хор исполнял эту часть?

— Какой хор пел среднюю часть? (Женский.)

— Как менялся характер частей?

VI. Знакомство с новым материалом: отрывок из кантаты «Мертвое поле»

— Послушайте мелодию русской народной песни. (Педагог исполняет мелодию плача.)

— Какой характер у этой музыки? (Протяжный, мрачный, тоскливый.)

— Определите жанр русской народной песни с таким моти­вом? (Плач.)

Сейчас вы послушаете отрывок из кантаты «Александр Нев­ский», который называется «Мертвое поле». В этом отрывке пока­зано поле военного сражения после битвы. Ночью по полю ходит девушка и ищет своего убитого жениха.

— Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.)

— Запишите в тетрадях название: «"Мертвое поле", отрывок из кантаты "Александр Невский", композитор С.С. Про­кофьев».

— Послушайте, какими словам начинается отрывок «Мертвое поле».

Я пойду, пойду по полю белому,

Полечу по полю смертному,

Поищу я славных соколов,

Женихов моих, добрых молодцев.

Кто лежит, мечами порубленный,

Кто лежит, стрелой пораненный.

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.

(Слушание отрывка «Мертвое поле».)

— Какому народному жанру близка музыка этой части?

— Кто исполнял эту часть? (Симфонический оркестр и певица-солистка.)

Солистка, которая пела эту часть, имела низкий голос, ко­торый называется «меццо-сопрано». Какие оперные пар­тии для исполнения голосом меццо-сопрано вы знаете? (Лель в опере композитора НА. Римского-Корсакова «Сне­гурочка».)

VII. Актуализация знаний

1. Повторение «Песни о России», песни «Точка, точка, запятая»

(Школьники повторяют исполнение «Песни о России» с ди­рижерами и солистами-запевалами.

Повторение выученной части песни «Точка, точка, запятая», отрабатывается исполнение частей в нужных характерах и с ди­рижированием.)

2. «Точка, точка, запятая» - отработка художественного испол­нения

Чтобы завершить работу над песней разучим ее окончание -финал. Он заканчивается повторением начала — слова «точка, точка, запятая» повторяются три раза с уже известным вам под­голоском «ла-ла, ла-ла». Каждый раз эта фраза должна звучать все тише и тише. Пусть у слушателей сложится впечатление, что нарисованный человечек уходит от нас дальше и дальше по дороге жизни.

— Отработайте окончание песни. (Пропевание финала с подголоском.)

- Осталось спеть всю песню целиком. (Исполнение всей песни с начала до конца.)

VIII. «Песенка зверей» - разучивание новой песни

Сегодня вы начнете разучивать новую песню, у которой осо­бое предназначение. Каждый месяц у кого-то из вас особый празд­ник — день рождения.

- Вы любите этот праздник? За что вы его любите?

- Как принято отмечать день рождения?

Для этого праздника вы и разучите новую песню. Она называ­ется «Песенка зверей» и звучит в музыкальной сказке под назва­нием «У слоненка день рождения». Музыку для нее написал ком­позитор Борис Чайковский. Только не путайте этого композитора с его однофамильцем - Петром Ильичом Чайковским!

Композитор Петр Ильич Чайковский жил и создавал свою музыку в далеком XIX в. А композитор Борис Чайковский - наш современник, и музыка, которую он сочиняет, предназначена для пения детьми. Запишите в тетрадях название песни, которую вы будете разучивать, и фамилию автора этой музыки: «"Песенка зверей"», музыка Б. Чайковского».

В песне поется про то, как звери отправляются на день ро­ждения к слоненку, а ведет их учитель - сурок. Помните, в песне немецкого композитора Л. Бетховена сурок странствовал вместе с бродячим музыкантом. А в этой песенке он стал учителем музы­ки и играет на скрипочке. Послушайте эту песню.

(Педагог показывает новую песню.)

- Каким был характер музыки в этой песне? (Веселым, бойким, радостным, светлым.)

- Сколько частей в этой песне? (Две — запев и припев.)

- Был лив этой песне вокализ?

- Послушайте слова 1-го куплета.

1.   Мы идем к Слоненку в гости

На рождение.

Нам готовят, нам готовят

Угощение.

Слова Д. Самойлова

(Школьники повторяют и запоминают слова.)

- Послушайте мелодию запева, она очень простая и будет повторяться дважды.

(Педагог демонстрирует мелодию запева, школьники ее раз­учивают и исполняют.)

- Теперь послушайте и запомните слова припева.

Припев.       Нас ведет сурок, знаменитый педагог.

Он на скрипочке играет, звери песенку поют.

- Послушайте мелодию припева. (Педагог показывает мелодию припева, школьники ее запо­минают и исполняют.)

- Припев будет завершаться вокализом - в нем вы покажете, как сурок играет на скрипочке.

(Педагог показывает мелодию вокализа, школьники ее раз­учивают и поют на слоги «тир-ли».)

— Соединим вместе начало припева и его вокализ.

— Соединим вместе запев и припев с вокализом. (Исполняют выученный отрывок песни.)

— В этой песне немного текста, поэтому сразу же разучим с вами следующий куплет.

Если ты собрался в гости, не опаздывай,

А гостям плохой характер не показывай.

— Спойте 2-й куплет.

Слова припева после этого куплета не меняются, после при­пева также надо будет спеть вокализ.

(Класс соединяет 2-й куплет и припев с вокализом.)

— Объединим выученные два куплета с припевами. (Школьники исполняют разученные куплеты и припевы.) На следующем уроке мы завершим разучивание и художест­венную отработку всей «Песенки зверей». После этого будем исполнять эту песенку в течение года, поздравляя ею всех, кто родился в той или иной четверти.

IX. Ритмические движения под музыку

(Повторение текста для вокального исполнения «Польки» М.И. Глинки и пение слов с одновременным исполнением тан­цевальных движений.)

X. Вокальная импровизация

(Повторение импровизации на текст «Птица и лягушонок», выученный на прошлом уроке.)

XI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какие отрывки из кантаты «Александр Невский» вы слу­шали?

— Какую еще героическую музыку вы знаете?

XII. Рефлексия

— Над какими народными песнями вы сегодня работали?

— Расскажите о главных героях рассказа «Певцы».

— Почему в соревновании певцов победил Яков?

— В каких случаях можно исполнить «Песенку зверей»?

— Какую героическую музыку вы сегодня слушали?

— Каким был характер финала из оперы «Иван Сусанин»?

— Какой отрывок из кантаты «Александр Невский» вы сегодня слушали?

- Какой женский голос исполнял отрывок «Мертвое поле»?

— Что вы знаете о голосе меццо-сопрано?

— Какому жанру русской народной песни близка мелодия отрывка «Мертвое поле»?

— Каким был финал в песенке «Точка, точка, запятая»?

— На каком празднике нужно петь «Песенку зверей»?

— Какой у нее характер?

— Какое настроение она создает?

XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

•   «Мертвое поле» С. С. Прокофьева;

•   «Песенка зверей» Б. Чайковского;

• хор «Славься!» М.И. Глинки.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет