Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: провести работу по совершенствованию песенного уни­сона и двухголосия; завершить разучивание песни; отработать тех­нику дирижирования разными приемами; познакомить с игровой жестикуляцией народной песни, с концертным исполнением во­кализа; повторить понятие «героическая музыка».

Планируемые результаты: учащиеся научатся разным приемам дирижерского жеста; познакомятся с народными танцевальны­ми движениями, правилами театральной этики; закрепят знания о разнообразии вокальной музыки.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова.

Оформление доски: репродукции картин с разными пейзажами; портреты композиторов С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Г.И. Гладкова; кадры из фильмов и мультфильмов, в которых зву­чит музыка Г. Гладкова; иллюстрация к рассказу И.С Тургенева «Певцы»; фотография Московской государственной консервато­рии им. П.И. Чайковского.

В ходе урока желательно использовать видеозапись отрыв­ка из художественного фильма «Сказание о земле Сибирской», где звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова (режиссер И.А. Пырьев, 1947).

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение двухголосного распевания «Мы поем» приемом «перекличка».)

— Споем это распевание в виде канона.

(Педагог делит класс на две группы, объясняет каждой груп­пе свою вокальную партию. Пение упражнения каноном, потом группы меняются ролями.

Повторяют упражнение на развитие широкого дыхания «По ступенькам». Пение каноном народной песни «Со вьюном я хожу». Повторение скороговорки в разном темпе.)

II. Актуализация знаний

Народные песни

— Какие народные песни вы разучивали на прошлом уроке?

— Угадайте песню по ее мелодии. (Педагог исполняет начало песни «Милый мой хоровод».)

— Что вы знаете о песне «Милый мой хоровод»? Расскажите о ее жанре и характере.

— Повторим слова и напев песни. (Повторение песни «Милый мой хоровод».)

— Как обычно пели русские народные песни? (Без сопрово­ждения.)

— Спойте песню еще раз, постарайтесь исполнить ее в ансамб­ле, очень чисто и согласованно.

(Поют без сопровождения.)

— Прибавим к исполнению этой песни еще и танцевальные движения. Какие движения вы разучили на прошлом уроке? (Исполняют песню с движениями, после чего садятся на свои места.)

— Мелодия какой песни звучит теперь? (Педагог исполняет мелодию песни «А мы просо сеяли».)

— Расскажите о жанре и характере песни «А мы просо сеяли». Какие группы ее исполняют?

— Исполните эту песню по ролям — девочки и мальчики. Каж­дая группа поет свою партию.

(Повторение и исполнение песни.)

Чтобы исполнение песни было более похоже на подлинно на­родное, добавим к пению танцевальные движения. Конечно, дви­жения у каждой группы будут свои. Пусть движения девочек оста­нутся такими, как в песне «Милый мой хоровод» - танцевальными, неторопливыми. Прошу девочек подняться со своих мест и спеть начало песни «А мы просо сеяли» с хороводными движениями.

(Исполнение партии девочек с нужными танцевальными дви­жениями.)

А у мальчиков мелодия более решительная, им и движения нужны более четкие, ритмичные. Мальчики, прошу вас поднять­ся. Сожмите пальцы в кулаки и поставьте руки на пояс. При пении партии надо поочередно выставлять то одно, то другое плечо впе­ред. От этого ваша партия получится более важной, горделивой. (Отработка танцевальных движений мальчиков.)

- Попробуем соединить танцевальные движения обеих групп и пение. (Отработка сочетания пения и танца.)

Прошу всех сесть на свои места, продолжим разучивание этой песни. Вся песня довольно длинная, мы ее немного сократим. Но в каждом куплете после каждой строчки остаются слова по­вторения «ой, дид Ладо». Послушайте слова 2-го куплета. (Педагог читает текст 2-го куплета, школьники запоминают и повторяют.)

Девочки.     Мы дадим вам сто рублей, сто рублей.

Ой, дид Ладо, сто рублей, сто рублей.

Мальчики. Нам не надо тысячу, тысячу.

Ой, дид Ладо, тысячу, тысячу.

- Какие строчки будут повторяться по два раза? (Последние строчки в каждой партии, которые начинаются словами «ой, дид Ладо».) (Класс делится на две группы - девочки и мальчики, каждая группа поет свою партию. Исполняют 2-й куплет песни по ролям.)

- Расскажите о характере каждой партии. (Ответы детей.)

- Спойте 2-й куплет еще раз, каждой группе надо передать особенности характера своей музыки. Девочкам - плав­ность, напевность, мальчикам — решительность, но вместе с тем - шутку, игривость. Ведь эта песня игровая.

(Поют 2-й куплет по партиям в нужных исполнительских ха­рактерах.)

- Осталось добавить в куплет танцевальные движения. Ис­полните 2-й куплет с движениями, которые вы уже знаете.

- Соединим исполнение 1-го и 2-го куплетов — спойте их и станцуйте.

- Прошу садиться. Сделайте глубокий вдох и длительный вы­дох. Еще раз! Вы должны успокоиться перед следующим этапом работы.

- Какие русские народные песни вы исполнили? Укажите жанры.

- Какие еще жанры народных песен вы знаете?

- Сравните два любых жанра русских народных песен и рас­скажите об их различиях.

III. Расширение понятий о русской народной песне

- Вы слушали рассказ о том, как обычные женщины в летний день сочинили песню. Как назывался этот рассказ? («Как сложили песню».)

- Сегодня вы послушаете отрывок из рассказа русского писа­теля, где говорится о соревновании певцов. Запишите в те­тради фамилию писателя и название рассказа: «И.С. Турге­нев. Отрывок из рассказа "Певцы"». (Школьники вносят запись в тетради.)

По ходу рассказа будут соревноваться два лучших певца — про­стые люди из народа, и петь они будут русские народные песни. Писатель называет одного певца Яшка-Турок, а у второго нет имени, нам говорят только о его профессии - рядчик из города Жиздра. Еще в отрывке из рассказа будут упоминаться слушатели, которые пришли, чтобы посмотреть на соревнование этих двух певцов. Исполнять эти певцы будут песни разных характеров: ряд­чик - удалую, быструю, Яшка-Турок - напевную, печальную. Се­годня вы послушаете, как И.С. Тургенев описывает выступление рядчика. Но сначала даны портреты главных персонажей. (Педагог читает отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы».)

Певцы (отрывок)

...Уже не раз доходили до меня слухи об Яшке-Турке как 0 лучшем певце в околотке, и вдруг мне представился случай услышать его в состя­зании с другим мастером. Я удвоил шаги и вошел в заведение...

Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы — все его лицо изобличало человека впечатлитель­ного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была ли­хорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием.

...Прямо против него, на лавке под образами, сидел соперник Яшки -рядчик из Жиздры. Это был невысокого роста плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с тупым вздернутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородкой. Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами, обутыми в щегольские сапоги с оторочкой. На нем был новый тонкий армяк из серого сукна с плисовым воротником, от которого резко отделялся край алой рубахи, плотно застегнутой вокруг горла... Солнечный свет струился жидким желтоватым потоком сквозь запыленные стекла двух небольших окошек и, казалось, не мог победить обычной темноты комнаты: все предметы были освещены скупо, словно пятнами...

...— Начнем, пожалуй, - хладнокровно и с самоуверенной улыбкой промолвил рядчик, — я готов.

— И я готов, - с волнением произнес Яков...

...— Дайте, братцы, откашляться маленько, — заговорил рядчик, пе­ребирая пальцами вдоль воротника кафтана.

...Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою, бес­престанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвра­щался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью. Его переходы были иногда довольно смелы, иногда довольно забавны: знатоку они бы много доставили удо­вольствия; немец пришел бы от них в негодование. Это был русский tenore digrazia, tenor leger (лирический тенор — итал., франц.).

...Пел он веселую плясовую песню, слова которой, сколько я мог уловить сквозь бесконечные украшения, прибавленные согласные и вос­клицания, были следующие:

Распашу я, молода-молоденька,

Землицы маленько;

Я посею, молода-молоденька,

Цветика аленька.

Он пел; все слушали его с большим вниманьем. Он, видимо, чув­ствовал, что имеет дело с людьми сведущими, и потому, как говорится, просто лез из кожи. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское, на большой орловской дороге, славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом. Долго рядчик пел, не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слуша­телях; ему недоставало поддержки, хора; наконец, при одном особенно удачном переходе... Все встрепенулись... начали вполголоса подхваты­вать, подтягивать, покрикивать: «Лихо!.. Забирай, шельмец!.. Забирай, вытягивай, аспид! Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!.. Погуби Ирод твою душу!» и пр.,.. .а у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал как лист и беспорядочно улыбался... Обод­ренной знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился и уж такие начал отделывать завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что, когда наконец, утомленный, бледный и облитый горячим потом, он пустил, перекинувшись назад всем телом, последний замирающий возглас, — общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом. ...Яков как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!»...

— Ну, брат, потешил! — кричал Обалдуй, не выпуская изнеможенно­го рядчика из своих объятий, — потешил, нечего сказать! Выиграл, брат, выиграл! Поздравляю — осьмуха твоя! Яшке до тебя далеко... Уж я тебе говорю: далеко... А ты мне верь! (И он снова прижал рядчика к своей груди.)

...(Рядчик) кивнул головой, сел на лавку, достал из шапки полотенце и начал утирать лицо...

— Хорошо поешь, брат, хорошо, — ласково заметил Николай Ива­ныч. — А теперь за тобой очередь, Яша: смотри, не сробей. Посмотрим, кто кого, посмотрим... А хорошо поет рядчик, ей-Богу хорошо.

— Давайте поговорим об этом описании начала соревнования певцов.

(Педагог задает вопросы, перечитывая нужные строчки от­рывка, чтобы школьникам было легче давать ответы.)

— Вы запомнили главных действующих лиц? (Яшка-Турок и рядчик.)

— Как писатель описывает портреты этих героев? (Яшка- Ту­рок — парень 23 лет, худой, с серыми глазами, светло-русыми кудрями, впалыми щеками, с вдохновенным лицом; рядчик — лет 30, с рябым круглым лицом, плотный, с редкой курчавой бородкой, тупым носом, карими глазами.)

Портреты героев похожи или они построены на контрастах? (На контрастах.)

Мы еще не знаем, кто победит в соревновании, но чей об­лик писатель рисует более вдохновенным, творческим? (Яшки.)

Как вели себя Яшка и рядчик перед началом испытания? (Яшка волновался, рядчик — нет, видимо, он был уверен в своей победе.)

Каким голосом пел рядчик? (Высоким — тенором.) Писатель отмечает, что рядчик пел голосом под названием «фальцет» — это самый высокий мужской голос. Повторите на­звание этого голоса.

(Школьники 2-3 раза хором повторяют название голоса.) На современной эстраде фальцетом поет Володя Пресняков. Для мужского горла так петь непросто.

— Какую песню выбрал рядчик? (Веселую, задорную, с множе­ством переливов.)

Как зрители реагировали на пение рядчика? (Сначала мол­чали, потом начали подхватывать, покрикивать.)

— Какую оценку дали зрители пению рядчика? (Восторженную.)

— Зрители еще не слышали пения Яшки, но они уже реши­ли, кто будет победителем в этом музыкальном споре. Кто, по их мнению, выиграет соревнование? (Рядчик.)

IV. Актуализация знаний

1. Повторение «Вокализа», правил поведения в театре

— Вспомните название знакомого вам произведения по его началу.

(Педагог исполняет начальные такты «Вокализа» СВ. Рах­манинова.)

— Как называется это произведение? Какой композитор со­чинил «Вокализ»?

— Кто был учителем С.В. Рахманинова?

— Что отличает вокализы от других вокальных сочинений — оперы, песни?

Сегодня вы не только послушаете отрывок из «Вокализа» С.В. Рахманинова, но и посмотрите, как это произведение мо­жет звучать в концертном варианте. «Вокализ» С.В. Рахманинова исполняется в известном кинофильме «Сказание о земле Сибир­ской». По сюжету, главный герой киноленты, боевой офицер, воз­вращается в Москву после окончания Великой Отечественной войны и приходит в консерваторию, где когда-то учился.

— Кого готовит учебное заведение под названием «консерва­тория»?

— Запишите в тетрадях определение: «Консерватория — выс­шее учебное заведение, где готовят профессиональных музыкантов: дирижеров, певцов, исполнителей на разных инструментах, композиторов». (Школьники вносят запись в тетради.)

— Посмотрите на фотографию Московской государственной консерватории. Памятник какому композитору находится перед входом? (Я.Я. Чайковскому.)

Верно, Московская консерватория носит имя этого великого музыканта.

В фильме вы увидите, как главный герой приезжает в Москву и приходит на концерт в консерваторию, где исполняется «Вока­лиз» С.В. Рахманинова. Причем певица, которая исполняет «Во­кализ», — любимая девушка главного героя.

Обратите внимание на то, с какой выразительностью будет исполняться «Вокализ» певицей, и подумайте, какие чувства будет переживать в этот момент главный герой.

Вы знаете, что в каждом музыкальном произведении есть кульминация — самое сложное, напряженное место сочинения. Когда вы услышите кульминацию «Вокализа», пожалуйста, по­смотрите на меня, чтобы я увидела, что вы правильно определили место кульминации.

— Прежде чем вы попадете на концерт классической музыки, расскажите, как надо вести себя на таком концерте. (Сидеть тихо, не вертеться, внимательно вслушиваться в звучащую музыку и думать о ней.)

— Как можно показать исполнителям, что вам понравилась музыка? (Аплодисментами.)

— Когда можно аплодировать? (После окончания музыки.) Итак, вы переноситесь в Большой концертный зал Москов­ской консерватории и слушаете знакомое произведение — «Вока­лиз» С.В. Рахманинова.

(Просмотр отрывка от начала показа зимних московских улиц до окончания звучания «Вокализа».)

— Вам было интересно смотреть этот отрывок?

— Какие чувства вы услышали в пении певицы?

— Как откликался зрительный зал на ее пение?

— Как была отмечена кульминация в отрывке? (Высоким реги­стром звучания и волнением зрителей, когда певица исполняла это место.)

В этом отрывке мы увидели встречу молодых людей, влюблен­ных друг в друга, после долгой разлуки, после войны. И благодаря звучанию «Вокализа» они вновь почувствовали, что любят друг друга, что будут счастливы.

— Что им помогло выразить эти переживания? (Музыка.) Несмотря на то что вы смотрели только отрывок из фильма, а не сами присутствовали на симфоническом концерте, давайте поаплодируем — так мы поблагодарим и композитора, создателя удивительно красивого произведения, и режиссера, снявшего этот чудесный фильм. (Школьники негромко аплодируют.)

2. «Песня о России» — повторение

(Повторяют исполнение «Песни о России» с дирижерами, певцами-запевалами и вокализом в последнем куплете.)

3. «Точка, точка, запятая» — повторение

— Угадайте по первым тактам, какая песня сейчас прозвучит. (Педагог исполняет начало песни Г. Гладкова «Точка, точка, запятая».)

— Какой композитор сочинил музыку к этой песне и какие еще его произведения вы знаете?

— Исполните весь припев песни «Точка, точка, запятая» пол­ностью и продирижируйте им. Какой жест вам понадобит­ся? (Легкий, кистевой.) (Пение припева с дирижированием.)

— Теперь надо вспомнить слова и мелодию запева. Кто напо­мнит слова 2-го куплета?

(Повторение текста 2-го куплета.)

— Спойте один за другим два куплета. (Исполнение двух куплетов.)

— Будет ли меняться характер исполнения каждого куплета от начала до конца? (Да, начало более мягкое, светлое, ли­рическое; конец более уверенный, решительный.)

Спойте еще раз два куплета, подчеркните изменения харак­тера каждого куплета.

(Класс повторно исполняет 1-й и 2-й куплеты.)

— Какой дирижерский жест нужен для исполнения куплетов? (Плавная вертикаль.)

Будет ли меняться дирижерский жест при исполнении ку­плетов? (Да, начать надо мягко, плавно, а в конце дирижи­ровать более четко, решительно.)

Спойте два куплета с нужными изменениями характера и продирижируйте, изменяя дирижерский жест.

(Школьники поют куплеты, выполняя требования педагога.) Соединим два припева и два куплета. Кто хочет стать дири­жером? Нам понадобятся 6 человек - по 2 человека на каждый припев, поскольку припевы здесь двухчастные, и еще 2 челове­ка — на куплеты.

(Назначение дирижеров.)

— С чего начинается вся песня? (С инструментального вступ­ления.)

(Отработка синхронного начала пения песни.)

— Как надо дирижировать вступлением? (Одной рукой.)

Исполните песню с помощью дирижеров.

(Исполнение выученного отрывка песни.)

4. «Точка, точка, запятая» — продолжение разучивания, исполнение

Вы уже отмечали, что в этом произведении неоднократно ме­няется характер мелодии - от игривого, заводного до задумчивого, серьезного, размышляющего.

— Какие части поются в шуточном, игровом характере? (Две части припева.)

Чтобы придать припеву еще больше шутливости, добавим в него подголосок — маленький вокализ в самом начале. Помните, я просила вас обязательно тянуть окончания всех фраз в начале припева: «запятая-а-а», «смешная-а-а», «огуречи-и-ик». Такие продолжительные окончания нужны для того, чтобы на их фоне красивее звучал подголосок на слоги «ля-ля, ля-ля». Послушайте, в каком месте надо его исполнить — по окончании первых трех строчек, когда весь хор поет протяжный гласный звук. Давайте отработаем это место. (Партию подголоска можно петь двумя приемами — группой класса или солистом, который обладает звонким голосом с устой­чивой интонацией. Педагог назначает солиста, проводится отра­ботка пения начала припева с подголоском.)

В связи с тем, что здесь появляется подголосок, у дирижеров усложняется задача. Одной рукой они должны будут показывать пение всего хора, а второй рукой — партию солиста, поющего под­голосок. Давайте отработаем этот дирижерский момент. (Отработка дирижерского жеста с показом подголоска.)

Песня продолжается не совсем обычно. Вам уже было ска­зано, что после 2-го куплета у припева песни новый текст. И это не единственное нововведение в припеве. Там появится еще и ме­сто, где будет звучать только инструмент, а весь хор должен будет молчать. Придется поработать над этим завершающим песню припевом отдельно.

— Запомните слова последнего припева.

Припев.       Это знают даже дети,

Как он должен жить на свете,

Легче этого вопроса

Нету, нету ничего.

(Класс повторяет слова и поет их на мелодию начала припева.)

Дальше две музыкальные фразы будут звучать только на ин­струменте, потому что вы в этом месте должны собрать свое вни­мание и дыхание, чтобы выразить главную мысль песни.

Просто надо быть правдивым,

Благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым,

Только и всего!

— Исполните эти слова на мелодию, которая последует после инструментального проигрыша.

Соединим полностью весь последний припев, споем его в среднем темпе, чтобы вы запомнили, где надо молчать и слу­шать только инструмент.

- Какой подголосок вы сегодня разучили специально для припева? («Ла-ла, ла-ла».)

Этот подголосок сохранится и в последнем припеве. Давайте исполним новый, только что разученный припев с подголоском.

- Объединим второй куплет песни («Как все просто удает­ся...») с новым, только что выученным припевом.

V. Слушание музыки

- К какому жанру относится эта русская народная песня? (Педагог исполняет начало песни «Солдатушки, бравы ребя­тушки».)

Верно, это солдатская песня.

- Какова она по характеру? (Ответы детей.)

Поиграем в игру под названием «Я утверждаю, что...». Я буду произносить вперемежку правильные и неправильные определе­ния этой музыки. Ваша задача - правильные определения повто­рить всем вместе хором. А на неправильные слова - промолчать. (Педагог перечисляет следующие определения характера му­зыки: бравая, тихая, четкая, маршевая, вялая, ритмическая, му­жественная, плавная, огневая, решительная. Неверные определения выделены в тексте курсивом.)

- Как принято называть произведения, прославляющие ге­роев нашей Родины? (Героические.)

- Знаете ли вы произведения героического характера, создан­ные русскими композиторами? (Оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский».)

- Кто помнит содержание оперы М.И. Глинки «Иван Суса­нин»? (Герой Иван Сусанин из города Костромы пожертвовал своей жизнью и завел вражеский отряд поляков в лес.)

- Какой сценой заканчивается опера «Иван Сусанин»? (Фи­нал на Красной площади, куда приходят дети Ивана Сусанина и рассказывают о его подвиге, после чего хор славит героя, говоря о том, что подвиг его не забудут и через века.)

- Как называется хор, который звучит в финале на Красной площади? («Славься!»)

- Как оценили хор «Славься!» русские композиторы? (Ком­позитор П.И. Чайковский назвал хор «Славься!» архигени­альным.)

- Послушайте финал оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Отметьте его характер и исполнителей. (Прослушивание хора «Славься!».)

- Как называется человек, если в опере он поет один? (Со­лист.)

— А если поют все, кто присутствует на сцене? (Хор.) Сейчас вы услышите, как поет хор. Хор бывает разным. Ко­гда поете хором вы, такой хор называется детским. Когда поют одни мужчины - это мужской хор, одни женщины - женский. А когда поют и мужчины, и женщины - смешанный. Хор, ко­торый поет «Славься!», — смешанный. Повторите всем классом, как называется хор, в котором сливаются мужские и женские голоса.

(Школьники хором повторяют термин «смешанный», после чего проводится прослушивание хора.)

- Есть ли сходство у хора «Славься!» и у народной песни? (Да, в хоре «Славься!» встречается распев слогов.)

Сла-а-вься, славься, ты Русь моя, Славься, ты русская наша земля. Да-а будет во веки веков сильна Роди-имая на-аша родная страна.

- В какой динамике звучал хор? («Очень громко», фортиссимо.)

— Звуки какого инструмента ввел композитор для придания торжественности этой сцене? (Колокола.)

— Близка ли музыка гимну? Какие черты делают ее похо­жей на гимн? (Торжественность, героичность, парадность, праздничность, маршевость.)

Сам М.И. Глинка назвал ее «гимн-марш». Слушая музыку фи­нального хора «Славься!», можно заметить, что ее звучание близко старинным русским торжественным песням — кантам.

- Запишите в тетради определение: «Кант - старинная рус­ская песня торжественного характера».

Чаще всего канты рассказывали о военных победах и сраже­ниях. Были канты, посвященные героям.

— Какой музыкальный термин образован от слова «кант»? (Кантата.)

VI. Вокальная импровизация

- Вспомните, что такое штрихи. (Манера исполнения.)

Каким штрихом вы пели припев в песне «Точка, точка, за­пятая»? (Нонлегато, стаккато.)

— Какой понадобился штрих в запеве этой песни? (Легато.)

- Запомните текст для импровизации, где две части надо спеть разными штрихами. Дадим этому отрывку название -«Птица и лягушонок».

(Педагог читает стихотворение поэта С. Козлова «Фантазии». Школьники повторяют текст и запоминают его.)

Стоит руки мне раскинуть —

Сразу птицей становлюсь.

Стоит мне чуть-чуть попрыгать —

Лягушонком становлюсь.

— Какой штрих нужен для 1-й части этого текста — «Птицы»? (Легато.)

— Какой штрих нужен для 2-й части этого текста — «Лягушон­ка»? (Нон легато.)

— Сосредоточьтесь на минуту, представьте, какая мелодия должна быть в разных частях этого стихотворения. (Школьники сочиняют импровизацию внутренним слухом, после чего исполняют свои варианты напевов.)

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Приведите примеры героической музыки.

— Какие жанры народной музыки вы сегодня слушали?

VIII. Рефлексия

— Какие народные песни вы сегодня исполняли?

— Какую русскую народную песню вы продолжили разучивать?

— В каком новом виде вы сегодня встретились с «Вокализом»?

— О каком месте Москвы написаны стихи?

Снежная симфония

...Снег идет...

Пьедестал осыпает гранитный

В тихом темпе, в стеснительно медленном ритме.

Но Чайковский к беззвучью его, словно к звуку,

Протянул вдохновенно изящную руку

И над улицей в гуле машинного бега

Дирижирует белой симфонией снега...

И трепещут, сверкая серебряной пылью,

Лебединого озера легкие крылья...

Снег струится, и памятник — строгий, певучий —

Утопает в снегу, словно в мире созвучий,

И Чайковского облик — не бронза и камень,

А медалью серебряной в площадь вчеканен.

А. Созаев. Пер. с балкарского Л. Шерешевского

Почему перед Московской консерваторией установлен памятник композитору П.И. Чайковскому?

— Какие бывают хоры?

— Какой хор исполнял финал оперы «Иван Сусанин»? (Сме­шанный.)

— Какой оркестр звучал в финале оперы? (Симфонический.)

— Какая музыка, услышанная вами сегодня, близка канту? (Хор «Славься/».)

— В каких песнях вы исполняли отрывки с вокализами? («А мы просо сеяли», «Точка, точка, запятая».)

IX. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

•   «Вокализ» СВ. Рахманинова;

• песня «Точка, точка, запятая» Г. Гладкова;

• хор «Славься!» М.И. Глинки.)

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет