Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: закрепить умение петь одноголосно, каноном и на два голоса приемом «перекличка»; отработать художественное испол­нение песни; начать разучивание песни с элементами двухголосия; ввести понятие жанра «плач».

Планируемые результаты: учащиеся научатся петь с солистом, петь на два голоса в разных вариантах; познакомятся с новым жан­ром народной песни; проанализируют произведения разных видов искусств на одну тему.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вокализа» С.В. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова.

Оформление доски: репродукции картин русских художников с изображением природы; портреты композиторов С.В. Рахмани­нова, Г.И. Гладкова, певицы А.В. Неждановой.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяют распевания «Родина моя» на широкое дыхание. Повторяют гамму до-мажор.

Класс делится на две группы.

Первая группа поет на слова «мы идем» звукоряд из трех звуков   до, ре, ми.

Эту же мелодию повторяет вторая группа.

Первая группа продолжает вокальную линию, на слова «вверх и кем» исполняет звуки «ми», «фа», «соль».

Вторая группа повторяет эту же партию первой.

Первая группа поет на слова нисходящий ход «а теперь назад» звукоряд «до — соль».

Вторая группа повторяет нисходящий ход.

Это упражнение-перекличка исполняется 3-4 раза от разных туков.)

II. Актуализация знаний

1. Повторение метроритмических движений

(Повторяют метроритмические упражнения «Считалочка» и "Раз-два — Москва», произнесение скороговорки.)

2. «Вокализ» СВ. Рахманинова (Разбор основной мелодии «Вокализа», ее вокализирование. Слушание начала произведения.)

Русская поэтесса Анна Ахматова, слушая вокализ, была так потрясена услышанным, что написала по этому поводу стихотво­рение. Послушайте отрывок из него. (Педагог читает стихотворный текст.)

Слушая пение

Женский голос как ветер несется,

Черным кажется, влажным, ночным,

И чего на лету ни коснется —

Все становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,

Где-то что-то на миг серебрит

И загадочным одеяньем

Небывалых шелков шелестит...

Благодаря человеческому голосу, передававшему глубокие переживания и чувства, которые хотел выразить музыкой композитор, по мнению поэтессы, преобразуется окружающий мир:

...Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит...

- Какая певица впервые исполнила «Вокализ» С. Рахмани­нова? Покажите ее портрет.

— Какой пейзаж вы бы выбрали для передачи настроения «Во­кализа»?

3. Повторение понятия «вокализ»

— В каких народных и авторских песнях вам встречались во­кализы?

— В каких оперных ариях встречались вокализы?

4. «Песня о России»: повторение

- Как вы исполняли на прошлом уроке «Песню о России»? (С солистом-запевалой.)

Добавим к песне еще один куплет, который вы будете петь без слов, на слог «ла». Таким образом, в этой песне добавится куплет-вокализ. Исполните куплет на слог «ла». (Класс поет куплет на слог «ла».)

Припев после этого куплета спойте, как обычно, только в са­мом его конце сделайте замедление, чтобы подчеркнуть, что песня заканчивается. (Класс исполняет припев с замедлением в финале.)

Для исполнения «Песни о России» потребуются 4 дирижера на каждый куплет, 4 дирижера на каждый припев и два солиста -для начала 1-го куплета и припева, который будет исполняться в финале.

- Дирижеры, не забудьте про инструментальные проигрыши в начале и после 2-го куплета.

(Педагог назначает дирижеров и солистов, после чего песня исполняется полностью.)

5. Повторение понятия «плач»

- На прошлом уроке вы познакомились с новым жанром на­родной песни — плачем. Как возник этот жанр?

- Когда на Руси исполнялись плачи?

— Вы начали слушать рассказ писателя М. Горького «Как сло­жили песню». О чем вы узнали?

— Вот какие слова сочинили женщины для начала своей песни:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке, Светлой ноченькой, при месяце Беспокойно мне, девице молодой. Все тоскою сердце мается.

— Расскажите о характере созданной песни.

— Что означает слово «речитатив»?

III. Изучение нового

1. Жанры народных песен - развитие темы

Послушайте окончание рассказа М. Горького «Как сложили песню». Я напомню, что по ее сюжету разговаривают две жен­щины — пожилая по имени Устинья и молодая по имени Маша, которая работает горничной. Обе они из родных мест переехали на заработки в город, Устинья — давно, Маша — недавно, но обе очень скучают по своей родине. Тогда они пытаются свои пере­живания выразить, сочиняя песню.

— Какие звуки окружают женщин, героинь этого рассказа? Кажется, что все их окружение помогает созданию песенного настроения. Послушайте, как завершился этот рассказ. (Педагог читает окончание рассказа.) Как сложили песню (отрывок)

Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ле­нивому звону колоколов, Устинья снова ловко заиграла словами и зву­ками:

Ой, да ни зимою вьюги лютые,

Ни весной ручьи веселые...

Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:

Не доносят со родной стороны

Сердцу весточку утешную...

— Так-то вот! — сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. — А была я моложе — того лучше песни складывала! Бывало, подруги при­стают: «Устюша, научи песенке!» Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет?

— Я не знаю, — сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.

Я смотрю на них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно глубоко изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым платком, серый бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, и тупой подбородок мужчины... Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая горничная — подросток. Да и рот у горничной детский; маленькие, пухлые губы надуты, точно она обиже­на, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот заплачет.

Над мостовой мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнуть» крыльями: значит, мошкара опустилась низко, — признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против моего окна, сидит ворона неподвиж­но, точно из дерева вырезана, и черными глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче.

- Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели,

- задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:

- Поглядеть бы на родные-то поля!

И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:

Погулять бы с милым другом по лесам!..

Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг ко дру­гу; потом женщина говорит негромко, задумчиво:

- Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь...

- Что вам запомнилось из этого рассказа?

- Каким был характер песни, которую они сочиняли?

- О чем пели женщины?

- Сменился ли характер песни к концу, стала ли сочиненная песня немного повеселее?

- Каждый ли человек может сложить свою песню?

- Что вы можете сказать о создательницах песни в рассказе, обладают ли они какими-то особыми талантами?

- Стала ли их тоска по родному дому не такой отчаянной по­сле того, как они сложили и исполнили свою песню?

- Почему так получилось? (Они излили свои переживания в песне.)

2. «Точка, точка, запятая» - разучивание новой песни

Сегодня вы начнете разучивать новую песню под названием

«Точка, точка, запятая». Ее музыку сочинил композитор Геннадий Гладков.

- Запишите название песни и фамилию композитора. (Школьники делают запись в тетрадях: «"Точка, точка, запя­тая", композитор Геннадий Гладков».)

- Встречались ли вы раньше с музыкой Геннадия Гладкова? (Ответы детей.)

Конечно, встречались - слышали ее во многих мультфильмах, в художественных фильмах. В каждом классе вы разучивали песни с его музыкой. Давайте вспомним некоторые из них.

(Педагог вместе с классом исполняет начальные куплеты пе­сен «Край, в котором ты живешь», «Песня о волшебнике», «Пес­ня-спор», «Птичий рынок».)

- Вам нравится музыка композитора Г. Гладкова? (Ответы детей.)

Кто не знает, к примеру, неунывающего трубадура и его друзей из музыкального мультфильма «Бременские музыканты»! Когда слышишь музыку Г.Гладкова, то сразу становится ясно – у этого человека огромное чувство юмора, музыка его построена на кра­сивых мелодиях, в ней запоминающиеся ритмы. Композитор со­здает песни в разных жанрах. Например, только в сказке «Бремен­ские музыканты» есть и попутный марш друзей, и сатирические куплеты охраны, и волшебная музыка циркового представления, и лирическое объяснение в любви принцессы и трубадура.

Песня «Точка, точка, запятая» написана для одноименного художественного фильма о школьниках. Ребята не просто учатся в школе, так же как и вы, они сталкиваются с разными жизненны­ми сложностями, но стараются успешно их преодолевать.

— Послушайте песню, а потом расскажите о ней. (Педагог демонстрирует песню.)

— О чем поется в этой песне? (О начале жизненного пути.) Верно, о том, что человек проходит нелегкий жизненный путь, но нужно постараться его пройти достойно, а об этом следует за­думаться еще в детстве.

— Были ли в песне повторения слов и музыки? (Да.)

Какой была музыкальная форма в этой песне? (Песня с при­певом.)

Верно, но построение песни не совсем обычное, припевы в ней были большие — по два четверостишия, а не по одному, как мы привыкли разучивать в песнях. И мелодии для каждой части припева будут отличаться друг от друга, а у куплета, конечно, своя мелодия.

Песня начинается необычно - с припева. Послушайте началь­ные слова этого припева и запомните их.   (Педагог читает начальный текст припева.)

Точка, точка, запятая.

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик.

Получился человечек.

Эти слова и разучивать почти не надо — вероятно, вы их все хорошо знаете. И даже человечка такого, наверное, много раз ри­совали. Но все-таки повторите их хотя бы один раз так, чтобы получилось синхронное произнесение.   (Разучивание слов припева.)

— Теперь послушайте, каким будет ритмический рисунок в припеве. Сначала целых три строчки ритм и мелодия бу­дут одинаковыми. Давайте сначала отхлопаем ритм ладо­нями.

(Педагог показывает ритмический рисунок первых трех стро­чек — четыре четверти и четыре восьмых. Школьники повторяют ритм хлопками в ладоши, одновременно проговаривая слова.)

— В последней строчке ритм немного меняется, послушайте. (Педагог демонстрирует ритмический рисунок окончания — две четверти и шесть восьмых. Школьники его повторяют, про­говаривая текст.)

— Соединим вместе слова и ритм припева.

(Проговор текста всего припева с одновременным дублиро­ванием ритмического рисунка.)

— Послушайте мелодию припева. (Разучивание мелодии припева и его исполнение.) Обратите внимание на правильное вокализирование припева:

каждую его фразу нельзя резко обрывать в конце, гласный звук в окончании фраз потяните подольше: «точка, точка, запятая-а-а, вышла рожица смешная-а-а» и т. д. Коротко надо завершить только окончание на слове «человечек». (Школьники отрабатывают правильное пропевание начала припева с продолжительными окончаниями.)

— Какой была мелодия в начале припева по своему строе­нию? (Она строилась всего на пяти звуках, в основном звуки располагались тесно друг к другу, двигаясь ступеньками вниз, скачки появлялись только в последней строчке текста.)

Обратите внимание на приемы голосоведения, которые ис­пользуются в припеве, потому что в каждой части этой песни вы услышите разные мелодии, музыкальные приемы, совершенно непохожие друг на друга.

— Послушайте и запомните слова припева дальше.

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе,

Мы его нарисовали —

Только и всего. (Школьники повторяют текст запева хором, потом по рядам и индивидуально.)

— Послушайте, какая мелодия в этой части припева. (Показ мелодии.)

— Какая здесь мелодия по своему построению — с тесным рас­положением звуков или со скачками? (Со скачками.)

Кажется, будто, напевая эту часть, певцы подпрыгивают или исполняют веселую польку. В этой части один и тот же скачкооб­разный напев повторяется два раза, а окончание в каждой фразе будет самостоятельным. (Разучивание мелодии окончания припева.)

— Была ли музыка двух частей припева песни похожа по ха­рактеру? (Да.)

Каким был характер в этих частях песни? (Веселый, озорной, забавный, смешной, шуточный.)

Какой музыкальный лад здесь использовался — мажор или минор? (Мажор.)

— Каким музыкальным приемом вы пели эту часть песни — легато (связно) или нон легато (несвязно)? (Нон легато.)

Даже, может быть, здесь используется отрывистое звучание — стаккато. Это придает музыке оттенок озорства, свободы, веселья.

— Какой дирижерский жест надо выбрать для припева? (Лег­кий, кистевой, для танца-польки.)

— Спойте весь выученный припев целиком и продирижируйте. (Школьники исполняют выученный припев целиком.)

— Осталось разучить 1-й куплет песни, послушайте и запо­мните его слова.

Что вы, что вы, это важно,

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы смог пройти по жизни,

Рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно,

Только так из человечка

Выйдет человек. (Разучивание текста окончания запева, слова повторяют сна­чала всем классом, затем по рядам и индивидуально.)

— Послушайте, как изменится характер мелодии в этой части запева. (Показ окончания запева.)

— Каким стал характер музыки в этой части? (Спокойным, за­думчивым, серьезным, плавным.)

До этого мы пели музыкальную шутку - про то, как нарисо­вали смешного человечка с ручками и ножками, а здесь мы раз­мышляем о том, что человечек должен вырасти храбрым, стойким ко всем жизненным невзгодам. Помните, какие серьезные слова для этого написаны: из смешного нарисованного человечка дол­жен вырасти человек. Поэтому и музыка изменилась.

— Какой музыкальный лад вы услышали в этой части? (Минор.)

В спокойном темпе исполните эту часть и запомните ее ме­лодию. (Разучивание мелодии куплета.)

Обратите внимание на то, что характер пения куплета немного изменится к его концу. Мы начнем исполнять его немного задум­чиво, даже тревожно, особенно на слова «что вы, что вы, это важ­но». А в конце на слова «только так из человечка выйдет человек» надо пропеть более уверенно, серьезно.

— Исполните куплет еще раз, передайте в пении изменение его характера. (Школьники повторяют пение куплета с изменением его ха­рактера.)

— Какая манера пения здесь понадобится - легато или нон легато? (Легато.)

Почему здесь изменится дирижерский жест?

Каким был дирижерский жест в веселых, игровых частях, в припеве?

А какой жест вам понадобится для пения мелодии куплета, там, где вы поете приемом «легато»? (Плавный, вертикаль­ный, песенный.)

Спойте 1 -й куплет и продирижируйте нужным дирижер­ским жестом. (Исполнение куплета с дирижированием.)

Объединим исполнение всей выученной части песни - бойко­го, отрывистого припева и плавного, легатного куплета. Припев исполните два раза — в начале пения и в конце, после пропевания куплета.       (Объединение припева и запева песни.)

— Расскажите, как при дирижировании этой песней у вас должен меняться дирижерский жест.

Спойте еще раз выученную часть песни и продирижируйте ее разными дирижерскими жестами. (Пение песни с дирижированием.)

Видите, насколько сложные песни вы стали разучивать. В этом произведении композитор неоднократно менял характер мелодии, ее ритмический рисунок все время становился новым. Но вы справились и с мелодической линией, и со сменой настрое­ния. И при этом ваши голоса не сильно устали, и вы не захрипели. Ведь композитор создавал песню специально для ее исполнения детскими голосами, в нужном для этого регистре.

IV. Актуализация знаний: повторение 3-го Концерта СВ. Рахманинова

(Школьники повторяют лейтмотив 3-го Концерта для фор­тепиано с оркестром СВ. Рахманинова, прослушивают начало произведения и производят его разбор.)

— Почему рояль называют королем всех музыкальных инстру­ментов?

V. Вокальная импровизация

— Послушайте слова, которыми закончилась песня в рассказе М. Горького, и попробуйте создать для них свой мотив.

Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели,

Поглядеть бы на родные-то поля!

Погулять бы с милым другом по лесам!

Обратите внимание: чтобы получился более точным ритми­ческий рисунок, в первой строчке в слове «жаворонок» изменит­ся место ударения. Надо будет петь «жаворонок». Помните, что такая манера переноса ударения вам уже встречалась в народных песнях.

— Каким может быть характер этого куплета?

— Можно ли в этом куплете передать два характера, например песенный и танцевальный?

(Школьники показывают свои напевы для данного текста.)

VI. Блицопрос (Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Как менялся характер песни в рассказе «Как сложили песню»?

— Как менялся характер музыки в песне «Точка, точка, за­пятая»?

VII. Рефлексия

— Какой жанр народной песни вы сегодня вспоминали?

— Чем необычен жанр плача?   — Какую музыку вы сегодня слушали?

— Какой композитор сочинил 3-й Концерт для фортепиано с оркестром и «Вокализ»?

— В чем сходство лейтмотивов этих двух произведений?

— Кто исполнял 3-й Концерт и кто — «Вокализ»? — Какую музыку композитора Г. Гладкова вы знаете?   — Чем вам нравится музыка этого композитора?

— Какую песню Г. Гладкова вы начали разучивать?

— О чем говорится в этой песне? — Как меняется характер музыки в этой песне?

— Какой куплет вы сегодня добавили к «Песне о России»?

VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка» (Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Вокализ» СВ. Рахманинова;

• песня «Точка, точка, запятая» Г. Гладкова;

•   3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова.)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет